Другое русло

Тина Шанаева
    Вы можете назвать событием в Вашей жизни сон?  Сон, который не только направил судьбу в другое русло, но и коренным образом изменил её содержание?  Сон, который реальнее   службы перевозок  подсказал Вам вектор движения и даже выбрал за Вас маршрут?
    Вот уже тридцать лет как я помню его до мельчайших подробностей,  до такой напряженности чувств,  которые до сих пор отзываются в сердце и просят понять  их смысл,  пеленгующий моё сознание в любую минуту  жизни.  Он снился мне  в пограничный час перед рассветом  с 15-го на 16-е ноября 1981 года.    В Норильске этот час самый  холодный,  самый молчаливый, самый пропащий.  Махонькая  комнатка в коммуналке на улице Кирова была не готова к приему гостей, я   соскочила как ошпаренная на тихую нервную дробь по двери, накинула что-то на сонное тело  и открыла.  В глаза мне смотрел Владимир Семёнович Высоцкий.
-Дочку поднимай и быстро за мной, ничего не брать! - Скомандовал он, подхватил мою сонную девочку на руки и буквально вытолкнул меня на площадку в подъезд. Через секунду мы с дочкой очутились на заднем сиденье старинной "Победы" военного образца, одну из таких машин я помнила - она потерялась где-то  в переулках  между отрочеством и детством.  Высоцкий сел за руль и помчался по улицам города со скоростью, от которой резко закружилась голова.  Прямой проспект летел на нас как взлетная полоса, в следующий момент мы уже мчались по тундре, вдоль железнодорожного полотна, на котором раскачивался в беге заскорузлый товарняк.  Почему-то товарняк нужно было во что бы то ни стало обогнать, и , когда  Высоцкому  удалось  отвоевать сотню метров, "Победа" превратилась в "дрезину", мощными рывками разгребающую воздух, как это делает опытный пловец в батерфляе.  Состав грохотал за нами,  я  с ужасом следила за тем,  как  машинист  нам строил устрашающие рожи в духе погребальных масок Тибета.  Вдруг Высоцкий резко подскочил, и стоя, умудрился прибавить скорость.  При этом крикнул мне - Ложись!  А дочку сам, не отрываясь от руля, перекинул на переднее сиденье,  да головку ей нагнул так, чтобы её не было видно. Я услышала:
 - Достань автомат!  Ошеломленно шаря руками под сиденьем, я нащупала холодный ствол, и пригнувшись, попыталась его пристроить к плечу. Высоцкий на ходу вырвал его у меня, как-то укрепил и направил на рожу машиниста.  В этот момент товарняк стал распадаться на танки, которые не снижая скорости, ревели, на ходу группируясь в полукольцо, поднимали невообразимый тяжелый дым. Дрезина же превратилась в тачанку, но  с колесами вездехода, и ещё какими то боковыми трубами, плюющимися огнем и паром. Высоцкий бросал в эти танки связки гранат,  они почему-то беззвучно взрывались и взрывными волнами толкали нас сзади  ещё на предельную скорость, от которой тачанке грозило самой на ходу  развалиться.  Тут тачанка выскочила на лёд, и я поняла, что Высоцкий вырулил на зимний тракт Енисея. Танки было помчались за нами, но  один за другим стали проваливаться под лёд, и за нами образовывалась черная  пропасть воды, в которой танковые фары  таяли как  утренние звезды.
   Скольжение  по льду вызвало чувство полета и  неописуемую радость. К лицу Высоцкого  вернулось  выражение сосредоточенного покоя - такое присутствие неуязвимого духа. "Победа" остановилась у подъеда. Высоцкий взял на руки спящую доченьку,  внес её в комнатку, положил на кушетку и укрыл одеяльцем. Облокотился о косяк старинного дубового шкафа. - Как мне вас благодарить? - Я,  пожалуй, даже не вымолвила, а молча послала ему свой вопрос.
- Отдайте мне книжку.
- Какую?
-"Социологию личности" Кона.
Я ринулась искать эту книжку на полках,  не нашла, затем стала рыться в ящиках, на которых мои гости сиживали как на табуретках, и там не нашла, выскочила на кухню, схватила беломорину и закурила. Только от запаха  крутого табачного дыма   поняла,  что  мне приснился сон, из которого я шагнула в свою реальность как его продолжение.
     Вернувшись в комнату, нашла эту книжицу и вспомнила, что она не моя. Я её заныкала  без спроса в гостях у одного  режиссера,  занимавшегося формированием  тем для телевизионных дискуссий. Ещё через часок, собрав и отправив доченьку в школу, я  вышла на воздух, дымящийся  от крепкого мороза. В битком забитом автобусе, на котором мне предстояло добраться до работы,   услышала  растерянно-скорбные разговоры о том, что на рассвете в Алыкеле разбился рейсовый самолет из Красноярска.  Почти все пассажиры погибли. Большинству снесло черепа. Взрывной волной в сугроб отбросило ребёнка лет трёх, и он остался жив. Несколько десятков человек были  отправлены в реанимацию городской больницы. Этим рейсом летела первая учительница моей дочки, по имени Мария Васильевна. Через три дня её хоронили всей школой.  Книжку, выбранную Высоцким, я отдала одной женщине, нашему экономисту, которой было плевать на её содержание, но именно она мне объяснила, что я должна её хоть кому-нибудь передать из рук-в-руки.   Решение созрело сразу же: пора из этого города уезжать куда глаза глядят.  Отработав месяц в счет увольнения, я купила билет на 30 декабря 1981 года до Питера.  Взлет мне напомнил то чувство радости, которое испытала во сне на льду Енисея. Рядом сидела счастливая дочка.