Рассказ шепотом маленького взрослого

Елена Незлобина
    Так  я  ждал  лето,   и   вот  оно  начинается!  Начинается -  в деревню  мы  едем   потому  что.   Не  сплю,   в  окошко  смотрю,  в  сумку  свои  главные  вещи  собираю.   Кажется,  ничего  не  забыл.  Как  время  медленно  идет!  Вот  бы  заснуть,  а  проснуться  уже  в  деревне!

    Папка  сказал,  в  девять  ноль-ноль  выезжаем.  А  я  боюсь,  не  проспали  бы.  Мы  на  машине  поедем. 

    В  деревне    дед  Трофим   ждет   и   бабуся  Маруся.  А  еще  Гром (это  пес,  мой  хороший  друг),  и  Дуська (кошка  рыжая  с  белым),  и  головастики  в  пруду,  и  еще  много  друзей.  Они  уж  все  меня  заждались.  Даже  Макар,  петух  вредный,  и  тот,  наверное,  ждет. 

    Сегодня был  дождь,  и  я  напугался – вдруг  завтра  не  поедем?  Но  мама  сказала  папке,  что  ребенку  нужен  свежий  воздух,  что   в  последнее  лето  перед   школой  Ромка (это я)  должен  набраться  побольше  сил.  А  у  меня  и  так  сил  много,  я  сильный!

   В  школу  ходить - разве  сила  нужна?  Вииидел  я  в  замочную  скважину,  когда  к  другу  своему  одному, Артемке,  в  школу  ходил  (он  в  первом  классе) - сидят   парами  и  смотрят  на  тетеньку  в  платье  синем.  А  она  мелом  рисует  на  стене  и  вытирает,  опять  рисует  и  опять  вытирает.  По-моему,  так,  главное – чтоб  портфель  был,  а  сила  не  очень - то  и  нужна.

    Артемка  говорит,  что  лучше  на  море  ехать,  а  не  в  деревню.  Ну  его,  не  понимает  он  ничего!    Нет  у  него  такого  друга  там,  как   мой  Гром.  Он  кого  хочешь  напугает,  никого  не  побоится,  меня  защитит.  Я  его  плавать  научил,  а  он  меня  за  это  катает  в  пруду  на  себе  верхом.  Когда   дед  не  видит.  Правда  пруд  мелкий – мне  трусы  только  мочит. 

   Мама  и  папка   два  дня  побудут  только,  а  потом  уедут  обратно  в  город,  на  работу.  Я  слышал,  как  они  вчера,  после  ужина,  меня  отправили  спать,  а  сами  говорили  шепотом.

-  Если  взять  отпуск – сразу  уволят.  Хозяин  такое  не  любит, - папка  говорит. 
-   Что  за  времена  настали! – это  мама  ему  отвечает.

   А  я  подумал:  раз   у  папки  есть  хозяин,  да  еще  какой-то дядька  страшный, если  все  его  боятся,  то  папка,  значит,  хозяйский?  Это  как   у  соседей  кот:  пока  они  его  не  взяли  к  себе  с  улицы,  он  был  ничейный,  дворовый,  и   бегал  везде  по  помойкам.  А  когда  его  взяли,  он  стал  хозяйский,  и  они   его  откормили  сразу.

 Разве  папка  как  кот? Разве у людей могут быть хозяева? Мама потом  вздохнула  и  говорит:

-  Хотят  жить  при  капитализме.
  Я  не  понял  кто  он  такой,   потом   у  деда  спрошу.  А  папка  говорит:

-  Но  в  нашей  стране  все  равно  не  получится.  Яснее  ясного:  мы  же  христиане,  а    капитализм  ближе  к  заповедям   протестантов.   Может,  нам  и  веру  поменять? 

   Тут  мне  совсем  неинтересно  стало, подумаешь,  капилизм какой-то! Пошел  проверять  свои  вещи  в  дорогу.  Главное - сачок   красивый,  зеленый  на  желтой  палочке.  Буду  бабочек  ловить  и  кузнечиков  там  всяких.  Еще  с  дедом  на  рыбалку  пойдем...

 
   Вот  уже  небо  в  окне  стало  серое.  А  мне  так  спать  захотелось, глаза  прямо  закрываются   и  не  слушаются.  Я  им  приказываю,  чтоб   не  закрывались,  куда  там!  Лег  на  подушку  всего  на  одну  минуточку,  и  все.  Уже  будят.  Сейчас,  сейчас,  один   только   сон  досмотрю.  Про  интересное,  а  про  что -  уже  не  помню.  Ладно,  так   и   быть,   тогда  встану.

  Все  за  столом  сидят,  как  будто  и  не  ложились,  а  меня  умываться  послали.  И  зачем  так  часто  умываться?  Вдруг  лицо  протрется, ведь  беречь его  надо!  Вот,  как  когда  стирают  часто  тряпку  какую - то,  про  нее  потом  говорят   «застиранная». А  про  лицо  тогда  скажут – «заумываленное»?   Пошел  в  ванную (все  равно  не  отстанут),  кран  повернул,  палец  под  струю  подставил,  подержал   немного,  хватит.   В  деревне  не  буду  умываться,  буду  как  индеец.

   С  дедом  интересно,  только  от  него  луком  воняет.  И  чесноком.  Когда  целоваться  пристает,  я  отворачиваюсь,  а  он  все  равно  пристает.  Вот  еще,  нежности!  Я  же  мужчина,  а  не  девчонка  какая-то!  А  от  бабушки  всегда  блинами  пахнет  вкусно.
 
   Ну-кась,   на  завтрак,  то  есть  сегодник,  что  у  нас?   Так  я  и  знал – опять  каша! Да  еще  из  овса!  Артемка  говорил,  что  овсом лошадей   кормят.  Фу!  Ведь  никогда  конфет  или  жвачек  не  предложат!  Не  любят  они  меня,   мучители   какие - то!  Хоть  компот  есть  со  сливами,  и  то  ладно.  Можно  косточек  набрать  и  в  карман  припрятать – пригодятся,  может,  для  чего.  Отстреливаться  от  врагов  по  дороге.   Размазал  я  кашу  по  тарелке (съел,  как  будто),  ложку  облизал   и   родителей  торопить  начал.


   Наконец - то  едем.  Мне  приказали  сесть  на  заднее  сиденье,  а  я  там  не  люблю.  Из  города  только  выехали,   я   и   заснул.  Так  ничего  и  не  увидел,  вот  обидно!  Проснулся  от  воздуха  пахучего.  Так  пахнет,  как  на  лугу.   Смотрю,  а   мы  уже  к  деревне  подъезжаем.  Ура!!!

   Потому  и  пахнет  травой,  что  рядом  с  дорогой   трава  скошена  и  уложена   в   большие  шапки,  стогами  называются  которые.  Мама  тоже  воздух  нюхает,  с  шумом.  А  потом  говорит:

-  Боже,  как   хорошо!  Ромка,  просыпайся,  все  лето  проспишь!
   А  я  уже  и  не  сплю,  смотрю  по  сторонам  во  все  глаза.  Вон  дома  виднеются,  а  крайний  с  зеленой  крышей -  наш!  Солнце  уже  садится.  Большое  такое  и  красное.  Кузнечики  стрекочут.  Мы  едем  медленно,  не  по  асфальтовой  дороге,  а  по  земляной.
   
   К  дому  подъехали,  Гром  сразу  выбежал  и  не  лает,  а  скулит   радостно    и   хвостом   как  мельница  крутит  (не  отломался  бы).  Вылез  я  скорее   из  машины,  а  он - прыг,  лапы  поставил    мне  на  плечи  и  лицо  лизать  начал. Чуть  не  уронил  меня.   И  этот  целоваться!  Громчик,  мой  хоро-оший!  Обнял  я  его.
 
   На  крыльце  дед Трофим сидит, какую-то  железяку  вертит.  Увидел  нас,  как  закричит:
-  Бабка!  Дети  приехали!  -  и  идет  к  нам,  руки  развел,  улыбается.  А  у  самого  зубов  меньше,  чем  у  меня. 

   Ну,  сейчас  целоваться  луком  начнет! 
-  Это  кто  ж  такой  большой  удалец?! – кричит.  Не  узнал,  что  ли?
-  Деда!  Это  ж  я! -  ору,  а  он  меня  схватил  и  давит,  а  я  вырываюсь.
-  Сильный  стал,  пострел!  Не  справиться  деду! 

   Тут  баба  Маруся прибежала,  запричитала.  Тоже  радуется,  значит.  Такая  она  добрая,  и   лучшая   самая! 
-  Иди,  -  говорит   после  обнимания   мне  на  ухо, - Ромашка,  скорей  за  дом,  на  огород.  Тебя  там   клубничка  дожидается,  и  малинка,  и  крыжовник.
 
  Ух,  ты!  Вот  так,  а  то  все  каша,  да  каша!  Я  же  говорил,  в  деревне   здорово!  По  дороге   в  курятник   надо  заглянуть,  яйцо  поискать  спрятанное   и  Макара – петуха   подразнить.  А  Гром,  молодец,  рядом  бежит,  не  отстает.  Макар  его  побаивается,   и   мне  с  ним   не  страшно.   Везде  Гром  со  мной.  Я  его  командир!
   
   Крыжовника  куст  колючий  какой!  Да  ну  его,  злючку - колючку!  Лучше  к  курам   пойду.  Где  там  яи-ичко?  Во-от  оно,  в  соломе,  в  уголке.  Ой!  Кто  это?  Да  это  кошка  Дуська  спит  здесь!  Хорошая  Дуська,  ласковая.  Погладил  ее.  Она  меня  узнала,  не  убежала.  Толстая  какая  стала,  живот  большой,  объелась,  наверное.

   Смотрю  я,  а  через  дырку  в  заборе  кто-то  следит  за  мной.  Это  Гром  первый  заметил,  залаял  и  туда  побежал.   Кто  бы  это  мог  быть?  Сейчас  проверим. 
-  Ты  кто? -  говорю  я  глазу  в  дырке.  А  он  противным  голосом  как  зашипит:

-   Я  первая  сюда   приехала!  На  большой  машине, с папой!  Значит,  я  тут  главная! 
   Вот  задавака  какая!
-  Хочешь  клубнику? Могу  тебе  просунуть  в  дырку.

-  Давай!  Вон  ту,  видишь,  большую,  спелую!
-  Не  пролезает,  вся   по  забору  размазалась!  А  тебя  как  зовут?

- Люська!  А  вообще – Людмила  Андреевна, -  голос  вредный прям какой!
   Я  посмотрел  в  дырку  и  говорю:

- Отойди  подальше,  я  посмотрю.
  Веснушки,  нос   и   кудряшки.  Платье  желтое,  непонятное.  А  сзади   бабуся   подкралась:

- Ромашка,   ты  чего  там  делаешь?
- Людмилу  Андреевну  клубникой  в  дырку  кормлю, - говорю.
- Царица  небесная! Это  кто ж  такая?  И  почему  в  дырку? – это  баба  Маруся...


   За  столом  сидели  долго,  пили  чай,  разговаривали.  Меня  спровадили  спать.  А  там  комары  на  меня  напали!  Пищат  и  кусаются  пребольно.  Потом  руки  чесаться  стали.  Как  тут  уснешь!  Не  могу  я  спать,  когда  комары  высасывают  кровь  из  меня.    Слышу,  дед  Трофим  говорит:

-  Воруют  все,  кому  не  лень!  Раньше  боялись,  не  воровали.  А  сейчас  что  творится!  Как  честному  человеку  прожить  и  за  себя  постоять?    Только  лиходеи  да  воры  нынче  хорошо  живут,  и  все  одно  кровушку  нашу  сосут,  все  им  мало. Уже  землю  начали  распродавать.  Из  города  понаехали  с  деньжищами,  как  помещики  хотят  быть.  Злые  да  жадные.  Боюсь  я,  что  дальше - то  будет?
 
-   Слышь, старый, больно ты  вумный  стал! Знай сиди, чай свой жуй, без тебя разберутся! Да,  вон  у  Петровны,  соседки,  дочь  ейная  с  зятем  гостит.  Дак  он,  такой  прощелыга, - это  баба  Маруся  рассказывает, -  машина  у  него  черная,  большая,  страшная,  как  катафалка.  Дорогая,  поди.  Такие  деньги  разве  можно честно  заработать?
 
-  Это  отец  девочки,  с  которой  наш  Ромка  сегодня  познакомился? – задала  мама  вопрос,  и  я  навострил   уши.
-  Он,  самый.  В  Москве  они  живут,  и  неизвестно  чем  он  там  занимается, -  это  дед  опять, - у  вас-то    тоже  безобразничают?
          
     Кого  там   дед  так боится? Мысли  какие медленные стали... Надо  будет  его  успокоить  потом,  чтоб  не  боялся  никого.  Пускай  подождет  только  немножко – я  вырасту  и  всех  спасу.  Скажу  моему  Грому,  он  всех  плохих  дядек  закусает  и  прогонит.

    Как  время  медленно  идет!  Вот  бы  заснуть,  а  проснуться  уже  взрослым!  Ой,  что-то  слова  в  голове  путаться  стали...

   Утром   взял   сачок  я  свой  новенький  и  побежал  на  пруд.  Он   рядом -  из  окна  его  видно.  Гром,  конечно,  со  мной.  На  лужайке  перед  прудом  ловить  стал  кузнечика.  Хитрый   какой  он!  Весь  зеленый,  в  траве  и  не  разглядишь  его  сразу,  усищи   длинные.  Притворился,  что  спит,  а  сам,  чуть  я  только  подполз  ближе,  ка-ак  полетел!  Я  сачком  хлоп,  а  он  опять  отпрыгнул.  Зато  бабочка  большая  мне  понравилась.  Краси-ивая, с  узорами!  Не  стал  я  ее  ловить – пускай  летает.  У  нее  крылья  как  паруса,  я  на  картинке  видел   парусник.  Пойду  я  лучше  головастиков  посмотрю. 

   Сандалии  скинул  и  забредаю  в  воду. Брр! Холодная!  С  непривычки,  наверное.  Стайка  мальков  от  меня   шарахнулась.  А  я  наклонился  и   на  дно  смотрю. Солнце  на  воде    играет  и  мне  прямо  в  глаза.  Руку,  как  козырек,  ко  лбу  приставил,  смотрю.  Много  на  дне  интересного!   По  колено  забрел   и  стою.  Гром  сначала  на  берегу  сидел,  потом  отважился:  тоже  в  воду  залез.  Ему   интересно  стало,  что  я  там  ищу.  Прогнал  я  его -  только  воду  замутил,  ничего  не  видно  стало.  Так  он  еще  и  обиделся.  Выскочил  на  берег,  отряхнулся,  лег,  голову  на  лапы  положил,  глаза  прикрыл   и   наблюдает  за  мной.    Команды  ждет.
 
   Надоело  мне  бродить,  вылез  из  воды,  сел  рядом  с  Громом.  Сидим  мы  так  с  ним  и  разговариваем. 
-  Хорошо  тут, - говорю, -  не  то,  что  у  нас  в  городе:  никуда  нельзя,  пруда  нет. Я  бы  все  время  здесь  с  тобой  жил.  Но  у  меня  папка  хозяйский.  Нельзя  его  одного  бросать,  пропадет.
 
   Гром  слушает  внимательно,  соглашается. 
-  В  школу  еще  скоро  пошлют  меня,  понимаешь?
  Гром  сочувственно  виляет  хвостом  и  для  приличия  немного  скулит: мол, конечно, он  понимает.
 
  Только  родителей  проводили,  мы  с  дедом  на  рыбалку  стали  собираться.  Пошли   за  сарай  червяков  копать.  Он  копает,  а  я  в  земле  палкой  ковыряюсь,  червяков  ищу. Гром  помогает,  двумя  лапами  роет  быстро,  нюхает  и  фыркает  смешно,  роет  и  опять  нюхает.  Увидит  червяка,  и  лаять  начинает.   Они  розовые  и  как  резиновые – тянешь  его,  тянешь,  а  он  не  кончается.  А  когда  кинешь  в  банку,  он  раз,  и  короткий  сразу  становится.  Рыбы   кушать   их   любят.   Завтра  пойдем  утром  рано.  Потому  и   спать  легли   раньше... 

   На  улице  еще  темно,  а  мы  уже  оделись.  Бабуся  еды  нам  с  собой  насобирала  столько  («дите  голодным  чтоб  не  был»),  что  удочкам  чуть  места  не  хватило.  Червяков  было  доверено  нести  мне.  Гром  вызвался  было  нести  удочки,  но  дед  ему  не  разрешил – там  крючки  острые,  не  укололся  бы.

   Пошли  на  речку  за  ближний  лес.  Там  клев  хороший  и  место  у  деда  свое,  подкормленное.  Хлеба  на  всякий  случай  для  рыб  все  равно  взяли – еще  их  подкормить.  Идем  по  дороге,  а  с  двух  сторон  сначала  поле  с  травой.  Трава  мокрая,  роса  это  значит (дед   сказал),  идти  хорошо,  весело.  И  спать  не  хочется  совсем.  Гром  то  впереди  бежит,  то  возвращается  к  нам,  торопит.

   Стали  к  лесу  подходить,  дед  посмотрел  на  табличку  со  словами  какими-то  на  дереве  повешенную,  и  присвистнул.  А  потом  заохал,    что-то  забормотал  про  себя   и    руку  приложил  к  груди.   Что  это  с  ним?  Я  спросил,  а  он  только  рукой  махнул  и  говорит:

-  Ничего,  внучек,  пойдем,  авось,  обойдется.  Всю  жизнь  я  тут  прожил,  и  рыбу  ловил,  чего  нам  бояться?
  Смотрю,  грустный  дед  какой-то  стал.  Пришли  на  берег.  Ух,  как  здорово! Тихо – тихо,   туман  над  водой  стелется. В  воду  мостки  деревянные  уходят.  Заскрипели  под  ногами.  Лягушка  бултыхнулась  с  них  вниз – нас  испугалась.

   По  берегу  заросли  камыша  высокие,  выше  меня  даже.  Дошли  мы  до  конца  мостков,  сели.  Дед  булку  достал  и  мне  дал.
-  Кроши  в  воду,  Ромаша, - говорит  тихо, -  пусть  рыбка  к  нам  приплывет.  А  ты,  Гром,  затаись,  чтоб   она  тебя  не  услышала.

  Гром  сразу  лег   рядом   и  морду  лапой  закрыл.  Спрятался,  значит.  Дед  достал  банку  с  червяками,  нацепил  одного  на  мою  удочку,  закинул  ее  недалеко  и  мне  дал:
-  Держи,  рыбак.  Смотри  за  поплавком.  Как  только  он  зашевелится  или  нырнет,  дергай.  Но  не  сильно.

  И  стал  на  свою  удочку  нацеплять  червяка.  Тот  не  хочет,  сопротивляется,  а  дед  все  равно  его  туда  прицепил  и  закинул  далеко - далеко.    От  моего  поплавка  круги  пошли  на  воде.  Я  жду,  что  дальше  будет.  Потом  раскачиваться  стал  поплавок  из  стороны  в  сторону.  И  вдруг  пропал  под  водой.

-  Тащи,  но  не  рывком, - дед  мне  шепотом.
  Я  ка-ак  дернул!  Над  водой  рыба  пролетела  блестящая  (прямо  над  моей  головой)  и  упала  в  воду  с  другой  стороны  мостков.  Обидно  мне  стало,  чуть  не  заплакал.  А  дед  утешает:

-   Ничего,  в  первый  раз  у  всех  так  бывает.  Надо  осторожно  тянуть  и  следить,  куда  ее  положить.  Зато  у  тебя  первого  клюнуло,  молодец!

   Совсем  светло  скоро  стало.  Дед  поймал  две  большие  рыбины,  а  я  маленькую  одну – ершика.  Дуське  отнесу.  Птички  проснулись, запели.  Вдруг  Гром  морду  поднял,  вскочил  и  на  берег  смотрит.  Дед  тоже  туда  повернулся,  и  я  услышал,  что  машина  едет.  Подъехала  к  воде,  остановилась.  Из  нее  дядька  вылез  и  кричит  нам:

-  Эй  ты,  дед!  Что,  читать  не  умеешь?  Объявление  не  видел?  Частные  владения  теперь  это,  понятно?  А  ну-ка,  сворачивай  удочки  и  проваливай  отсюда!
  Гром  зарычал  на  него,    лаять  стал.  А  дед  Трофим  посмотрел  так  на  него  и  говорит:

-  Без  очков  не  вижу  ничего,  вот  и  не  прочитал.  Кто  ж  владелец  теперь  земли?
-  Не  твоего  ума  дела,  старый! - дядька  сердитый  стал, - Пса  забери,  не  то  пристрелить  придется!

  Я  к  Грому  кинулся,  схватил  его  за  шею  и  держу.  Не  дам  Грома  стрелять!  Дед  говорит  дядьке  устало:
-  Ладно,  шут  с  тобой,  пойдем  мы  сейчас!

  Машина  дядьку  увезла,  а  мы  пошли  домой.  Дед  медленно  идет  и  на  вопросы  мои  не  отвечает,  не  слышит  как  будто.  Присел  он  по  дороге  отдохнуть.  Я  его  спрашиваю:
-  Деда,  он  правда  может  Грома  убить? 

  А  он  ворот  расстегнул,  как  будто  дышать  ему  трудно,  посмотрел  на  меня,  как  чужой,  прижал  к  себе  и  молчит.  Смотрю,  а  у  него  глаза  красные  стали.
-  Сейчас, - говорит, - Ромаша,  посижу,  и  пойдем.  Жаль,  не  взял  валидол  с  собой – немного  сердце  болит.
 
  А  у  самого  лицо  белое - белое  и  глаза  закрыл.   
-  Деда!  Я  сейчас!  Сиди  тут,  я  за  вадилолом  сбегаю!  Я  быстро,  не  бойся! 

  Гром   за  мной  хотел  бежать,  но  я  приказал  ему  деда  охранять.  Он  послушался,  сел  рядом  с  ним.  И  я  припустил  во  весь  дух!  Бегу,  слезы  по  щекам  размазываю.   Ветер  свистит  в  ушах.   За  деда  страшно,  за  Грома.  Упал  по  дороге,  но  даже  ни  чуточки  не  больно  было!

    Эх,  был  бы  я  взрослый!  Я   бы  всех  защитил!..  Подождите!   Я  скоро  вырасту!..