Москвопитер и лента Мёбиуса

Михаил Колодочкин
Выдержки из путевого дневника знаменитого путешественника и редактора Кошечкина, проложившего дорогу в Москвопитер.

      ВМЕСТО ПРОЛОГА

      Мне всегда казалось, что нет ни Москвы, ни Питера… Есть один фантастический город, непостижимым для меня образом расположившийся во времени и пространстве на гигантском листе Мёбиуса, да так, что московская и питерская половинки оказались как раз друг под другом. Стоят наши столицы по разные стороны общего основания и, казалось бы, порой не ведают друг о друге. Но каждая из них при этом невольно перерастает в другую – поверхность удивительного листа одна для всех.
      Две абсолютно непохожие половинки одного большого целого. Их вечный спор по любому поводу. Единство и борьба противоположностей. Об этом и речь.

      Кошечкин П.И. «Хождение в Москвопитер»

P.S. Читателю следует помнить, что лента Мёбиуса имеет только одну сторону и одну границу. Оная может быть легко создана из полоски бумаги, если повернуть один из концов полоски вполоборота и соединить его с другим в замкнутую фигуру.
      
      

МОСКВОПИТЕР И ЕГО МЕТРО

Буква Эм

      Отыскать вход в подземку ушедших времен было несложно: как в Москве, так и в Питере. Детские стишки про метро знал каждый:
      
Я всегда его узнаю и не спутаю ни с чем:
погляди, над ним, как знамя,
знак метро – большое М.

      До поры, до времени так все и было. Но неожиданно лента Мёбиуса капризно изогнулась в пространстве и нечаянно задела сеть американских котлетных… Катаклизм не заставил себя ждать: на Россию обрушился град из желтолицых буковок «М» – больших и не вполне стройных. Абсолютная узнаваемость буквы «Эм» исчезла: появился шанс вместо метро оказаться в «Макдональдсе»…
      
      Найдя буковку заведомо не желтого цвета, несложно определить, в какой из столиц вы находитесь. Например, в Москве эта буква – красная, как и подобает первому советскому метро*.
      
      *Примечание редактора Кошечкина. Вспоминается маленький курьез студенческих времен. Два сокурсника, приняв определенную дозу спиртного, долго пытались отыскать вход на станцию «Площадь Ногина» (ныне – «Китай-город»). Завидев на одном из зданий ярко-красную «М», они радостно ринулись внутрь, но ни турникетов, ни эскалаторов не обнаружили… Да и откуда им было взяться в магазине «МЯСО» – были в семидесятых годах такие торговые заведения…
      
      А вот в Ленинграде или Питере буковка М – синяя! То ли в честь «Зенита», то ли синего моря. А, может быть, и в предвкушении грядущего явления «Газпрома» – неизвестно… *
      
      *Примечание редактора Кошечкина. Вредные москвичи по сей день выискивают на вестибюлях питерских сооружений и различных депо «М» иных оттенков – от бесцветных до предательски красноватых. Зато на питерских схемах и в путеводителях ни разночтений, ни шатаний не наблюдается: только синий цвет! С Москвой не перепутаешь.
      
      Цветом противостояние, естественно, не ограничилось. Москвичка по имени «М» появилась на свет прямой и строгой, без всяких округлостей – точно так же поначалу выглядела и ее младшая ленинградская сестричка. Но то ли к Играм Доброй Воли образца 1994 года, то ли по иному поводу лента Мёбиуса опять встрепенулась и фигура невской буковки полностью изменилась. Петербурженка стала маленькой и кругленькой*.
      
      *Примечание редактора Кошечкина. Все те же вредные москвичи утверждают, что на питерских окраинах еще можно отыскать буковку с московской фигурой. Очень может быть.
      
      Метро имени кого?

      Символика метро минувшей эпохи никак не могла ограничиваться одной только буковкой. И питерцам тут было куда проще: чье имя они могли присвоить своему метрополитену в 1955 году? Вождь, ушедший пару лет назад, уже не попыхивал трубочкой с московского Олимпа, а потому оставался единственный и беспроигрышный вариант. Правда, в итоге получилось довольно смешно: Ленинградский ордена Ленина метрополитен им. В. И. Ленина*…
      
      *Примечание редактора Кошечкина. Это – без упоминания таких станций как «Ленинский проспект» или «Площадь Ленина»! Повод для шуточек исчез только после очередного переименования города: тройной Ильич уступил место Петербургскому метрополитену.
      
      Что касается первой очереди московского метро, то тут все было сложнее: на дворе стоял 1935-й… Конечно же, народные массы и, в особенности, коллектив метростроителей в едином, как и полагалось, порыве хотели присвоить этому самому метро имя товарища Сталина. Слухи, как водится, первым делом приползли к секретарю ЦК КПСС, которым как раз и был товарищ Сталин… Тот покачал головой и написал директиву. Так, мол, и так – товарищ Сталин решительно настаивает на том, чтобы метро было присвоено имя товарища Кагановича, который «прямо и непосредственно ведет успешную организационную и мобилизационную работу по строительству метро». Протестов означенного товарища во внимание не принимать!
      
      Надо сказать, что Лазарь Моисеевич был до войны наркомом путей сообщения и, вообще, очень видной фигурой в государстве. Однако супротив хрестоматийного Владимира Ильича, конечно же, «не катил». Неудивительно, что в том же 1955-м кто-то в Москве заглянул по ту сторону ленты Мёбиуса и схватился за голову: питерский выбор оказался правильнее! Ведь московское метро – это, конечно же, Номер Один, а кто теперь скажет такое про товарища Кагановича? В итоге столичное метро также обрело имя Ильича и ныне называется Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина. Лазарю Моисеевичу в утешение быстренько переименовали станцию «Охотный ряд», но ненадолго – вскоре она стала Проспектом Маркса, а затем, конечно же, опять «Охотным рядом»*.
      
      *Примечание редактора Кошечкина. Вредные питерцы говорят, что никаких приказов насчет лишения московского метро имени Кагановича никто не видел. О присвоении имении Ленина – была бумага, а вот про Кагановича как-то забыли. Может быть, оно теперь имени Ленина и Кагановича одновременно?
      
      
Что нарисовано?

      Цветовая гамма первых линий ленинградского метро в точности копировала московский выбор – сначала появилась красная ветка, потом синяя и затем – зеленая! Москвичи по праву «старших братьев» спокойно пожимали плечами – а как же еще-то, мол? Однако затем питерцы пошли своим путем и сделали свою четвертую линию оранжевой – в Москве эта раскраска появилась позже*.
      
      *Примечание редактора Кошечкина. Четвертым по счету столичным цветом стал то ли коричневый, если говорить о кольцевой ветке, то ли голубой: ведь кусочек Филевской линии работал с самого начала, то есть аж с 1935-го, как вилка Сокольнической.
      
      А вот в Питере кольцевой линии нет и, пока что, не предвидится. Вредные москвичи, конечно же, убеждены, что питерцы до этого просто не додумались… Не менее вредные питерцы отмахиваются: мол, это товарищ Сталин поставил чашку с кофе на схему вашего метрополитена, отпечатав на ней коричневую окружность – вот так и родилась в Москве кольцевая линия. Кто знает…
      
      Избрав собственный подход к цветовой гамме, город на Неве отказался и от «московских» названий линий типа «Кировско-Выборгская». Питерцы решили ограничиться простой нумерацией: «Линия 1», «Линия 5»… С одной стороны – скучновато и казенно, с другой – не надо постоянно что-то переименовывать, как в той же Москве, где вчерашняя «Кировско-Фрунзенская» вдруг становилась «Сокольнической»… Возможно, те же мысли овладели и москвичами, когда в начале 1990-х годов линии в московском метро также обзавелись порядковыми циферками!*
      
      *Примечание редактора Кошечкина. А итог – один: ни москвичи, ни питерцы, ни, тем более, приезжие в большинстве своем понятия не имеют о названиях и нумерации линий, предпочитая запоминать как раз цвета… Пересесть с красной ветки на зеленую – чего уж проще-то?
      
      Что касается названий станций, то тут налицо 11 совпадений: «Пионерская», «Маяковская», «Академическая», «Пролетарская», Парк победы», «Ленинский проспект», «Фрунзенская», «Пушкинская», «Достоевская», «Чкаловская», «Спортивная». Однако в этом вопросе пальма первенства хозяина не обрела: новые имена возникали в Москве и Питере попеременно. Кстати, на московских схемах обозначены линии легкого метро и даже монорельсовая дорога, а также показаны направления железнодорожных экспрессов, ведущих в аэропорты.
      
      Входим…
      
      Гениальнее советского «пятачка» так ничего и не придумали. В настоящее время простейший способ одиночной поездки по московскому метро – купить магнитную карточку, а в Питере – жетон советских времен. В Москве жетоны появились, было, в начале 90-х, но быстро исчезли – сегодня такими же пользуются… в Екатеринбурге! А питерские жетончики абсолютно совместимы с нижегородскими, хотя говорят, что теперь в последних специально сверлят дырки! Еще бывалые утверждают, что некоторые турникеты Петербургского метрополитена все еще принимают 50-копеечные монеты с Украины….
      
      Поездка под первопрестольной обойдется вам в… впрочем, цены давно уже не стоят на месте. Ни в Москве, ни в Питере.
      
      
      Измеряем и прислушиваемся
      
      Москвичи запустили свое метро на 20 лет раньше питерцев. И теперь гордятся тем, что в нем всего втрое больше – от длины путей и числа станций до количества эскалаторов. Питерцы парируют: их метро не имеет конкурентов в мире по средней глубине залегания станций! Чуть ли ни все они расположены в 50 – 75 метрах под землей. Москвичи ухмыляются: нижняя точка их «Парка Победы» лежит на глубине 97 метров! Питерцы отмахиваются: их «Адмиралтейская» находится на трехзначной глубине! Точную цифру они скромно не называют – зачем, если и так ясно, кто «самый глубокий»… А заодно, между прочим, и «самый северный» – по крайней мере, в нашей стране.*
      
      *Примечание редактора Кошечкина. Аналогичного мирового титула питерцев недавно лишили финны – с 1982 года именно метрополитен Хельсинки ближе других подошел к Северному полюсу…
      
      Если московский «Парк Победы» известен своей глубиной (эскалатор везет пассажиров наверх целых 3 минуты), то его питерскому тезке принадлежит пальма первенства в иной номинации… Не случайно москвичи, впервые попавшие на подобную станцию питерского метро, недоуменно озираются: мол, а рельсы-то где? И где поезд? А все потому, что впервые в истории отечественного метростроения питерская станция "Парк Победы" была вообще лишена посадочных платформ! По бокам центрального зала – два ряда металлических дверей, которые открываются только в момент прихода поезда, машинисту которого приходится быть особенно точным. По понятным причинам станции такого типа получили негласное название "горизонтальный лифт". Чуть промахнулся и оказываешься как бы между «этажами»… В петербургском метро таких «лифтов» 10 штук – в настоящее время подобные станции более не сооружаются.*
      
      *Примечание редактора Кошечкина.  Москвичи уверены, что машинисты, работающие на линиях с такими станциями, получают прибавку к зарплате.
      
      Разобравшись с посадкой на поезд, хорошо бы не проехать нужную станцию. Их, конечно же, объявляют, но… но по-разному!
      
      Пример московского объявления. Перед открытием дверей: «Станция «Тургеневская». Перед закрытием: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «Китай-город». Платформа справа». О том, что на «Китай-городе» можно сделать пересадку, вам сообщат только по прибытию на эту станцию.
      
      Пример питерского объявления. Перед открытием дверей: "Сенная площадь". Следующая станция "Технологический институт". Переход на линию один. Выход на правую сторону" (аналог общепринятого в других городах сообщения "Платформа справа». Перед закрытием дверей «Осторожно, двери закрываются». Иными словами, если на следующей станции есть пересадка, то об этом сообщают на предыдущей станции! Но никогда не объявляют названий станций, куда осуществляется переход – произносятся лишь номера линий.
      
      Это еще не все. На радиальных линиях Москвы при движении к центру станции объявляются мужскими голосами, а при направлении от центра – женскими. На Кольцевой линии мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские – при движении против часовой стрелки. Можно ни слова не понимать по-русски, но сразу понять, в какую сторону тебя везут… А вот в Питере все объявления в поездах делают мужчины, а на эскалаторах – женщины. Если не считать праздничных дней, когда из динамиков вдруг доносятся голоса известных питерских актеров…
      
      Еще московское метро любит читать нравоучения. Едешь и слышишь: «Уважаемые пассажиры! Будьте взаимно вежливы. Уступайте места инвалидам, пассажирам с детьми и беременным женщинам". В Питере ничего такого не говорят. Зато обе столицы грозятся вместо объявлений начать цитировать классиков – от Чехова до Достоевского…
      
      
      Часы и свидания
      
      Назначая свидание в метро, имейте в виду: то, как вы это сделаете, может сразу выдать вашу прописку…И все потому, что петербуржец, как правило назначает встречу наверху, у выхода с эскалатора. А вот москвич машинально предложит встретиться внизу, в центре зала… Тем, кто захочет заснять момент встречи на камеру, следует помнить, что тут ситуация запутана... За «мыльницу», как правило, ничего не будет, а вот с серьезной техникой, скорее всего, возникнут проблемы… Хотя говорят, что Москва ввела послабления по части фотосъемки, причем существенно раньше Питера.
      
      Кстати, о времени. Московское метро работает с 5-35 до 01-00. Переходы прекращаются тоже в час ночи. В Питере же все не так: момент открытия разных станций «гуляет» от 05-30 до 07-00, а закрытия – от 20-00 (!) до 00-45. Переход прекращается в 00-15.
      
      

МОСКВОПИТЕР И ЕГО ПЕСНЯ

      Если попытаться с ходу вспомнить самые известные песни про Москву и про Питер, то победа с явным перевесом окажется за Москвой. Почему – непонятно, дело тут явно не в возрасте. Тем более, что известнейших стихов про северную столицу, пожалуй, будет побольше – один «Медный всадник» чего стоит. Но однажды, а конкретно – в 1956 году, в дело явно вмешалась лента Мёбиуса… Речь, конечно же, о «Подмосковных вечерах».
      
      «Подмосковные вечера» известны всему миру – если не благодаря словам Матусовского, то уж из-за мелодии Соловьева-Седого совершенно точно. И позывные радиопрограммы «Маяк» были когда-то взяты именно оттуда, да и сейчас не поменялись. Мелодию композитор сочинил еще в 1953 году – говорят, что на листе с нотами он сделал пометку: «Ленинградские вечера». Прошло три года и ему позвонили из Москвы: мол, снимается документальный фильм о Спартакиаде народов СССР, для которого срочно нужна лирическая песня! Василий Павлович тут же связался с Михаилом Матусовским – в тот же день «Ленинградские вечера» обрели текст. Именно в этот момент и всколыхнулась лента Мёбиуса: дескать, все это очень хорошо, но причем тут Ленинград, если Спартакиада проходит в Москве? Столица – не та!*
      
      *Примечание редактора Кошечкина. Что конкретно происходило дальше, можно только угадывать. Изменить строчку-другую – обычное дело для пишущего человека, но «ленинградские» на «московские» просто так не заменялись: сбивался весь ритм. Наверное, именно так и появилось в песне Подмосковье…
      
      Любой питерец сразу же скажет, что сад из первой строчки – это, конечно же, Летний сад: дескать, откуда в Москве сады? Есть, правда, тот же Александровский, но по известности их не сравнить, да и речки из лунного серебра из него, в общем-то, не видать. И рассвет, который «все заметнее» – явный намек на белые ночи. Да и вообще, ну где еще ночные прогулки по набережной спящего города обладают такой сумасшедшей притягательностью, если не вдоль Невы в Ленинграде-Питере? Не в Подмосковье же…
      
      Получается, что во всем виновата та самая Спартакиада… Впрочем, не будь ее, трудно сказать, появились бы вообще на свет эти слова и попала бы популярнейшая русская песня в Книгу рекордов Гиннеса. Судя по всему, лента Мёбиуса ревностно следит за тем, чтобы слава всегда доставалась столицам поровну…



МОСКВОПИТЕР И ЕГО ГЛАВНАЯ РЕКА

      Не станет питерец спорить с москвичом, чья река лучше. Для него это то же, что Каштанку с человеком сравнивать. Ну какие в Москве могут быть реки?
      
      Послушает москвич, послушает, а потом вдруг как сорвется! И скажет, для начала, что Нева, мил человек – это вообще не река, а так, протока! Потому что у нормальной реки должен быть исток – как у Волги, скажем. Ключик, ручеек… А Нева – это просто некий канал между Ладожским озером и Балтикой: какая же это река?
      
      Подивится питерец такой наглости… А москвича дальше несет – как начнет он питерца цифрами лупить! Сколько там твоя Нева в длину? 74 км, говоришь? А Москва-река – 473! Какой у тебя перепад высот от начала до конца? 4м? А у нас – 155,5! И площадь бассейна у нас втрое больше! А если число мостов посчитать – у кого их больше? Через Неву их всего 7 штук, между прочим: не веришь – посчитай… А у нас только в черте города их более двух десятков!
      
      Обидится питерец – крепко обидится. Дескать, причем тут эти циферки, за уши притянутые? У твоей речушки-то даже названия толкового нет! Как там москвичи в одно слово произносят – «Маскварика», что ли? Да Нева вшестеро шире, да она вдвое глубже! Да по ней корабли серьезные ходят! А если ее рассердить, то она быстро из берегов вылезет и любого хвастуна на место поставит! «Медного всадника» в школе проходил, умник?
      
      А умник московский только и ждет этого вопроса. Брезгливо поморщится и попросит уточнить: а что у вас, в Питере, называют наводнением? Сколько это в метрах, попугаях или чем вы там мерите? 421 см по водомеру у Горного института, говорите? Ну, и какое же это наводнение? Вот у нас, в Москве, уж если затопит, так всадника вместе с лошадью!
      
      Питерец только головой покрутит от такого бреда… И попросит показать ему московский водомер. Но тут лента Мёбиуса сыграет с ним злую шутку… Вредный москвич приведет его на Якиманскую набережную – это между Крымским мостом и Третьяковкой. И покажет памятную табличку на д. 4, стр. 1 о московском наводнении, которая находится на такой высоте, что Питеру с его скромными циферками эпохи «Медного Всадника» лучше помалкивать. Девять метров над уровнем моря!!!
      
      Давно это было, конечно. В прошлом веке – в 1908! Но, с другой стороны, и «Медный всадник» был в позапрошлом…*
      
      *Примечание редактора Кошечкина. Расстроится питерец от такой несправедливости. И напрасно. Потому что любой москвич прекрасно понимает, что Нева – действительно красавица…
      
      

МОСКВОПИТЕР И ЕГО НУМЕРАЦИЯ

      Одно из забавных свойств ленты Мёбиуса состоит в том, что если двигаться по ее середине, то на полпути обнаруживаешь, что очутился в той же точке пространства, но только как бы с другой стороны. При этом то, что находилось справа от тебя, оказалось слева – и наоборот. Именно это и обнаруживает москвич, заблудившийся в Питере.
      
      Дело в том, что в Москве, как и по всей России, нумерация домов ведется, по возможности, от центра. Нечетные номера – слева, четные – справа. А ежели улица не радиальная, а кольцевая – Бульварное кольцо или, скажем, Камер-Коллежский вал, то нумерацию ведут по часовой стрелке. Исключения, правда, есть, но их довольно мало, а жители центра ни о чем таком и не догадываются.*
      
      *Примечание редактора Кошечкина.  Самые въедливые москвичи недовольно ропщут – почему это на Филёвском бульваре четные и нечетные дома расположены на одной и той же стороне? И почему Строгинский бульвар имеет нумерацию, возрастающую по мере приближения к центру?
      
      Питерцы, в свою очередь, убеждены в том, что именно их логика нумерации зданий ясна и понятна. Практически всюду четные дома – слева, нечетные – справа… Есть, конечно, «предатели Родины»: в частности, такие улицы как Типанова, Сызранская и т.п. исповедуют «московскую систему». А нумерация идет от «воды». Или от некой главной улицы – например, от Невского проспекта. Или от центра: в новых районах Невы вообще не видать. Правда, обе Конюшенные улицы ведут себя как раз наоборот… *
      
      *Примечание редактора Кошечкина. Также не стоит обращать внимание на улицу Ткачей близ метро метро "Елизаровская". Там, где она пересекает улицу Бабушкина, от ее четной стороны отходят два диагональных проезда, позаимствовавшие четные же номера. Понятно, что их при этом становится куда больше, чем нечетных.
      
      На набережных Питера лента Мёбиуса перекрутилась так, что вычислить правильный ответ почти невозможно. Обычно нумерация возрастает вниз по течению, но Свердловская и Октябрьская набережные ведут отсчет в обратную сторону. Самая длинная магистраль Питера – Проспект Обуховской Обороны – тоже нумеруется против течения. На речках, что поменьше размером, свои загадки: нумерация правой набережной Мойки после д. 101 прерывается, а потому после Почтамтского переулка дом на набережной имеет номер 58 по Б. Морской улице, да и сама набережная далее на всем протяжении до Крюкова канала именуется Б. Морской!
      
      На линиях Васильевского острова тоже не все просто. Во-первых, к улицам и переулкам там добавились десятки линий – эдаких одномерных геометрических понятий, у которых всего одна сторона по определению! Поэтому на каждой линии есть только либо четные, либо нечетные дома, причем на всех четных линиях стоят нечетные дома, а вот на нечетных – четные! Любопытно, что линия, ближайшая к стрелке Васильевского острова, имеет персональное название – Съездовская (бывшая Кадетская).*
      
      *Примечание редактора Кошечкина. Вредные москвичи убеждены, что Петр I был программистом, а потому, скорее всего, машинально присвоил этой линии Нулевое обозначение. Однако впоследствии решил не пугать своих холопов и дал ей конкретное имя.
      
      Питерцы все равно скажут, что москвичи им просто завидуют, поскольку сами не проявили должной фантазии и поступили по шаблону. И, как пример, укажут на подмосковное Переделкино, где нумерация домов – питерская… Очень может быть.

МОСКВИЧИ О ПИТЕРЦАХ

Примечание редактора Кошечкина. Авторство приведенных ниже высказываний подлежит уточнению…

* Питерцы убеждены, что вначале Бог сотворил серое небо и Марсово поле, а затем населил Питер питерцами. А финны и москвичи произошли от обезьян.

* Питерцы верят, что избранный народ – не евреи, а питерцы.

* Питерцы уверены, что севернее Питера ничего нет. А Мурманск – мифическая страна вроде Атлантиды или Гипербореи.

* Питерцы знают, что все российские музеи находятся в Питере.

* Питерцы никогда не видели пончиков.

* Питерцам известны только две дороги – в Москву и в Финляндию.
 
* Питерцы думают, что все люди, стоящие на пути к выходу из вагона метро непременно выходят на нужной им остановке. Поэтому в московском метро они все время создают давку в вагонах.

* Питерцы никогда не слышали про кольцевую ветку метро, а также про Садовое, Бульварное и 3-е транспортное кольца.

* Питерцы знают, что в каждом городе может существовать только один футбольный клуб. Наличие двух и более клубов – московские байки.

* Питерцы знают, что на свете всего три города: Питер, Москва и Хельсинки. Причем в Хельсинки холодно и там живут финны, в Москве неудобно ездить на метро, а Питер – самый красивый и безопасный в мире город.

* Питерцы еще со школы знают, что небо имеет серый цвет, а Солнца нет вообще: это плод больной фантазии москвичей, пытающихся хоть в чем-то выпендриться.

* Питерцы уверены, что в мире существует только одна река с общеизвестным названием.

* Питерцы легко называют 7 чудес света: Невский проспект, Финский залив, Спас-на Крови, Александрийский столп, Марсово поле, Исаакиевский собор и разводные мосты.

Комментарий редактора Кошечкина. Нелишне привести любимый анекдот москвичей о питерцах:

Приезжает москвич в Питер, входит в подъезд жилого дома, вызывает лифт, заходит внутрь и с неудовольствием замечает, что в углу кабины сидит грязный мужик на корточках и гадит. Москвич с омерзением морщит нос, а мужик вдруг поднимает голову и спрашивает:
– Ты чего, из Москвы, что ль, приехал?
– Ну, из Москвы, – теряется москвич. – А с чего ты взял?
– Так у нас в лифтах не курят!



ПИТЕРЦЫ О МОСКВИЧАХ

Примечание редактора Кошечкина. Авторство приведенных ниже высказываний подлежит уточнению…

* Москвичи знают, что за МКАДом жизни нет.

* Москвичи удивляются существованию поездов, поскольку есть самолеты.

* Москвичи удивляются, когда у них спрашивают дорогу в Третьяковку, и радостно начинают выяснять, где это и что это.

* Москвичи убеждены, что бессмысленно выходить из вагона метро по очереди, а потому входят и выходят все одновременно.

* Москвичи используют вместо географических карт глобус Москвы.

* Москвичи уверены, что в России есть только один город и несколько его пригородов: Нижний (он же Великий) Новгород, Питер и Камчатка.

* Москвичи приезжают в пригород с названием Питер на один день, чтобы понаблюдать диких питерцев в естественной среде их обитания. При этом они отрицают существование Эрмитажа и побаиваются расстрельных колонн.

* Москвичи называют пончиками пышки.

* Москвичи не признают белых ночей, поскольку полагают, что это то ли пригородная рекламная акция, то ли ежегодное эстрадное шоу наподобие Евровидения.

* Москвичи слышали выражение «Зенит – чемпион», но не понимают, что оно означает.

Комментарий редактора Кошечкина. Нелишне привести любимый анекдот питерцев о москвичах:

Приезжает питерец в Москву, входит в подъезд жилого дома, вызывает лифт, заходит внутрь и с неудовольствием замечает, что в углу кабины сидит грязный мужик на корточках и гадит. Питерец с омерзением морщит нос, а мужик вдруг поднимает голову и спрашивает:

– Ты чего, из Питера, что ль, приехал?
– Ну, из Питера, – теряется питерец. – А с чего ты взял?
– Так у нас в лифтах не курят!

      
БАТОНЫ И БАДЛОНЫ или московско-питерский словарь-разговорник*

      *Примечание редактора Кошечкина. Настоящий словарь является живым, растущим организмом, а потому подлежит постоянным уточнениям и дополнениям…

Все термины приведены парами – сначала московский вариант, затем питерский. Далее дается толкование означенных терминов

База – Точка
Пункт сбора группы «товарищей», объединенной совместной деятельностью

Батон колбасы – Палка колбасы
Единица измерения колбасных изделий. Иногда питерцы поясняют, что «палка» относится только к копченым и полукопченым сортам.

Батон белого хлеба – Булка
Любимый повод для москвича и питерца выяснить отношения по части грамотности. Точного перевода с питерского на московский не существует, хотя обратный вариант элементарен. Москвичу вполне достаточно сказать: «Дайте мне черного и белого» – в Москве его тут же поймут. А вот для питерцев, как правило, белый хлеб – это то, что заведомо не сладкое и не сдобное, причем в виде кирпича или круглой формы. То, что москвич назовет подмосковным, горчичным или еще каким-то батоном, для питерца – булка. С другой стороны булка – русское название всякого белого хлеба, потому что когда-то его пекли только немцы, в отличие от черного, выпекаемого русскими пекарями. Русские же виды белого хлеба выпекали в основном в Москве – калачи, сайки и т.п. Позднее небольшие батоны белого хлеба называли городскими булками. Ну, и так далее…

Башня – Точка, точечный дом
Многоэтажный жилой дом, как правило – одноподъездный, занимающий сравнительно ограниченную площадь. Питерец не может жить в башне, равно как москвич – в точке.

Боковая дорожка, дублёр – Карман, рукав
Неглавная полоса движения, параллельная основной дороге. Когда вредный питерец хочет запутать заезжего москвича, то предлагает ему "заехать в рукав"...

Бордюр – Поребрик
Москвичи при слове «поребрик» явно спотыкаются – у них ничего такого нет. Словари особой ясности не добавляют. На пальцах можно сказать так: бордюр – способ укладки профильного разделителя между проезжей частью и тротуаром «заподлицо», а поребрик – это когда тротуар приподнят над проезжей частью. Но и то, и другое звучит несколько заумно.

Букинистический магазин – Магазин «Старая книга»
Запутаться трудно

Бычок, чинарик – Хабарик
Окурок, короче говоря

Висяк – Глухарь
Нераскрытое дело

Водолазка – Бадлон, бодлон, банлон, бонлон
Легкая, обтягивающая трикотажная кофта с высоким воротником и длинными рукавами. В чем-то подобном когда-то приезжал в Москву Ив Монтан. Вредные москвичи говорят, что питерский вариант названия произошел от искаженного Ban-Lon – торговой марки производителя трикотажа. Питерцы парируют: мол, это в Москве начали продавать какое-то барахло совсем из другой ткани, а потому «водолазку» можно надевать только под гидрокостюм…

Гречка – Греча
Говорят, что «Греча» пишут на официальных упаковках заводской расфасовки гречки. Сам не видел.

Двор – Арка
В том смысле, что москвич заходит во двор, а питерец – в арку.

Занос – Вынос
Надпись на задней части трамваев. Смысл общий: на поворотах держись подальше!

Каблучок – Пирожок
Автомобиль ИЖ-2715

Колонка – Пенал
Узкий кухонный шкафчик

Конечная – Кольцо, петля, круг
«Кольцо» для питерца – конечная остановка транспорта. Москвичи этого не понимают…

Контейнер, бак – Пухто
Уличный мусорный бак.В Питере иногда используют сокращение. от «пункт утилизации и хранения твердых отходов». Можно встретить объявление типа: «Машины у пухто не ставить!»). Иногда считается, что это не стационарный контейнер, а «перевозной», для транспортировки крупных объемов мусора. Обычно питерцы заявляют, что это слово – из сленга дворников. В любом случае москвичам оно неизвестно.

Кружка – Бокал
Речь идет не о различных формах, а о самом привычном наименовании емкости. Вредные москвичи уверены, что вредные питерцы специально отбивают у нормальных кружек ручки, чтобы все визитеры обжигали в пышечных пальцы…

Курица – Кура
В Москве «куру» не встретить, а в Питере иногда попадается. Иногда считается, что курица – это та, что еще может бегать, а вот кура – уже копченая или еще какая-то….

Ластик – Резинка
Питерец скорее поймет слово «стиралка», нежели «ластик». А москвич, услышав про резинку, подумает про известное аптечное изделие…

Мехмат – Матмех
Факультеты МГУ и ЛГУ соответственно.

Мобила, мобильный, мобильник, сотовый – Труба, трубка, сотовый
Мобильный телефон

Нумерация вагонов от головы состава – Нумерация вагонов от Санкт-Петербурга
Объявления на вокзале

Обезьянник – Аквариум
Помещение для задержанных в отделении милиции (жарг.)

Оптика – Очки
Надпись на профильном магазине

Палатка – Ларёк, «Ларь от магазина №»…
Для москвича палатка – это небольшой продовольственный магазин. Для питерца же – это нечто брезентовое, туристическое! Питерский вариант понятен и там, и там.

Парк – Сад
В Москве довольно много садов («Александровский», "Эрмитаж", сад им. Баумана и даже целое Садовое кольцо!), но слово как-то не на слуху. И ни один москвич не скажет «пойду погулять в сад». В Питере же, естественно, есть Летний сад, который никто не обзовет парком.

Перьевая ручка - Вставочка
Сегодня уже и не встретить, но многие помнят. И по школе, и по сберкассам советских времен.

Подкрылки – Локеры
Название защитных кожухов колесных арок автомобиля. От англ. to lock – закрыть.

Подъезд – Парадная
Общий вход с улицы в многоквартирный дом. Дома с двумя входами – парадным с улицы и черным со двора – были и в Москве, и в Питере, но постепенно все свелось к одному входу и одной лестнице. Однако таблички над бывшим парадным входом питерских домов очень часто содержат слово «лестница»:
Лестница 2.
I — 91, 92, 93, 94
II — 95, 96, 97, 98
и т. п.
Поэтому можно сказать, что синонимом слова «парадная» здесь является «лестница».

Половник – Поварешка
Черпак с кухни.

Пончик – Пышка
Изделие с формой тора, жаренное в кипящем масле. Для москвича пышка – это просто некий бесформенный пирожок, хотя ни в одном словаре не оговаривается наличие дырки посередке именно в пончике.

Пункт – Центр
Место, где оказываются услуги по ремонту, приему, обмену, заправке, доставке и проч.

Путь – Платформа
Совершенно разные железнодорожные понятия, но в Москве чаще упоминают именно пути, а в Питере – платформы.

Рожок – Трубочка
Мороженое в вафельном конусе конической формы. Москвичи говорят, что когда-то "Петрохолод" выпускал рожки исключительно под этим названием – вот оно и прижилось в Питере.

Солянка как второе блюдо – Солянка как первое блюдо
В словаре имеются оба толкования: либо густой суп из рыбы или мяса с острыми приправами, либо кушанье из тушеной капусты с мясом, рыбой или грибами. Разделение толкований по городам не носит всеобъемлющий характер, но все же встречается довольно часто.

Сушилка – Посудница
Сушка для посуды

Сход-развал – Развал-схождение
Услуга автосервиса по корректировке углов установки колес автомобиля

Талон, талончик – Номерок
Контрольный листок для посещения врача в поликлинике

Тюльпаны – Колокольчики
Штекеры аудио-видео кабеля

Утятница, гусятница – Латка
Род продолговатой толстостенной миски для тушения

Учет – Переучет
Вредные питерцы отмечают, что учет в нормальном магазине производят ежедневно, а вот "переучет" – это ревизия, производимая изредка. Тонкий намек на то, что в Москве учет ведется только раз в месяц

Фартук – Передник
Предмет одежды для приготовления пищи

Чёрный хлеб – Хлеб
Буханка (и любое количество) чёрного хлеба

Шаурма – Шаверма
Пришлое название ненашенского фастфуда Shwarma. В обоих городах можно при желании отыскать оба варианта, хотя пробовать на вкус не стоит ни то, ни другое

Шиномонтаж – Ремонт колес
Услуги автосервиса

Штука – Тонна
Тысяча дензнаков – хоть рублей, хоть долларов. В Москве «Тонны» не используются, а в Питере «штуки» также в ходу.

Эстакада – Виадук
Питерцы, как правило, убеждены, что эстакада – это альтернатива "ямы" в ремонтных мастерских, а вовсе не то, что думают москвичи. Москвичи парируют: мол, виадук – это мост через горное ущелье, а вовсе не то, что полагают питерцы! Хотя смысл понятен и тем, и другим.



НЕПРИЛИЧНЫЕ СТИХИ ПРО МОСКВОПИТЕР*

*Примечание редактора Кошечкина. Элементы ненормативной лексики, использованные автором (вовсе не обязательно вредным москвичом!) необходимы для передачи особенностей местного колорита. Песня была случайно услышана и записана на слух.

Здесь шаверма, не шаурма,
Съешь и тоже станет дурно.
У ларьков здесь пьют культурно, у палаток тут не пьют.
Есть поребрик, нет бордюра,
Нет гриль-куриц, есть гриль-куры
Здесь не мочатся в подъездах, тут в парадных просто [ссут]…

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

      Как ленту Мёбиуса нельзя разрезать вдоль, не превратив во что-то иное, так и Москвопитер невозможно разделить на Москву и Питер. Каждому, совершившему свое путешествие в Москвопитер, автор будет признателен за дополнения и уточнения информационного и прочего рода.

      П.И.Кошечкин