Про грядки, осень и последний дачный день

Мила Ласка
Звонила матери, она тусит на даче. Дача у нас ещё та – два заброшенных домика, но зато большая территория. Территория вышла большая, так как у нас были две дачи, бабушкина и наша – в те времена давали каждой семье участки. Мы снесли забор между дачами, получился один большой участок.
Ездит туда только мама. До их развода с отцом – папа тоже туда ездил, так как мать его заставляла. И мы с сестрой, бывало – так как нам это, почему-то, нравилось. И бабушка ездила – пока не уехала насовсем, как она выразилась, «умирать на родину».
Бабушка, слава богу, жива, но со своей родины в Питер и на дачу не ездит. Родители развелись, отец после развода почти не ездит. Мы с сестрой тоже потеряли интерес к дачным делам. Посему тусуется там только мать.

Дача находится рядом с Невским лесопарком, осенью там красиво. Но даже эта природная красота, чистый воздух, два водоема и то, что от Питера ехать всего 30-40 минут – меня не могут заставить ездить на эту дачу: не вижу в её посещении никакого удовольствия.
Но многие дачники наслаждаются своими участками и работой на них. И сегодня почти все они тусуются на даче: у большинства дачников последний дачный день. Последний, так как заканчивается бесплатный проезд для пенсионеров то ли по пригородам СПб, то ли по Ленобласти. Мама моя тоже пенсионерка, и тоже с завтрашнего дня не будет ездить на дачу – а что туда ездить то: поздняя осень, весь урожай сто раз снят, на участках сырость и холод.

И вот, звоню я матери сегодня – чтобы поздороваться, узнать, как дела, и вообще: чем она живет-то хоть сейчас в эту дождливую осень. Мама мне начинает рассказывать про то, как всё сейчас на даче, про грядки, которые она весь день покрывала каким-то покрытием, чтобы они, вроде бы, не заросли, и весной были в норме. Покрывала-покрывала она их с утра, а к вечеру оказалось, что покрытие плохое – через него свет проходит. И вот мне мама жалуется на свою тяжкую дачную судьбу:
– Вот, что такое – вся работа насмарку...
На что я ей отвечаю:
– Мама, я хочу тебя успокоить – вообще вся наша работа в этом мире насмарку.
Мама задумчиво:
– Хм, как-то грустно. Но, похоже, так и есть.

А осень гоняет по Невскому лесопарку и по Питеру последние листья, моросит вечный питерский дождик. Мы живем, и не задумываемся о смысле тысячи выполняемых нами дел – вроде, надо делать, и мы делаем, делаем... На работе, дома, на улице, на даче...
А осень гоняет-гоняет жёлтые мокрые листья, бросает их в лужи, поднимает над землёй, покрывает ими ботинки прохожих... Природа, в отличие от людей, знает, что смысл всего этого есть – просто этот смысл надо найти...

31/10/2011