Крис Хеджес - Свобода в наручниках

Виктор Постников
7 ноября 2011 г.
TruthDig.com

Ведущий колонку в журнале Truthdig  Крис Хеджес, активист, писатель и журналист, награжденный в  2002 г. Пулицеровской премией,  написал данную статью после того, как его отпустили из  предварительного заключения после ареста в прошлый четверг.  Он и еще 15 участников движения "Займем Уолл-стрит" были задержаны во время протеста перед центральным офисом  банка Голдман Сакс  в нижнем Манхеттене. - ред.

Лица появились передо мной за несколько мгновений до того, как нас арестовала полиция Нью-Йорка, в четверг, перед офисом Голдман Сакс.  Это не были самодовольные лица служащих Голдман Сакс, которые смотрели на нас через вращающиеся стеклянные двери и окна вестибюля, патетическое собрание клубных мужчин и женщин.  Это не были лица полицейских в голубой форме, со связками белых и черных пластиковых наручников, или охранников Голдман Сакс, больше похожих на головорезов с бритыми головами и невидящим взглядом (они напомнили мне секретных агентов Восточной Германии, штази) Это не были лица окружавших меня демонстрантов,  на которых  были написаны  долги, безработица, и  разбитые мечты, свисавшие как тяжелый крест,  или рассерженные лица тех, кто спровоцировал демонстрации и начал движение за справедливость. Это не были лица прохожих – строительных рабочих,  которые, казалось, приветствовали протестующих,  или лица одетых в дорогие костюмы бизнесменов.  Это были далекие лица.  Лица умирающих детей.  Они были маленькими, смущенными, перепуганными. Я видел их в южном Судане,  в Газе, в трущобах Браззавиля,  Найроби, Каира и Дели, на всех войнах, где я побывал.  Это были лица с большими, стеклянными глазами над распухшим животом.  Это были маленькие лица детей, перекошенные от приступов голода и болезней.

Я унес с собой эти лица. Они не оставляют меня. Я смотрю на своих собственных детей и вижу лица тех других детей, у которых не было ни малейшего  шанса в жизни.  Война приносит с собой массу ужасов, включая голод, но хуже всего человеческие останки после войны и голода,  эти маленькие щуплые тела, с переплетенными конечностями и пустыми глазами, которые осуждающе смотрят на нас всех. Богатые и самодовольные люди за стеклами Голдман Сакс смеялись и фотографировали нас, как если бы мы представляли для них редкое зрелище, отвлечение от их ланча, за которым обсуждаются торговые сделки и профит; мы были для них чудаками, далекими от их коллективного поклонения денежному мешку, зверьками в клетке – и вправду, мы скоро в ней очутились.

Стеклянная башня с тщательно подобранными людьми из лоска и самомнения, воспитанными в привилегированных институтах, с особыми наклонностями обманывать; людьми, лишенными сочувствия и совести. Они с любопытством рассматривают нас, стоящих на бетоне и сцепивших руки; мы и они говорим на разных языках. Профит. Глобализация. Война.  Национальная безопасность.  Эти слова они используют, чтобы оправдывать уничтожение крошечных жизней и проводить акции злa.  Индекс торговых операций Голдман Сакс наивысший в мире. Они заняты  покупкой и спекуляцией фьючерских сделок,  удваивают и утраивают стоимость пшеницы, риса и кукурузы.  Поэтому сотни миллионов по всему миру ложатся спать голодными.  Технические термины, которым учат в школах бизнеса и на торговых биржах,  надежно маскируют то, что происходит в реальности – убийство детей.  Эти слова предназначены для того, чтобы система работала с дьявольски холодной нейтральностью.  Мирная  человеческая речь в храмах Голдман Сакс, по выражению У.Г. Одена,  превращается в “пошлый механический скрежет.”

До прихода движения  «Займем Уолл-стрит», у нас, кажется, была утеряна не только личная ответственность, но и способность к личному суждению. Корпоративная культура поглотила всякую ответственность. Это часть ее притягательности.  Она освобождает от морального выбора. Нерегулируемый капитализм и глобализация приняты как руководящие принципы,  они возведены в ранг чуть ли не природных законов. Победный марш корпоративного капитализма требует пассивного принятия этих законов, накачивания банков триллионами долларов и систематического ограбления общественных фондов.  Корпоративная культура, символизируемая Голдман Сакс, просочилась в классные комнаты, в телевизионные передачи, в наше сознание.  Корпоративная культура забрала у нас право выражать себя и выходить за пределы навязанных нам узких границ политического режима. Она превратила нас в послушных потребителей, заставила замолчать. Корпоративные машины  принимают новых рекрутов в свои сообщества, и через ритуалы заставляют их принять ничем не нарушаемую веселость, детский оптимизм и подобострастие к авторитетам. Эти корпоративные ритуалы подпираются всевозможными «ретритами» и «воркшопами» и  надеждой на то, что в будущем выживут только лишенные морали люди.  Сильные и независимые люди выпалываются на ранней стадии, продвигаются лишь те, кто не задает вопросов. Корпоративная культура любит  обезличенность.  Как пишет Ханна Арендт:  “Система никем не управляется и по этой самой причине, это самая бесчеловечная и самая жестокая  форма правления.”

Наш политический класс и его посыльные на масс-медиа во весь голос убеждают нас, что если мы откажемся смириться, если выйдем из Демократической партии,  если восстанем, то ситуация ухудшится. Эта игра в меньшее зло  приводит к постоянной эрозии  правовой системы и усилению корпораций.  Она позволяет корпорациям обдирать государство и  глобальную экономику, превращать мир в неофеодализм, с хозяевами и рабами.  Эта игра будет продолжаться до тех пор, пока любое действие властной элиты не станет преступлением. Она будет продолжаться, пока корпоративные хищники, которые давно решили, что не стоит сохранять ни нацию, ни планету, захватят последние крохи богатства. Она будет продолжаться, пока призывы отдать под суд хозяев Голдман Сакс за финансовые махинации будут считаться незаконными, а последние будут охраняться судами, Министерством финансов США и Конгрессом. И все это делается  для того, чтобы горстка хищных, бессовестных плутократов вроде Ллойда Бланкфейна, генерального директора Голдман Сакс, который заглатывает около $250000 ежедневно, лжет Конгрессу США,  инвесторам и народу, могла использовать свои грязные деньги для ухода в свой Версаль, а ее подручные, в качестве развлечения, снимали фотоаппаратами «чернь» за воротами банка, уволакиваемую полицией и охранкой.

Важно, чтобы движение «Окьюпай» сместило внимание от своих палаточных лагерей,  обремененных проблемами на скорую руку созданного открытого общества, в котором нет изгоев.  Внимание должно быть направлено через уличный протест, гражданское неповиновение и оккупацию на институты, которые проводят насилие над  99% населения.  Банки, страховые компании, суды, которые отбирают  дома, и выставляют их на аукционы,  школы и библиотеки которые закрываются, и корпорации, вроде General Electric, которые направляют  доллары налогоплательщиков на разработку систем вооружения и не платят при этом налоги, а также пропагандистские масс-медиа вроде New York Post  и  Fox News, развязавшие против нас яростную пропагандистскую войну,  все они должны быть закрыты и оккупированы.  Голдман Сакс – всего лишь одна из вывесок глобального капитализма,  но в мире есть немало других компаний, разрушающих человеческую жизнь.

Это всегда респектабельные классы, лощеные выпускники Ivy League*,  частные школы Гринвича, шт. Коннектикут, или Шорт Хиллс, шт. Нью-Джерси.  Быть интеллигентным для них, по крайней мере в узком, аналитическом, смысле этого слова, означает быть морально нейтральным.  Этим респектабельным гражданам прививают в элитных анклавах “ценности” и “нормы,”  акты благотворительности для оправдания своих привилегий,  и веру в изначальную благость американской системы власти.  Их учат тому, как уважать систему власти. Их учат верить в свою собственную изначальную благость, после чего они оказываются неспособными замечать или понимать зло системы, которой служат. И по мере того, как мир постоянно трансформируется корпоративными силами в одну политическую клику из хищников и жертв, элиты ловко заменяют один набор “ценностей” на другой.  Эти элиты подчиняются правилам. Потому что система должна работать по правилам. И их за это вознаграждают. В качестве благодарности они не задают вопросов.

Те, кто сопротивляются — сомневающиеся, отверженные, ренегаты, скептики и бунтари — редко выходят из элиты.  Они задают другие вопросы. Они ищут нечто другое — осмысленную жизнь. Они хорошо осознали изречение Иммануила Канта: “Когда нет справедливости, жизнь человека на Земле теряет всякий смысл.” И в своих исканиях они пришли к выводу, что как сказал Сократ, «лучше неправедно страдать, чем неправедно поступать». Этот вывод кажется рациональным, хотя его нельзя рационально доказать. Это скачок в мораль за пределы рационального знания. Он отказывается от монетарной оценки человеческой жизни. Он признает:  человеческая жизнь, да и всякая жизнь, священны.  Поэтому, как говорит Арендт,  в тяжелые времена самые моральные люди не те, кто говорит “это плохо,” или “так не следует поступать,” а те, кто говорит “я не буду."

В моих легких есть следы туберкулеза, который я подхватил, работая иностранным корреспондентом среди сотен умирающих суданцев.  Я был сильным, у меня были привилегии и я победил болезнь.  Но суданцы были другими  и не выжили.  Их тела, главным образом, дети, были погребены в наскоро вырытых массовых могилах.  Я с собой ношу шрамы от тихого шепота тех, кто умер. Это слабые следы тех, у кого никогда не было возможности стать мужчинами или женщинами, влюбиться и иметь детей.  Я принес эти шрамы к дверям  Голдман Сакс.  Я возвращаю их живущим.  Я пришел к брокерам, чтобы потребовать справедливости – поскольку умершие, и те, кто умирают в трущобах, и лагерях беженцев по всему миру, не могут придти сами.   Я вижу их лица, они преследуют меня днем и ночью.  Они хотят, чтобы я все помнил. Они хотят, чтобы я сделал выбор. И когда металлические наручники защелкнулись на моих запястьях, я моментально вспомнил о них и сказал себе: “Свободен наконец.  Милостивый боже, свободен наконец.”
______________
*Лига плюща ( Ivy League) — ассоциация восьми частных американских университетов, расположенных в семи штатах на северо-востоке США, в которых готовится будущая элита. - ВП

Крис Хеджес (Chris Hedges) ведет колонку в  Truthdig.com.  Выпускник  Гарвардской школы, двадцать лет работал иностранным корреспондентом The New York Times.  Автор многих книг. Его последняя книга «Империя иллюзий: конец грамотности и  триумф зрелищ».
© 2011 TruthDig.com