От автора

Юрий Вшивцев
 Повесть, которую вы только что прочли, является в некоторой степени автобиографической. Я тоже проходил срочную военную службу в составе Группы Советских Войск в Германии, также начинал с учебного подразделения, а заканчивал в звании старшего сержанта и в должности заместителя командира взвода.
Ушёл я в армию не сразу. Отсрочка из-за учёбы в железнодорожном училище не позволила мне призваться на службу в 18 лет. Первую повестку из военкомата я получил в возрасте 19 лет и 3 месяца, то есть после окончания училища. Призывная медицинская комиссия определила мою персону в команду № 280, что означает на народном языке - "в загранку", то есть "служба за пределами СССР".
29 октября 1976 года под слёзы родителей и любимых девчонок, под дружное "мы будем ждать твоих писем" я отправился на областной сборный пункт за сто с лишним километров от родного дома. Поздним вечером следующего дня я... вернулся домой с пакетом для военкомата. Что было в пакете - не знаю до сих пор. Сотрудники военного комиссариата забрали этот пакет и отпустили меня на все четыре стороны со словами "Ждите повестки".
Следующую повестку мне вручили аж в январе 1977 года. Военкомат приглашал меня на учёбу в автошколу ДОСААФ - там открывались курсы подготовки военных водителей. Я отказался - не люблю крутить баранку, тем более на тяжёлых военных машинах. В то время я работал помощником машиниста локомотива, поэтому мой отказ приняли без всяких оговорок и угроз.
Весной меня всё-таки призвали на действительную военную службу. 6 мая 1977 года утренним электропоездом в составе дружного отряда призывников я прибыл на областной сборный пункт. Через три дня специальным поездом нас доставили в Челябинск, оттуда электричкой - в город Чебаркуль, славившийся необъятным военным полигоном и мощным гарнизоном, на территории которого находилась 78-я Сивашская орденоносная учебная дивизия, где мне предстояло обучиться военному мастерству.
Нас распределили в зенитно-ракетный дивизион. Я попал в четвёртый взвод второй батареи. К счастью, дедовщины у нас не было. а старослужащие сержанты, командовавшие отделениями, относились к нам дружелюбно и даже по-отечески, хотя им было ещё по 18-19 лет, а мне уже 20. Напоминаю, что я призвался на полтора года позднее положенного срока.
12 июня 1977 года я принял военную присягу. К сожалению, мои старенькие родители не смогли приехать на это торжественное мероприятие в силу своего возраста. Я выслал домой фото с текстом присяги, где их сын читает этот текст на фоне знамени части и флага Советского Союза. Как потом рассказывал мой брат, получив эту фотографию, мама и папа долго плакали, а потом поместили фото в рамку и повесили на самое видное место в нашей квартире.
Полгода в учебке пронеслись быстро и незаметно. Из длинного и тощего переростка я превратился в настоящего советского солдата. Метко стрелять я так и не научился, зато научился ходить строевым шагом, быстро бегать и освоил подъём переворотом на перекладине. Кроме этого я был признан отличником политической подготовки, что особенно важно перед отправкой в ГСВГ. Я очень хотел попасть туда, и моя мечта сбылась: 4 ноября 1977 года с Челябинского аэропорта мы улетели в Германскую Демократическую Республику.
На мой взгляд служба за пределами Советского Союза является образцом дисциплинированности и надлежащего порядка. Солдаты и офицеры понимали, что они находятся в чужой стране, чувствовали ответственность друг перед другом и перед Родиной. Конечно, случались отдельные неприятности, но в целом ребята служили достойно и добросовестно.
Особое внимание мы уделяли нашим дембельским альбомам. Это были не просто наборы фотографий, это была наша армейская жизнь, и мы хотели сохранить красочную память о ней на долгие-долгие годы. К сожалению, я не сохранил эту память - переезжая по жизни из одного места в другое, я где-то потерял свой дембельский альбом. Он назывался "730 дней вдали от Родины". Именно так я и назвал повесть о солдате срочной службы. Это моя попытка восстановить в памяти события моих армейских будней.
23 апреля 1979 года я вернулся домой. Сегодня спустя много лет я снова и снова переживаю те дни, когда на мне была военная форма. Да, я был настоящим советским солдатом и очень горжусь этим!