Смысл жизни

Алексей Кожевников 3
        1 июня 1974 года в городском краеведческом музее появился новый стенд, посвящённый творчеству Леонида Давыдовича Охлупина.
        Л.Д. Охлупин родился 14 апреля 1915 года в Полевском. Старожилы и сейчас вспоминают его отца – Давыда Фёдоровича, известного в округе сапожника, и мать – Ксению Семёновну, воспитавших пятерых детей, трое из которых посвятили свою жизнь криолитовому заводу.
        В тесноватой от зеркал гримёрной Свердловского драматического театра мы с Леонидом Давыдовичем встречаемся уже второй раз и, удобно расположившись друг против друга в мягких креслах, долго беседуем.
        Иногда в комнату, произнося на ходу каждый свой монолог, быстро входят актёры, приветливо кивают мне головой и, мельком взглянув на себя в зеркало, тотчас уходят.
        Из репродуктора то и дело доносятся негромкие, но по – военному чёткие, отрывистые, часто повторяющиеся команды режиссёра и его помощницы:
        - В реквизитной, тише!.. Приготовиться ко второй картине!..
        - Саша, мне нужен шум народа, - в репродукторе возникает шум голосов… – Нет! Нет!.. Полная темнота!.. Где колокола?!.. Не убирайте шум леса… Дайте короткий ветер!..
        Идёт репетиция сцен из спектакля А.С. Пушкина «Борис Годунов», в котором Л.Д. Охлупин играет роль народного летописца – старца Пимена. Сейчас у него есть свободное время, и я с интересом слушаю рассказ о его театральной биографии, незаметно разглядываю плотную, невысокую фигуру, волнистые волосы и безуспешно пытаюсь представить его на сцене в роли В.И. Ленина. Отсутствие внешнего сходства, видимо, полностью устраняет грим, на который актёр затрачивает более двух часов…
        Его увлечение театром началось ещё в детстве, когда в школьном кружке он, самодеятельный режиссёр, вместе с Алексеем Даурцевым, Анной Глазыриной, Никой Антроповой, Ниной Ладейщиковой – Соловьёвой, Виктором Абрамовым, Анатолием Лаврентьевым и другими ребятами, ставил небольшие пьески: «Девятый вал», «Девушка из 17 – го», «Великий коммунар»…
        В 1931 году Иван Васильевич Глазырин Организовал в Полевском полупрофессиональный театр и Леонид Давыдович стал его актёром. Артисты выступали не только в своём городе, но и в окрестных сёлах.
        В 1930 г. в Свердловске был создан драмтеатр, и в его труппу для работы на профессиональной сцене была приглашена талантливая молодёжь из кружков художественной самодеятельности области. Так, 18 марта 1932 г., пройдя отборочную комиссию, стали актёрами вспомогательного состава и шестеро полевчан: Иван Евстюгин, Фёдор Сурганов, Николай Протопопов, Иван Васильевич Глазырин, Леонид Державин и семнадцатилетний Леонид Охлупин.
        Готовясь к этой встрече с Леонидом Давыдовичем, я узнал, что в 1934 году труппа Свердловского драмтеатра, в которую входил и Л.Д. Охлупин, была направлена на строительство Магнитогорского комбината.
        Вот что писала 12 августа 1934 г. газета «Магнитогорский рабочий»: «За два месяца гастролей артисты дали 85 спектаклей для 60 тысяч зрителей, 150 концертов в цехах, бараках, на открытых площадках, грузовых автомашинах…Они организовали драмкружок и кружки духового и струнного оркестров, обучали рабочих русскому языку и арифметике. А в выходные дни работники театра, взяв в руки топоры, пилы, кисти и краски, сооружали красный уголок горнякам горы Аять. В этой работе отличились Д.И. Дальский, К.Д. Максимов, Л.Д. Охлупин, А.Д.Берёзкин и другие».
        17 августа того же года Магнитогорский городской Совет постановил «отметить высокоталантливую работу коллектива Свердловского драмтеатра по художественному обслуживанию и подъёму культуры строителей Магнитки». Среди награждённых Почётными грамотами был и наш земляк.
        Печать неоднократно отмечала хорошую игру актёра: в роли Самосада в спектакле А. Корнейчука «Крылья», человека с трудным характером, секретаря райкома партии Корытова в пьесе П. Павленко «Счастье», нескладного деда Щукаря в «Поднятой целине» М. Шолохова, будущего Маршала СССР С.М. Будённого в спектакле «В степях Украины».
        Пьеса П. Павленко «Счастье» была отмечена на Всесоюзном смотре на тему героического труда советских людей, и немалая заслуга в этом Л.Д. Охлупина, как исполнителя одной из ведущих ролей..
        От пьесы к пьесе росло мастерство актёра. Режиссёры стали доверять ему играть более сложныё роли…
        - Я был очень взволнован, когда мне поручили сыграть роль Мошкина в пьесе «Холостяк» И. Тургенева, - рассказывает Леонид Давыдович. – Ведь до меня её играли только два артиста. Это были современники писателя, великие русские актёры Мартынов и Давыдов. В 1956 наш театр показал этот спектакль в Москве, и за творческие успехи, в том числе за исполнение роли Мошкина, мне в том же году было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
        С большим интересом слушал я старого актёра, и было непривычно, дивно видеть жестикуляцию его рук, движения тела, мимику лица, которыми он, как на репетиции, сопровождал свой рассказ. Видимо, актёр не забывал о работе над собой и во время частных бесед.
        - В 1951 году уехал на гастроли один из ведущих актёров, исполнитель роли Пеклеванова из пьесы В. Иванова «Броненосец 14 – 69», - продолжал вспоминать Леонид Давыдович. – Как на грех, в театр нагрянула полномочная комиссия и режиссёр попросил меня заменить отсутствующего артиста. На подготовку оставался один день. Когда я, загримированный, вышел на сцену, за кулисами кто – то так и ахнул: «Посмотрите, как Охлупин похож в этом гриме на Ленина!».
         Этот возглас был пророческим.
        В том же году ему поручили играть роль вождя революции в спектакле В. Вишневского «Незабываемый 1919-й»…
        Воспоминания разволновали Леонида Давыдовича. Он будто снова переживал это событие:
        - Понимаете, Алексей, - он знакомым, не раз виденным в кино резким «ленинским» движением, наклонился в мою сторону. – Роль Ленина, как до меня, так и после, играли актёры, показывающие на сцене социальных героев, имеющие в этом большой опыт. Возьмите Б. Щукина, М. Штрауха, Б. Смирнова или наших, свердловских: В.Ордынского, Б. Ильина, А. Шейна, Б. Рылеева, Г. Шевченко. А я – актёр комедийный. И когда режиссёр предложил сыграть мне эту роль, я не на шутку растерялся, потому что оказался как бы раздетым перед ней. Каждый актёр волнуется, показывая на сцене своего героя, но когда он показывает Ленина – его волнение удесятеряется.
        Долгим, нелёгким был путь полевчанина к воплощению на сцене образа В.И. Ленина.  Охлупину предстояло настолько сжиться с ленинской походкой, ленинским жестом, так изучить лексику и стилистику речи Владимира Ильича, научиться так выразительно показывать черты его характера, чтобы зритель поверил а прозорливость и неукротимую энергию вождя, увидел напряжённость работы его мысли, узнал о богатейшем духовном мире героя. Пытаясь отыскать ключ к пониманию внутреннего мира великого человека, Л.Д. Охлупин подробнейшим образом изучал сочинения, переписку и телеграммы В.И. Ленина, воспоминания его родных и соратников, просматривал кадры кинохроники…
        - В приобретении эмоционального заряда при работе над образом Ленина – вспоминает он, - мне особенно помог величайший психолог Максим Горький. Его статья о Ленине просто потрясла меня…
        И вот наступил день общественного просмотра спектакля Всеволода Вишневского «Незабываемый 1919-й». В зале театра – члены смотровой комиссии, старые большевики, лично знавшие Владимира Ильича Ленина, руководители обкома партии.
        Хорошая подготовка, отличный грим и большой опыт актёрской работы помогли артисту выдержать этот труднейший экзамен с честью. Насколько велико было его волнение в тот день, говорит такой факт. Артист Н. Невельский, с тревогой наблюдавший из – за кулис за выступлением друга, потом признался ему:
        - Если б я играл эту роль, меня непременно хватил бы инфаркт…
        «Шестое июля» М. Шатрова, «Кремлёвские куранты», «Третья патетическая» и «Цветы живые» Н. Погодина. В этих спектаклях актёр сумел правдиво показать образ Ильича, внеся в каждый из них что – либо новое.
        - Интересный случай произошёл однажды после моей игры в спектакле «Третья патетическая», - улыбнулся Леонид Давыдович. – Меня вызвал один старый большевик и сделал замечание, что Ленин никогда не носил наручных часов, а носил их в кармане, прикреплённые цепочкой к жилету. Не носил он и очков. Пришлось рассказать ему, что наручные часы были подарены Владимиру Ильичу супругой Надеждой Константиновной в 1920 году в день его пятидесятилетия. В 1922 году у Ленина ухудшилось зрение, и врачи порекомендовали ему работать в очках. В подтверждение я показал этому товарищу оказавшееся при мне фотографии, на которых Ленин был в очках и при наручных часах.     Оказалось, что старый большевик встречался с вождём ещё до 1918 года.
        Во многих городах страны пришлось выступать Л.Д. Охлупину, но, по его признанию мне, нигде он не испытывал такого сильного волнения, как при встречах с полевчанами, с которыми его до сих пор связывает большая дружба.
        За сорок два года работы в театре Л.Д. Охлупин сыграл сто тридцать семь ролей.
        Нести людям радость, добросовестно выполнять свой гражданский долг – вот смысл жизни Леонида Давыдовича Охлупина. Эти качества он привил и своему сыну, актёру Московского театра имени В. Маяковского, заслуженному артисту республики Игорю Леонидовичу Охлупину.
        Активный участник военно – шефской работы, проводимой театром, член Свердловского горкома партии, председатель областного отделения Всероссийского Театрального общества – вот далеко не все общественные поручения.
        За заслуги перед Отечеством Л.Д. Охлупин был награждён орденом «Знак Почёта» и несколькими медалями. В 1972 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР, а в 1973 –м - звание «Почётный гражданин города Свердловска».
        - На днях уезжаем на гастроли в Москву и Ригу, везём тринадцать спектаклей, - сказал мне Леонид Давыдович, легко вставая с кресла и протягивая на прощание руку.                .   
                1974 г.

ПРИМЕЧАНИЕ: Кожевников А.Н. О Полевском и полевчанах: Записки краеведа. - Свердловск: РИО Упринформпечати, 1991 г. - 91 с. (с. 64-71).