Протазанов. От демонических драм до эксцентрики

Владимир Семерчук
               

          Яков Александрович Протазанов родился 23 января (4 фев-
     раля) 1881 г.  в Москве - умер в в Москве 18 августа 1945 г.
     Актер,  сценарист,режиссер.  Заслуженнный  деятель  искусств
     РСФСР  (1935),  заслуженный деятель Узбекской ССР (1944).  В
     1900 году окончил Московское коммерческое училище,но коммер-
     сантом не стал.  После ряда ****ок в Европу и, в особенности
     в Париж, Протазанов увлекается кино (предпосылкой этому было
     увлечение  театром  и  литературой еще в детстве и юности) и
     становится в 1907 сотрудником русского филииала  французской
     фирмы "Глория". До 1909 года он исполнял роль переводчика, а
     в 1909 дебютирует, как сценарист ("Бахчисарайский фонтан") и
     как актер ( "Смерть Иоанна Грозного "), но основной его спе-
     циальностью (после того как "Глория" была  поглощена  фирмой
     Тимана и  Рейнгардта)  становится  режиссура.
          Режиссерский путь  Протазанова  оказался  длинок  и из-
     вилст (снято 100 фильмов в самых различных жанрах).
          И, если  в  идеологическом плане его творчество вряд ли
     возможно охарактеризовать в двух словах,  то в жанрово- сти-
     листическом это возможно.  В дореволюционном кино Протазанов
     был виднейшим представителем (наряду с Е.  Бауэром) "русской
     кинодрамы"-этого самого оригинального и блистательного жанра
     русского дореволюционного кино,  то в советское время он до-
     вольно неожиданнно становится одним из виднейших комедиогра-
     фов.  В стилистическом плане следует отметить его влечение к
     "актерскому" кино (отличие от Бауэра и авангардистов 20-х) и
     к экранизации литературной, главным образом русской, класси-
     ки.
          Любовь к  актеру  и жанру экранизации четко проявляется
     уже в разношерстном творчестве режиссера,когда он работает в
     фирме "Т/Д.Тимана и Рейнгардта"( приключенческие фильмы,фар-
     сы,комедии,  балеты,кинороманы. Наиболее начительнымы произ-
     ведениями  этого  периода  являются поставленные вместе с В.
     Гардиным две большие картины:  "Ключи счастья" по роману  А.
     Вербицкой и "Война и мир" по роману Л. Толстого, а также эк-
     ранизация пьесы Л.Андреева "Анфиса".  Но в перспективе самым
     значительным  оказался фильм "Уход великого старца",расказы-
     вающий о последних днях Л.  Толстого. Эта картина предваряет
     цикл  его основного "ермольевского" периода,  ядром которого
     станут мистические и  религиозно-моралистические  произведе-
     ния.
         А переходит он в фирму Т-во "И.  Ермольева" в 1915 году.
     Здесь протекает самый значительный этап его творчества.  Оно
     приобретает черты идеологического и  жанрово-стилистического
     единства его драм,  создается и актерский ансамбль, в центре
     которого находится И.  Мозжухин.  Его роль в  этом  ансамбле
     настолько  велика  и  значительна,  что протазановские драмы
     можно назвать также и "мозжухинскими".Рассмотрим теперь  бо-
     лее подробно групу "демонических" драм,  снятых с 1915 по 17
     годы. Во всех этих фильмах главный герой(а его обычно играет
     Мозжухин)-это человек темной, мрачной, демонической страсти,
     доводящей его до сумасшествия или до гибели. Эту "демоничес-
     кую" серию открывает несохранишийся фильм 1915 года "Николай
     Ставрогин" (по роману  Достоевского  "Бесы").  Самоубийством
     кончает  поэт в декадентской драме 16 года "Подайте,  Христа
     ради, ей ("Нищая").Сначала он до безумия влюбляется, а когда
     та  из-за  болезни  теряет свою красоту,  поэт покидает ее и
     кончает жизнь самоубийством. Красота умерла и поэтому я тоже
     ухожу  из  жизни"-таковы последние слова этого декадентского
     героя.  Из-за темной страсти к деньгам и карточной игре схо-
     дит с ума герой пушкинской "Пиковой дамы".  Демоническую се-
     рию завершает завершает картина 1917 года "Сатана Ликующий".
     Герой фильма-пастор,ведущий суровый,аскетический образ жизни
     после посещения Сатаны в облике ночного гостя,  соблазняется
     последним.  В нем просыпаются самые темные, низменные страс-
     ти, которые и приводят его к гибели.
          В том же 1917 году,  вероятно,  под влиянием социальных
     катаклизмов, в ряде его фильмов, начинают звучать моралисти-
     ческие мотивы ("Прокурор", "Не надо крови").
          Эта тенденция наиболее полно реализуется в  1918  -  19
     годах,  когда Протазанов начал снимать драмы,  которые можно
     назвать "моралистическими". Герои этих лент (их также играет
     Мозжухин) теперь уже не демонические личности,  гибнущие под
     влиянием темных страстей,  а люди, которые вступают в борьбу
     с ними и в конце концов побеждающие их. "Малютку Элли"(1918)
     можно считать переходным фильмом.  Здесь  герой-мэр  города,
     захваченный любовной страстью, по ошибке убивает сестру жен-
     щины(сестры очень похожи друг на  друга),  в  которую  влюб-
     лен.Посе  женитьбы  его  начинаю  мучить угрызения совести и
     вскоре он оказывается на грани сумасшествия. Набравшись силы
     воли,  он признается жене. Это признание-раскаяние могло его
     спасти и только нерешительность жены приводит его к  смерти.
     "Мы  вместе  своей  жизнью  искупим  этот грех"-идейный итог
     фильма. Раскаяние и нравственный образ жизни-вот силы, с по-
     мощюю  которых можно победить злые или темные страсти жизни.
     К этой группе фильмам можно прибавить еще две картины: "Гор-
     ничная  Дженни"  и  "Богатырь духа".  В первой из них девуш-
     ка-аристократка,  оставшись после смерти отца без средств  к
     существованию,  едет  в город и устраивается горничной арис-
     тократический дом, скрыв свой свой титул. Своими изысканными
     манерами,  безупречным  поведением  и наивной чистотой души,
     она покоряет сына баронессы и становится его женой. В "Бога-
     тыре  духа"  выведен положительный образ графа,  выросшего в
     имении своего отца среди лесов и полей среди народа.  Чисто-
     той  своей души он не только покоряет невесту своего алчного
     брата Лео Алину, приехавших из города, но и встает на защиту
     местных крестьян,  эксплуатировавших местных крестьян. Фильм
     заканчивается символически в "толстовском духе":  герой про-
     гуливается  с  Изой  по окрестностям.  В прдепоследнем кадре
     влюбленные останавливаются в роще среди деревьев на фоне по-
     лей и лесов, потом следует крупный план церковных колоколов.
     Монтажом этих двух символических  кадров  -  "руссоистского"
     (герои  на фоне природы) и "христианского" (колокола) закан-
     чивается и сам фильм.
          В 1919  году Протазанов вместе с фирмой Т-во" И.Ермоль-
     ева" эмигрирует на Запад",  где в Париже  и  Берлине  ставит
     несколько фильмов, имевших успех ( "За ночь любви", Правосу-
     дие превыше всего",  Паломничество любви" и др). В 1923 году
     Протазанов  возвращается на родину и становится одним из ве-
     дущих режиссеров киностудии "Межрабпом-Русь".
          Здесь он работает в двух жанрах-драме и комедии.
          Но сначала о протазановских советских  драмах,  которые
     значичительно уступали его комедиям.  В своих драмах он ста-
     рался воплотить революционную тематику  в  мелодраматическом
     духе,  сочетая его с новым авангардистским монтажно-типажным
     стилем и символизмом.  В итоге получались очень  эклектичные
     произведения  .  Особенно  этим отличались такие его фильмы,
     как "Его  призыв",  1925,  Человек  из  ресторана,26,  Белый
     Орел,28,  "  Анна  на  шее" и Смерть чиновника" из альманаха
     "Чины и люди".  Из этих картин выделяется фильм "Сорок  пер-
     вый",  который  является  скорее  не любовной драмой на фоне
     Гражданской войны, а более напоминает географическо-этногра-
     фический  очерк  (основное  внимание уделяется экзотическому
     пейзажу и быту туркменов в ауле,  быту красноармейцев, ветру
     в пустыне и. т п.).
          Но если  драмы Протазанова советского периода оказались
     на переферии кино 20-х, первой половины 30-х годов, то коме-
     дийное творчество режиссера заняло чуть ли не первое и попу-
     лярнейшее место.  Протазанов  и  начинал  с  комедии  "Аэли-
     та"и,если, она получилась весьма сумбурной и эклектичной, то
     "Закройщик из Торжка" с И.  Ильинским  пользовался  огромной
     популярностью.
          Протазановские комедиии можно  разделить  на  "иностра-
     ные",  сделанные  в  условном сатирическом стиле ("Процесс о
     трех миллионах","Праздник святого  Йоргена","Марионетки")  и
     на советские, сделанные в бытовом стиле ("Сапожжник из Торж-
     ка", "Дон Диего и Пелагея". Из этой групы можно выделить од-
     ну  из всех его картине,  "Беспприданницу",  поставленнную в
     жанре трагигомедии.
         В конце жизни он поставит еще три фильма. Наиболее удач-
     ной оказалася последний фильм - комедия "Насреддин в Бухаре(
     1943).  Но  самой желанной,  но не осуществленной мечтой для
     позднего Пратазанова будет экранизация пьесы А.Н. Островско-
     го "Волки и овцы".