Цимес!!!

Дебора Вишневская
О том, что есть пища для тела и есть пища для души знают все. Для тела что-то посущественнее, а для души обязательно десерт? Очень глубокий смысл заложен в вопросе питания. «Аппетит приходит во время еды», это слова фантаста Рабле. А Пушкин высказался так: - «Желудок просвещённого человека обладает лучшими качествами доброго сердца: чувствительностью и благодарностью» Как хорошо: чувствительностью и благодарностью!
 
Именно благодаря чувствительности и благодарности, мы с Семеном решили, что не стоит откладывать до ужина то, что можно спокойно съесть за обедом. А, пообедав, вспомнили любимое блюдо в детстве, морковный цимес.
 
- Я не одинок, смотри на моего друга, он идеальный, молчит и слушает меня внимательно.

- Одиночества нет, это люди его придумали, отвечаю я.

Семен улыбается мне, мы смотрим на его пса, а тот преданно виляет хвостом и повизгивает. Он чувствует запахи. Что вы хотите, это еврейский пес.
 
- Ты гостья, сиди и смотри, а я буду готовить, и рассказывать тебе про свою жизнь.
 
Семен сделал жженый сахар совсем как мама, он насыпал сахар в половник и нагрел над огнем, сахар медленно расплавлялся и приобретал медовый оттенок, потом он опустил половник в миску с холодной водой. И на время забыл о нем, продолжая рассказывать, о его жизни последние пять лет в Израиле.
 
Он говорил, я слушала не перебивая. Он не разрешил мне ему помочь, вот натирает имбирь на терке. Фенхель, сельдерей, репчатый лук нарезает соломкой, мелко режет зеленый лук. Натирает немного цедры апельсина. Все быстро и ловко, почти как шеф повар. Вот уже выжал полстакана сока. При этом он говорит яркими словами о его переживаниях во время прогулки. И когда он успеваем еще и переживать? Гуляет не один же, с верным псом. Тайфун нетерпеливый, постоянно тянет поводок. А Семен уже чистит яблоко и, удалив сердцевину, нарезает дольками.
 
Я решаю помочь, и промываю изюм и курагу, заливаю водой, они мне показались суховатыми. Он одобрительно кивает. Начинаю чистить морковь. Мы выбрали аккуратные морковочки, детками их называют. Семен забирает у меня нарезанную ломтиками морковь и опускает в большой сотейник. Пока морковь томится, минут пять не больше, Сема подходит ко мне и, глядя прямо в глаза, говорит.
 
- Ну что может думать одинокий мужчина вечерами.
 
- Это зависит от его фантазии.
 
Мы смеемся. Он добавляет в морковь капельку воды, жженый сахар и позволяет всему этому закипеть. Добавляет фенхель, репчатый лук, имбирь, курагу, изюм, гвоздику и небольшую раскрошенную часть одной палочки корицы. Пусть тушится. А Тайфуну уже не терпится, он хочет кушать. Семен выносит его миску на улицу и там, привязывает его за дерево.
- Убежит, если не привяжешь. Так вот именно такими вечерами я и надумал жениться.
 
Я смотрю на него и думаю о том, что он достоин счастья. И он будет счастлив. Пока все тушится. Я завариваю кофе с имбирем, и мы блаженствуем, погружаясь в его аромат и вкус. Минут через 30 добавляем зеленый лук, яблоки, цедру, апельсиновый сок и сахар и тушим под крышкой еще около получаса. Иногда я добавляю немного кипятку. Цимес не должен получиться ни сухим, ни жидким. Мы успеваем поговорить обо всем и приходим к выводу, что истина не терпит компромиссов. И если кто-то верит, что когда придет Машиах , на деревьях будут расти булки, это личное дело каждого человека. А нам пора проверить как там и я снимаю крышку, готово! Настоящий цимес из нашего детства и пахнет как-то щемящее и будоражит воспоминания. Старинное еврейское национальное сладкое блюдо.
 
- Ше-исадер лё эт а-рош, - говорит Семен, наполняя мою тарелку.
 
- Ну да, для порядка в голове, чтобы не беспокоили мысли вечерами и ночами, тебе надо жениться.
 
Слегка прохладный ветерок, Тайфун на поводке и мы гуляем. Не знаю, может, и смогла бы я остаться здесь. Но, вдыхая сладкий, и вместе с тем пряный воздух, я уже думаю о своих родных. Удивительные вечера в Израиле, с наступлением вечера все оживает, у домов сидят и разговаривают, слышен смех и звук гитары. Гуляют неторопливо. Мужчины возвращаются по домам после молитвы. Отвлеклась, простите. Яркие воспоминания, будто вновь там, в Израиле. Вот все что нужно для морковного:
 
Для двоих вам понадобится: половина кг. моркови. Маленький клубень фенхеля, 1 репчатый лук, перышки зеленого лука. Одно яблоко большое, или два небольших. Два апельсина, чайную ложку с верхом апельсиновой цедры, чуть меньше половины стакана апельсинового сока. Половина чайной ложки имбиря, третью часть корня сельдерея, подсолнечное масло. Горсточка изюма, штук восемь кураги, и пять штук чернослива. Палочка корицы. На кончике ножа молотой гвоздики, сахар по вкусу.
 
Хотя, если честно, этот цимес для воспоминаний, это десерт, а чтобы накормить мужчину, нужен цимес с мясом, ну или с фасолью. Есть столько цимесов! Любое блюдо, приготовленное с любовью, очень вкусно. Но не каждое блюдо можно назвать цимес! Само слово стало популярным. Можно услышать и такое, ты сегодня просто цимес, это комплимент.
 
- Как погода?
- Поздняя осень и почти постоянно плюс десять, конечно цимес!
 
Так с мясом? Как скажете! В основе еврейской кухни есть определенная пищевая философия – кашрут, это уже система питания. В Торе все написано о том, что человеку полезно, что очищает его сердце. Главный запрет, "не вари козленка в молоке матери его". Это значит, что никакого мяса в молочном соусе, нельзя смешивать молочные и мясные продукты. Перед приготовлением блюд из мяса, есть правило. Мясо располагают на наклонной поверхности, густо посыпают солью, оставляют на 30 минут. В результате кровь стекает. Затем соль тщательно смывается и мясо кошерно.
 
Итак, всего один килограмм мяса, конечно телятина. И ровно один килограмм моркови, муки граммов семьдесят. А для чего мука, спросите вы и будете правы, я слегка поджариваю ее с мясом. Ну и масло растительное, соль перец и даже немного сахара. Обязательно изюм и чернослив, сколько любите, но не больше мяса, по горсточке.
 
Мясо режьте на кусочки, размер кусочков, да как любите. Теперь его обжарьте, добавьте нарезанную морковь, немного воды и тушите до готовности, потом добавляйте изюм и чернослив и еще минут пять, или десять, но не больше.
 
А одиночества и вправду нет, его придумали люди. Придумали и теперь все пытаются найти рецепт против него. Просто есть такое время в жизни каждого человека, когда он остается один. Но это не одиночество. Пока голова на месте, она не просто полезна человеку. Жизнь раскрывается у тебя, в твоем сознании и дает возможность раздвинуть рамки так называемого одиночества. Обнять весь мир, быть воспоминаниями, где захочешь. Это время побыть одному или одной. Это время для того, чтобы вспомнить все что прошло. Чтобы немного погрустить, а потом улыбнуться. Это специальное время для себя. Это время для души. Тишина мягко обволокла меня, тепло и удобно душе. Она спокойна, я не тревожу ее грустными воспоминаниями. Только Израиль. И не решаю сложных задач и даже не думаю о том, что будет завтра, я наслаждаюсь временем для себя.