Энергия души. Подборка стихов в прозе

Валентина Томашевская
Розовые очки

Навстречу мне – ты. Смуглый, загорелый. Тут уж не знаю, кто больше позаботился: природа ли, врач ли, словно сделавший тебе операцию «на солнце» и по рассеянности или от волнения забывший осколочки солнца в тебе (ох, и больно было!).
Зато теперь эти осколочки прижились и тянут тебя к большому светилу – солнцу. Эти осколочки затаились в твоем уме, в твоих глазах, в твоей улыбке, во всех изгибах твоего тела.
Весь твой облик, кажется, говорит: «Здравствуй, солнце». Ты весь, как фотон, существуешь только в движении.
 И вот ты уже рядом. Нестерпимо рядом. Твои губы в предверии улыбки, они готовы сообщить радостную весть. Легонько поправляешь мои спутавшиеся волосы. «Почему тебя не зовут Марией?» - вдруг спрашиваешь ты. Огоньки тревоги в моих глазах. Кто она, эта Мария, чьим именем ему хотелось бы назвать меня? Возможно, так звали его симпатию или, может быть, мать? Мать, мать, -успокаиваю себя.
«А почему Мария? » - срывается с моих губ.
- «Ты, ты же святая...»

 ПРИКОСНОВЕНИЕ РУКИ

 Спальное место на второй полке плацкартного, зеленого вагона. Через проход на противоположной стороне - молодой человек. Он отдыхает. Девушка, прочитав несколько страниц книги, смотрит на мелькающие за окном сосны, березы, потом тоже засыпает под равномерное покачивание и перестук колес. Она просыпается, ощутив прикосновение чьей-то руки. Это ее сосед, с противоположной полки. Он проснулся и явно хочет пообщаться, спрашивает, умеет ли она гадать по руке. Понятие линий жизни и судьбы у нее есть, но не более того.  Руки молодых людей соприкоснулись . Девушка хотела отдернуть руку, и, вероятно, даже сделала это, но потом подумала, а что тут такого.
 Ошущение игры руками было приятным: так парусники на водной глади скользят, то приближаясь, то отдаляясь друг от друга, от ветра кренясь в самых мыслимых и немыслимых наклонах, ласкаемые теплыми и холодными ветрами.
 О, юность, о трепетная твоя рука, замирающая и робко желающая, ты отвергаешь жест столь явно говорящий, скользишь в потаенное, так скрипки смычок радостью, надеждой и нежностью поет от прикосновения одного.
 Рано утром он первым вышел на своей остановке, потом стала готовиться к выходу и она. Начав собирать постель, она увидела под матрацем пачку сигарет... Глядя на нее, она вдруг устыдилась вольности, которую позволила себе с едва знакомым человеком...
 О, сколько поездов и перронов у юности, вокзалов и залов ожиданий, волнений и надежд сколько. И дождь и снег, и весна и осень, и лист клена золотой и первая снежинка любовь обещают.
О, юность, о, душа для общения, для любви открытая, во всем любовь ждущая и обещающая.

ГРАДИЕРВЕРКЕ,ИЛИ ЗАЛИНЕ

Корабль, флотилия кораблей с парусами, переливающимися в вечернем полумраке,
как волосы рыжеволосой красы-девицы. Такое цветовое волшебство. Вблизи - ощущение сталактитов. Без музейной подсказки сразу и не понять: настил прутьев, из которых веники вяжут или птицы гнезда вьют, а по ним стекает, распыляясь в воздухе,
соленая вода ( Бад- купание, зальц - соль, чем издавна славен город сей), создавая подобие климата морского, столь целительного для дыхания нашего. Со временем настил обновляют, лишая поверхность застывших, накатанных дорожек-сталактитов.
Корабли с рыжими парусами. Центральный градиерверк  увенчан башней- с часами –один из символов города.  Время здоровья нашего.
Возле градиерверков,перекачивающих ежедневно сотни тысяч литров соленой воды,-
гуляют люди, все больше в возрасте... Невольно радуешься за них: умеют и могут люди отдыхать...среди роз и морского воздуха, в центре Европы.

ДОКТОР ЖИВАГО

Помню мне дали почитать ксерокопию романа «Доктора Живаго» Бориса Пастернака, в черном переплете. Иду зимой, снег хрустит под ногами, а я ее  несу с любовью, прижимая к себе.
С замиранием сердца слежу за судьбами героев, которых жаль до боли, до слез. Потом у меня появилась своя книга в бело-сером переплете с автографом писателя вверху и красными буквами заглавия. Перечитала и подумала: отчего ее в свое время запретили? Ничего такого! Возможно, из-за вопроса трудармии сразу после революции.
Нынче взяла в руки эту книгу и меня осенило!  Вот они, механизмы революции и судьбы людей, широкое полотно действительности...
Безупречные намеренья имели распространенья, псевдонимы имели...
Доктор Живаго, которому доставляет радость беседовать о литературе, искусстве, вести дневник, вынужден заниматься совсем другим делом.
 «К добру надо привлекать добром». А ведь столь долго твердили, что добро должно быть с кулаками...
Устами своей героини, Лары (она пришла проститься с Юрием Андреевичем)автор говорит нам:
"Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать - наша обязанность в несчастьи. Бездеятельное отчаяние - забвение и нарушение долга".

МОЯ АВЕНЮ
- Вот ты написала авеню, у нас в детстве тоже была своя авеню. Мы, дети, из двух небольших сел  в оренбургских степях,  ходили зимой на реку,  играть, кататься на санках. Река -  небольшой приток Сакмары – находилась  в  глубокой лощине. Ее крутые берега зимой покрывали огромные  шапки снега. Когда шла поземка, снежные массы застывали волнистыми  воланами, как будто их  кто-то нарисовал.
Чтобы мы не заблудились, возврашаясь домой,  среди высоких снегов,  родители ставили нам вешки, тонкие длинные веточки, обычно из тальника Это и была наша авеню.
А какие узоры на окнах мороз рисовал! Сказочная красота.
 Выйдешь бывало морозным днем на улицу -  заиндевевшие ветви деревьев звенят от мороза, и кажется расставило и разрисовало их  какое-то сказочное существо.
-Сибирь огромна, и снег на ее территории разный.  Возле Читы снег сухой: маленькие кругленькие  крупинки. В Оренбурге  в оттепель, после сильных морозов,  снег другой, продговатые, иглистые снежинки.  А в самой холодной точке Сибири  можно сделать фейерверк, вылив  воду из кастрюли  вверх.

ДЖОРДАНО БРУНО

Из школы мы помним, что римская инквизиция сожгла Джордано Бруно на костре за утверждение, что Земля вращается вокруг Солнца.
Против него выдвинули, по одной версии 8 обвинений в ереси, по другой -  130. Кроме того, его обвиняли и в убийстве.

...В Париже он опубликовал несколько своих работ и единственную пьесу - довольно ядовитую комедию "Подсвечник". Противники Бруно устроили диспут по поводу "Подсвечника", провоцируя его на еретические высказывания.

Джордано Бруно был арестован 24 мая 1592 года, а казнен 17 февраля 1600 года.
Своим судьям Джордано Бруно сказал:"Возможно, вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я его принимаю".
"Бруно отправили на костер почти через восемь лет послe ареста. Неужели опытным инквизиторам понадобился такой длительный срок, чтобы установить вину Бруно? А если нет, то что же они выясняли все эти годы?"

МАРИЯ РАМПЕНДАЛь

Ее обвинили в том, что он  ведьма, и она была заключена в тюрьму города Лемго.
Пройдя муки пыток , она  не сломилась душой, не стала возводить на себя напраслину, выдержала,  выжила. Более того, она подала в суд на своих обвинителей, на мэра города и - выиграла процесс! И была реабилитирована. Четверть века еще прожила.
 Имя ее Мария Рампендаль*.
Это был последний - 1681 год - процесс ведьм в Лемго.
"Почему именно в этом городе были суды над ведьмами? центр расправы над ведьмами,- спросила я учительницу.
"Почему?" - ответила она  мне вопросом на вопрос. Кто ж ответит.
Осень (сентябрь-ноябрь) средневековья (14 -17 века), волна взаимных обвинений да личность, склонная к подобному  суду...
Позже я узнала, что мэр соседнего, тогда еще средневекового городка Шётмар, отказался от  казни ведьм в городе вообще.

*Мария Рампендаль (1645 - 1705).
 Музей Hexenbuergermeisterhaus (нем. бувально Дом бургомистра ведьм)в Лемго. Старинное средневековое  здание в стиле фехтварк с ренессансными колоннами и украшениями на  фасаде. Камеру пыток и комната орудий пыток, залы музея.   Интересные сведения содержат информационныe щиты о средневековых процессах  ведьм в Германии, и во всей Европе.

ЧИТАЯ ДНЕВНИКИ ЦАРЯ...

Читая дневники царя Николая II,задумалась, вроде бы ничего особого не пишет:
 больше о погоде. Но догадываюсь: он пробуждал свое сознание, настраиваясь на новый день, на положительные эмоции,

ГОСТь В ДЮНАХ

Загорая у моря, в песчаных дюнах,поросших редкими пучками трав,
низкорослыми сосенками вдали, слышу разговор двоих.
Детский голос:
- У, жук какой! Уходи, дурак, чего ты здесь ползаешь...
- Чего ты ругаешься, - взрослый голос, вероятно, бабушка наставляет внучку.- Живет он здесь. И ты у него в гостях.
- По гостям не ползают! Ты все время придумываешь темы, чтобы покричать на меня.
- Успокойся, тётя отдыхает.
- А от чего она отдыхает?

НАВЕЯНО САЙТОМ odnoklassniki.ru

Мир открывается тебе теплом материнских рук, колыбелью, колясочкой, в которой тебя везут, давая возможность насладиться свежим воздухом родных полей, журчанием ручейков, плеском речной волны, мырлыканьем котенка, крутящейся юлой, калейдоскопом цветных  камешков, бакенами на реке, вечерними фонарями под цветущими  на набережной липами. Пространство церкви, мерцание свечей, тебя крестят, одевая на маленькое тельце твое медный крестик. Тайком, втихаря, неразрешалка тогда была.
 Твое пространство расширяется: до школьного порога, до  школы, до класса, до перехода из одного кабинета в другой.… Твои первые общества – твои друзья детства, пространство улицы, кинотеатра, твои ролевые, развивающие  игры. Детский секретик под стеклышком в земле. Твои первые книги.
И вот уже о  вузе твоя мечта.  И когда  она осуществлена - звучат в душе твоей радости колокола. И радует простая общага с железными кроватями в два ряда, с четырехугольным столом, со стаканами чая на нем, -: ведь в комнате однокурсники, друзья, песня  в полночь Магомаева слышна. И работа студенческая – сбор  картошки не страшит тебя: ведь рядом такие же студенты, и юности светлые  крыла, жизни новой обещанье.
Ты просыпаешься с утра – дорога в институт, в аудиториии его. Деканат, кафедра, профессора, их проницательные, умные глаза.
Вуз не обязателен, ты можешь сам развить себя, но тогда позаботься о встречах с интересными, значимыми людьми, а здесь они на кафедре - букетом - собраны, знание - сила- только старайся, слову учителя внимай, да ум свой спящий, полусонный развивай.
И вот уже ты уже сам катишь коляску, может быть, даже и двойную:
два курносика в ней сопят, потом друг напротив друга в коляске летней сидят.
И вот уже они осваивают мир, дивясь, почему нельзя уходить далеко от дома, ведь за его порогом так много интересного и неведомого.
И - подарок времени - интернет расширяет пространства твои.
Выйдя на сцену, невысокий, седой, кареглазый, изящный, взял и  написал фломастером:
www
Сразу в плен и взял. Полюбивший интернет, не разлюбит его.

ЗАПИСКИ ДЛЯ ЖАСМИН

Жасминчик, скоро, совсем скоро ты научишься читать и прочтешь эти записки.
Ты спишь в колясочке, прикрепленной в автомобиле, у сидения, лицом к маме. Родители взяли тебя в дорогу, чтобы встретить нас в аэропорту. Маленький носик, точеное личико - лотос на реке Нил.
Тебе только 3 недели, и ты  как брошь на груди своего отца, как куколка на  руках мамы.
Когда я прижала тебя к груди, твое дыхание стало спокойным, и ты уснула, приоткрыв ротик.

Во второй наш приезд было твое первое Рождество. Соседка принесла тебе в подарок лиловый, сверкающий шар с надписью: "Первое Рождество ребенка".
Ты в  нарядном красном платьице с оборками. "Моя принцесса!"

И только в третий раз мы привезли тебе куклу, ибо ты еще так мала. Вот положили тебя и куклу на диван. Кукла лежит себе спокойно, а ты норовишь засунуть в рот не только пальцы, но и весь кулачок: у тебя начинают резаться зубки!
 В третью нашу встречу мы с тобой много улыбались друг другу. Ты была похожа  на улыбающегося от радости общения дельфина.

А вот ты у нас в гостях. Ты впервые в бассейне с термальной соленой водой   (можно ребенку с 3-х месяцев) на надувном круге -  лотос на реке Нил! Ты пытаешься попробовать его на зуб, бесподобная.
Лежишь-спишь потом на диване-ракушке, розовое яблочко. Все пошли кутаться,а я охраняю сокровище.

Твоему папе я сказала, вот  подрастет Жасмин и ее отвезут в гости к бабушке на неделю-другую, а он улыбнулся и сказал, что одну тебя не отпустит.
Я была тронута и удивлена: как он любит тебя!

ЭНЕРГИЯ ДУШИ

Однажды хотела прочитать - по дружбе -  поэму одного человека, пишущего неплохие стихи, и не смогла,
я и так и эдак и - никак! Я ощутила некую энергию в себе, которая не подчиняется моему замыслу.
Рассмеялась! Вероятно, это и была энергия души.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С БАСЁ

Помню свою первую встречу с Басё, с его хокку, лет пять назад февральским днем, и помню ощущения радости и полета, которые охватили меня. Особенно мне понравилась, показалась емкой мне следующая хокку:
 "В путь! Покажу я тебе,
Как в далёком Ёсино вишни цветут,
Старая шляпа моя."
 Басё.
Письма странствующего поэта",
Стихи из путевого дневника. Перевод Веры Марковой.
Я увидела и ощутила одинокого человека, который решил отправиться в путешествие, и нет ему с кем перемолвиться словом, но он добр: он беседует со своей шляпой и полон решимости показать ее красоту далёких мест!

ГЛИНИКА МОСТ

Прогулочный корабль отходит от Шпандау,
оставляя за спиной Берлин:
деревья, наклоненные к водам канала, лодочные станции,
водное пространство озера,
птицы и утки, спасающиеся от жары в прохладе воды,
не спешат выныривать!-
бабочка вдали от берега; эк, занесло тебя, милая;
моторные яхты и парусные лодки - парусники;
в скрипичный ключ закручивает ветер попутный парус;
пароход-рыба: чешуя - бело - серебряные ромбы;
особняки и кирха, и мечеть,
и церковь Петра и Павла;
и вот он - Глиника мост, полого - эм - образный,
зеленоватый вблизи -
со скульптурами кентавров, пагодами по сторонам,
с аурой обмена Абеля на Пауэрса -
серых тонов издали;
из дали того февраля.*

Дождь

Омытая дождем, яркая, радостная трава , бутоны роз в капельках дождя. Можно выйти на улицу, полюбоваться семицветной радугой. Летний теплый дождь. Дождь и свиданию в юности не помеха! Зонтик. Романтика дождя и встреч.
Ты молод и рад осеннему дождю. Можно сидеть дома и читать книгу под бормотание дождя. Можно совершить прогулку под моросящим осенним дождем. Разноцветные кленовые листья на земле, на асфальте, на камнях мостовой,-  удивительно красивы и  могут рождать строки стихов  твоей душе. Ты в зрелом возрасте и многое понимаешь и осознаешь: дожди бывают разные, земля, посевы ждут дождя, ты понимаешь и чувствуешь: ничто не стоит на месте: и ты изменился, изменился и мир…  А дождь – это удивительное зеркало и твоей жизни, и жизни Земли.

*10 февраля 1962 на мосту Глиника произошел обмен
Фрэнсиса Гэри Пауэрса, американского летчика,  на  Рудольфа Абеля, советского разведчика.