дорожные заметки

Евгений Вахромеев
                СКАЗ О РОЗЕ И КАКТУСЕ

"Мы должны быть для  подростков примером богатства духовной жизни; лишь  при этом условии  мы  имеем  моральное  право воспитывать"
/Сухомлинский/

«Детям нужны не поучения, а примеры».
                (Жозеф Жубер)

«Воспитание - это наука, научающая наших детей обходиться без нас».               (Эрнест Легуве)

«Когда родители умны,

И добродетельно-скромны,

То благонравны и сыны».
                /Себастьян Брант/

 


Моя соседка по купе не воспитательница. Но, по всей  видимости, она много внимания уделяет этому предмету. Судя по её интересу к детям, что играли в нашем вагоне, можно было догадаться, что имея своих детей, и возможно внуков, она имеет этот опыт, которым охотно бы поделилась с любым воспитателем.
- Обратите внимание на эту молодую мамашу, что сидит напротив, на боковых местах.
Тут можно было не просить меня об этом, так как я уже заметил эту женщину. Её нескрываемо выдавали родительские поучения, и несколько навязчивые требования к дочери.
 Девочке на вид было лет восемь. Внешне она походила на застенчивого, несколько сконфуженного ребёнка. Который заметно преобразовывался во время отсутствия её матери, в подвижного и радостного ребёнка.
Но стоило вернуться матери, как она снова замыкалась, не смея даже ответить на несправедливые упрёки, кивком головы соглашаясь со всеми её замечаниями. Её поведение явно отличалось, в зависимости от того, когда она была с матерью, или, когда находилась в её отсутствие. Будто два разных ребёнка смотрели на нас, то, чистыми открытыми глазами любознательной девочки. То, глазами уставшего, от сложностей жизни, много повидавшего взрослого человека… Даже чисто детское любопытство и искреннее любование, находилось в жестком подчинении материнского понимания.
А стоило ей взять в руки «Тетрис», как она с радостью углублялась из реального мира в мир виртуальный. Где её всегда поддерживали «друзья» и она находила в этом мире тех, кому могла посвятить свои детские переживания… Там она не играла, там она реализовывала то, что не удавалось в реальной жизни ребёнка…
Моя соседка не унималась, откровенно проявляя своё переживание.
- Вот смотрю на неё (на девочку) и сердце, верите, кровью обливается…
- Почему так? Неужели так больно? Ведь мать любит её, и, судя по всему, девочка тоже любит мать.
- Неужели Вам её не жалко?
- Кого, мать или девочку?
- Что за странный вопрос. Конечно девочку…
- А зачем жалеть. Дети рождаются там, где им и должно родиться.
- Почему Вы так спокойно говорите?
    - Наверно тема такая: не могу горячо высказываться. Каждый родитель по-своему решает свой комплекс   проблем.
- Каких проблем, обычное воспитание родных детей.
- Но это же, и воспитание, и формирование  подрастающего  поколения.
- Знаете, я тоже имею четкое представление о педагогической  системе  Сухомлинского. Читала его, и  "Письма к  сыну", и "Рождение гражданина".
Я и сама троих успела воспитать, живы, здоровы, и здравствуют все! Но в нашем примере – Вы сами видите, как «забит» ребёнок. Подавляется любая инициатива девочки. Во что потом она превратится, если сейчас она имеет «два разных лица». Уверена, что и Вы это заметили. Надеюсь, Вы согласитесь со мной?
Трудно было не согласиться. Но вот такое переживание за чужую детскую судьбу, по моему мнению, не могло дать каких-либо позитивных оценок. (Хотя, может ли быть любая детская судьба чужой?) И имеем ли мы право, вот так вмешиваться в воспитание посторонних детей, и тем более давать кому-то негативные оценки?
Но как равнодушно пройти мимо детской судьбы, где можно (имея на то собственный взгляд) оказать прямое внимание, или хотя бы воспитательную подсказку?
Тема ещё усугубляется тем, что возникает такое навязчивое желание: «повоспитывать постороннего» ребёнка. Ведь воспитанник (ребёнок) в понимании  Сухомлинского  - это  «активный, самодеятельный  индивид, который живет собственной полнокровной и  интересной  жизнью».
И всё же нам представился случай.
Когда мать уложила свою девочку отдыхать, гладя её по головке и о чем-то серьёзно напутствуя, она попросила пересесть на нашу скамейку. Когда она села на скамейку, продолжая смотреть на дочь,  я не удержался от соблазна и спросил её.
- Вы когда-нибудь выращивали розы?...
Может вопрос и прозвучал неожиданно, но она не удивилась ему (и на мой взгляд, не посчитала некорректным и глупым). Острая интуиция и женское чутьё матери, позволили ей сразу «раскусить» мой вопрос.
- Вы это к чему?
- Да я, это…
- Я догадываюсь: слишком «рьяно» опекаю свою дочь? Так?
- Простите! Я неслучайно был свидетелем Ваших отношений…
- И Вам это не понравилось? Да?
- Совсем, нет… Я ко всему привык. Но сегодня посчитал, что появилась возможность кое-что уточнить у Вас…
-  Хотите поговорить?
- Да, если позволите.
- Тогда попрошу про Вашу «розу» пояснить. А потом посмотрим… Какая тут связь имеется?
- Хорошо, попробую пояснить…
Но я пока расскажу Вам одну притчу:
«Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
     Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
     Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
     Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
     А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
     Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Формирование такого ребёнка будет иметь больше искусственные условия».
- Хотите сказать, как в инкубаторе?
- Ну да… Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут стать ему сильным.
    
- Я поняла. Трудно представить, в какой семье нет «инкубатора»…    Но вы начали с роз…
- Хорошо. Вы наверняка видели, как выращивают розы. Хозяин таких роз, можно сказать «всю жизнь» посвящает их выращиванию. Он опекает их и лелеет. И розы эти действительно выглядят необыкновенными среди разнообразия цветов, окружающих их.
Но стоит садовнику на какое-то время отлучиться, как розы оказываются без особого(!) внимания. Они начинают чувствовать себя ущербными, они страдают и вянут. Растения тоже чувствуют, как и когда им уделяют внимание. И не только в плане ухода за ними. Но и существует некая энергийная связь: человек и растение. И среди растений, роза не исключение. Она даже более зависима, и привязана к такой заботе.
- Вы знаете, в моем понимании, идеальная мама - это не только мама, которая должна была воспитывать ребенка, но и должна о нем заботиться, уберечь ребенка от всех неприятностей, должна всегда и во всем быть рядом. Я стараюсь оградить дочь от всех неожиданностей, но не так, чтобы нечаянно не обожглась, не укололась, не обрезалась, не ударилась…
За восемь лет я много методик перепробовала. И то, что сейчас делаю, считаю наиболее правильным.
- А как Вы относитесь к проявлению инициативы?
- Хороший вопрос. И как Вы думаете ей объяснить то, чего она осмыслить не может. Вот и приходится прибегать к моему жизненному опыту.
А что касается роз, выращивала я и их. Отсюда могу задать и Вам вопрос, Вы выращивали кактусы?...
Признаться, её вопрос меня несколько удивил. Понятно, свою принципиальность и активность она решила проверить и на мне… Собственно в робости этой женщины я ничуть не сомневался.
- Было дело…
- Тогда должны были кое-что усвоить. Они не требуют такого тщательного ухода: плеснул несколько «капель» воды…  да и, пожалуй, всё…
- А вот, пожалуй, и не всё. Это такое же живое растение, и требует к себе внимания не менее, чем роза. 
- Я не о том. Это совсем непривередливое растение. В чем собственно и заключается его преимущество. Только, не мешало бы знать и то, как оно уживается с другими растениями.
- Знаю…
- Тогда стоит напоминать, насколько оно грозное и колючее. Обратите внимание, как много цветов уживается с розой, вместе на одной земле. То, чем не может похвастаться Ваш кактус. Кактус в принципе не приемлет такого соседства. Тут, как Вы заметили, тоже действует индивидуальная энергетика кактуса. А она у него покруче, чем у других растений, и тем более, цыетов.
А попробуйте погладить кактус так, как гладите розу. Не получится. Пальцы долго потом не заживут… Видимо, кактусы не такие уж безобидные растения…
- Подождите, - неожиданно вмешалась моя соседка – Вы не совсем достаточно знаете об этих цветах. Убеждена, что польза от них большая. И они ещё не так раскрыли себя в плане их использования. Кактус не случайно такой колючий и неказистый. Но это на первый взгляд. Стоит ему расцвести – он преображается… Он такой симпатяга!
Есть такая притча, жаль я её не помню.  Но, если верить легенде, то «в карлика, колючего и сморщенного, был превращён юный принц. И только раз в году разжимает он ладошку, в которой вспыхивает на свету кусочек его атласной мантии – это прекрасный цветок кактуса».
- Это кое-что о цветах. Дети совсем другое, хотя что-то схожее с такими растениями и можно усмотреть.
- Хорошо, я тоже вспомнила одну притчу:
«У розы, нежной и беззащитной был однажды день рождения. Все цветы приготовили ей свои подарки - лепестки с капельками росы. И только Кактус не знал, как ему быть.
  "Роза так прекрасна! - думал он .- А я такой неуклюжий, безобразный со своими колючками...нет, не для меня ее день рождения!...."
  А роза, оказывается ,была чуткой и внимательной, она словно угадала грустные мысли Кактуса и попросила свою знакомую бабочку передать ему, чтобы он обязательно пришел: ведь нет подарка дороже, чем дружба.
  Как же обрадовался кактус приглашению. -Я обязательно приду! -сказал он Бабочке
И вот, наступил день рождения Розы. Принимая подарки гостей, она каждому улыбалась нежно и чуть печально.
  Последним к розе подошел Кактус: -Я желаю тебе всего-всего самого хорошего! -сказал он.
  -Но ты такая беззащитная, тебя так легко обидеть, и поэтому твоя улыбка всегда чуть печальна.
  Я долго думал, что тебе подарить....Вот, прими это!....и Кактус протянул Розе колючую шубку.
 - Спасибо тебе, дорогой друг, - ответила Роза, -Мне очень недоставало этой шубки!...
Но ты очень скромен - ведь у тебя тоже день рождения. Я не забыла об этом.
Прими и мой подарок, - Роза протянула ему ароматный белый бутон.
  С тех пор Роза носит колючую шубку, а Кактус цветет в день своего рождения».
- Так что, и тот и другой цветок заслуживают уважение (как, собственно и схожие с их качествами, дети). Почему они и требуют заботливого отношения к ним и доброго внимания. – вступился я за соседку, оценив её притчу.
У детей свой мир, и в него входить нужно осторожно и внимательно. В противном случае – они закроются в нём.
Сент-Экзюпери сказал:
«Ребенок не приходит в ужас от того, что терпеливо готовит в себе старика. Он — ребенок, и он играет в свои детские игры».
- А Вы кто, ученик Фрейда, или родственник Сухомлинского?
- Не могу Вам лгать! Знаком с ними только через книги. Правда, не всё понятно, о чем они пишут. Но интересно…
- Вот, как раз то, о чем они пишут, я и требую(!) от своей девочки, ни жестко, ни навязчиво, а четко и правдиво. Мне это не просто, интересно. Потому как учу дочь поступать правильно (пусть несколько холодно и категорично). Понятно?
А что касается розы, то я действительно хочу, чтобы моя дочь была чиста, красива, и благоухала, как роза.
Ведь, согласитесь, каждый родитель (тем более мать) хочет видеть своего ребёнка счастливым.
Я этого искренне хочу!  Уж, поверьте мне.
***