Харизма

Виктор Леонтьевич Лысенко
Слово неприятное. Не думал, что приживётся оно у нас. Прижилось. Пишут без всякого стеснения про живого человека: он, мол, "харизматический лидер". Не про всех, конечно, потому что харизматический лидер у нас один.

Пришло к нам это слово вроде из Древней Греции. Да хоть бы и из Древней, не это важно. Важно то, что сочетание звуков в нём неудачное -  напоминает нехорошее, грубоватое русское слово. А в результате  нелепица: говоришь о человеке, что, мол, «харизма у него великолепная», а люди реагируют так, как будто ты гадость про него сказал. Аналогия с жестикуляцией - поднимаешь большой палец в знак восхищения какой-нибудь личностью, а пальцы сами собой складываются в фигу, и жест получается оскорбительным.

От чего харизма у человека зависит? От лица, конечно. Но она шире, чем лицо.  Не в том смысле шире, что по квадратной  площади больше, а в том, что включает в себя и выражение лица.  Мимику: движения глаз, щёк, рта и всяких там носогубных складок. Наука говорит, что у каждого индивида сочетание этих складок своё, уникальное. От себя добавим, не всегда привлекательное, а бывает - ну просто отвратное. Сами, небось, наблюдали: лицо вроде красивое, а выражение лица неприятное - и наоборот.  Так вот, когда наоборот, это как раз и означает, что у человека есть харизма.

На днях открываю свежий номер журнала «Наука и жизнь» и читаю, что японцы научились с абсолютной точностью копировать лицо человека и делать с этого лица соответствующие маски. За минуты! Представляете? Бац! – и у тебя в руках маска известного человека. Вместе с харизмой. Наклеивай эту харизму на свою харизму и иди куда хочешь. Первая мысль у меня была, знаете, какая? Надо запретить эту технологию в России. Ибо народ у нас ушлый, начнут клепать харизмы влиятельных лиц да наклеивать себе на физиономии. Тихий ужас, что может произойти!

Приведу  пример. Имеется, предположим, на планете Земля страна Х и в ней - президент и премьер. И политическая жизнь в этом Х-е организована так, что сначала президент выполняет роль премьера, а потом  наоборот: премьер - президента. Скажете, нет  таких стран?  Есть. И представьте: президент наклеивает себе харизму премьера, а премьер –  харизму президента.  Как вам это понравится?  Ну, простым жителям этого Х-а один хрен, премьер перед ними или президент.  А вот у чиновного люда  начнут, по выражению Зощенко,  «отниматься задние ноги». Ибо чиновник видит - по походке вроде премьер, а харизма добрая, лучезарная, точь-в-точь как у президента. Он к нему  «господин президент», а «президент» как рявкнет на него, какой, мол, я тебе президент? Я уже второй месяц как премьер! Зажрался ты, парень, мышей не ловишь, начальство в лицо узнавать перестал! 

Инфаркт миокарда, моментально. Повторяю - тихий ужас.

Спрашиваете, чью харизму мне хотелось бы заиметь? Трудно ответить. Скажем, лица  Горбачёва или Чубайса я даже примерять бы не стал: побоялся бы, ибо нервная  система у нашего народа  нервная до невозможности. Особенно после перестройки, перестрелки и приватизации. Встретят тебя на улице с лицом Чубайса и сразу за грудки, про ваучер вспомнят, да вопросы разные начнут задавать...  Харизму  запросто могут попортить, а вместе с ней и другие части тела. Под горячую руку. Мне это надо?

Нет, в политику я бы не полез. А взял бы себе харизму боксёра Валуева.  Удивлены?  Нечего удивляться. Согласен, он не красавец, не Марлон Брандо: но мужчине и не обязательно быть Брандо. Главное, чтобы уважали - а Валуева уважают: мужчины - за физическую мощь и прямой удар справа, женщины - за немногословность и серьёзное, задумчивое выражение лица. Нравятся женщинам  такие вот крепкие, надёжные мужики, которые зря языком молоть не будут - больше руками действуют. И головой - как в известном анекдоте.

То есть если бы речь шла только о воздействии на прекрасный пол, я бы себе лицо Филиппа К. организовал. Ураганная у него популярность у этого пола: с его харизмой  отбою не было бы у меня от дам и молоденьких девушек. Боюсь, правда, что и сильный пол стал бы знаки внимания оказывать, что мне, конечно, совершенно без надобности.  Да и вообще - не та дата жизни, чтобы любовными делами  увлекаться. Поэтому  повторяю: харизма Валуева вполне меня устраивает.

Спрашиваю у жены, чью харизму она хотела бы заиметь. «Мне нравится Анна Чепмен. Её харизму я бы носила с удовольствием», - отвечает. Я ей:  «Ты что, с ума сошла? Она же шпионка». А жена: «Ну и что же, что шпионка. Это она в рабочее время шпионка, а дома, я думаю, она великолепная хозяйка и прекрасная мать.  Так что никакую другую харизму мне даже и не предлагай. Анну Чепмен и всё». Чёрт поймёт этих женщин...

Представьте себе: идём мы с женой под ручку, прогуливаемся, на мне харизма Валуева, а на ней – Чепмен. Шикарно, верно? Но не слишком ли круто? Как думаете?


Иллюстрация: компиляция фото из интернета