Последнее прости. Пиково

Светлана Дроздова
Последнее  "прости"
   Подходил к концу жаркий июльский день . Закончив хлопоты по хозяйству, деревенские жители пораньше укладывались спать, чтобы с рассветом проснуться – наступила пора сенокоса . Темное небо постепенно покрылось россыпью звезд . Огромный шар луны осветил утопающую в зелени садов деревенскую улочку, дубовый сруб колодца с одноногим «журавлем» рядом, небольшой домик с высоким крылечком и резными наличниками.   
    В этом домике в ту ночь было не до сна. В углу перед иконостасом мерцала лампада , на столе , потрескивая , горели свечи . Бабка – «читалка» , шевеля губами и время от времени осеняя себя крестом ,молилась об упокоении души новопреставленного Раба Божьего Петра – хозяина этого дома . Многочисленные родственники , прибывшие в связи с этим скорбным событием , тихонько переговариваясь между собой, занимались в соседней комнате последними приготовлениями к похоронам . Рядом с гробом, непричастная ко всему происходящему, сидела пожилая женщина в траурном одеянии. Она вглядывалась сквозь пелену слез в родной профиль , боясь осознать до конца всю глубину своей трагедии : человек , шедший с ней рука об руку не один десяток лет по жизни , уходит навсегда . Все счастливые и трагические моменты , которые, казалось, навсегда уже исчезли из памяти, стали отчетливо всплывать перед ее мысленным взором. Вот тот далекий солнечный день , когда решила она вверить ему свою судьбу . Вопросительно смотрит на него : «Помнишь ли ?» И , понимая, что ответа уже не дождаться , продолжает вести молчаливый монолог , словно спеша напоследок  коснуться дорогих им обоим минут.
 « Встретились , познакомились, влюбились – все это не про нас . Мне кажется , что я знала тебя всю жизнь , с самого своего рождения . Ты был лучшим другом моего старшего брата и поэтому часто бывал в нашем доме . К твоим приходам я привыкла и не обращала на них никакого внимания . Смелостью ты никогда  не отличался , а в тот свой приход просто сгорал от смущения . «Танюш, я к тебе пришел . Тут такое дело… Отец женить меня собирается , в соседней деревне невесту уже подыскивает . А я думаю , что лучше тебя мне жены не найти . Пойдешь за меня ?» Сначала я не могла понять смысла твоих слов – так это было неожиданно . А потом мое сердце  сделало скачок и провалилось куда-то вниз , язык сделался деревянным и я не могла произнести ни слова . Не знаю , сколько времени продолжалось молчание – минуту или час .  А ты смотрел на меня своими голубыми глазами и терпеливо ждал ответа . На Покров мы сыграли свадьбу , мне было в то время семнадцать , а тебе двадцать лет.
   Через год после свадьбы у нас родилась дочь . Нашему счастью не было предела . Сознание того , что теперь мы – не просто муж и жена , а родители этого крохотного создания сплотило нас еще сильнее . Но та радость длилась недолго. Во времена нашей молодости детская смертность не была редкостью. Безграмотность, отсутствие квалифицированных врачей, бездорожье были тому причиной . Женщины целыми днями трудились в поле , ухаживали за своим хозяйством и не могли уделять должного внимания младенцам . Легче жилось тем , у кого дома были бабушки , присматривающие за ребятней . Мне же приходилось брать свою новорожденную дочку с собой на работу , где она , туго спеленованная , лежала на краю поля от кормления до кормления вместе с другими маленькими горемыками . Не дожив до годика , наша Раечка заболела дифтерией и умерла. Я поняла тогда , что самая невыносимая душевная боль - это боль от потери ребенка . 
   Жизнь, тем не менее, продолжалась. Приближался сороковой год. Твои родственники к этому времени перебрались в город Гатчино Ленинградской области . Брат устроился на работу на торфоразработки и получал зарплату наличными , в отличие от нас , деревенских , работающих за «палочки». Он стал звать нас к себе жить , расхваливая городскую жизнь . И мы , с тремя маленькими сыновьями , тронулись в путь . В Гатчино мы получили комнату в общежитии , ты устроился на работу . Мне казалось , что жизнь стала налаживаться , нам обещали со временем выделить отдельное жилье. Но всем надеждам в один миг пришел конец – началась война . Тебя сразу забрали на фронт . Страх и тревога сковали мое сердце . Линия боевых действий приближалась к нам . Началась спешная эвакуация людей. Я решила вернуться в Пиково , поближе к родным местам. Собрав в узлы лишь самое необходимое , мы тронулись в обратный путь . Помню , как нас посадили в вагоны и повезли окольными путями, подальше от сражений . Приходилось ночевать в поле , готовить на костре еду . Иногда остановка продолжалась несколько дней - пережидали бомбежки .
    Во время одной из таких остановок я чуть не потеряла сына . Посадку и отправление поезда объявили неожиданно . Я обнаружила , что Коля исчез . Я металась по платформе , кричала до хрипоты , но его нигде не было. Отправку поезда пришлось задержать . Вскоре моя «пропажа» была обнаружена около эвакуированного цирка , расположившегося на отдых за зданием вокзала .Позабыв обо всем на свете, сын с восхищением разглядывал невиданных им доселе животных .
    Дорога домой продолжалась больше месяца . Много страха и слез было за это время . Испуганные уставшие люди помогали друг другу , поддерживали . Но , видимо , были среди нас и негодяи . К этому мнению я пришла после такого случая : на одной из станций я была вынуждена покинуть вагон , чтобы набрать из колонки воды – дети хотели пить . Когда я вернулась , то обнаружила , что почти все наши скромные пожитки были украдены .    
   Наконец , с тремя малолетними детьми на руках ,  без вещей , мы оказались в родном селе. Наш старый домик для проживания был не пригоден . Меня приютил у себя двоюродный брат . Времени на отдых после трудного переезда не было . Все оставшееся  в селе трудоспособное население было задействовано на работе в поле и на ферме . Стала работать и я , оставляя своих малышей на старшего сына – восьмилетнего Колю . Стояла зима . Корм , а точнее , полугнилую солому , для колхозных коров приходилось возить с поля , вручную накладывая ее на возы . После трудового дня я , худенькая маленькая женщина , падала с ног от усталости . Но надо было чем-то кормить детей . И тогда по ночам я стала ездить в поле и подбирать упавшую с возов солому для своей коровы в надежде на лишнюю кружку молока . После нескольких таких поездок кто-то очень «бдительный» сообщил колхозному начальству о «хищении общественного добра» . По этому поводу собрали в конторе сход . До сих пор мое сердце готово разорваться на части при воспоминании о том страшном дне . Люди , с которыми я работала бок о бок , бросали на меня осуждающие взгляды . «Воровка! Беженка!»- слышала я со всех сторон . За мое преступление мне грозило до семи лет тюрьмы . Когда в зале началось голосование , то – я не поверила своим глазам – все единогласно подняли руки за то , чтобы наказать меня по всей строгости закона , чтобы другим не повадно было . Мир закачался и поплыл перед моими глазами . « Тюрьма .. Дети …Детдом» - вихрем пронеслось в моей голове . Я бы , наверно , потеряла сознание , но чей-то голос вывел меня из шока . Я увидела , как из толпы поднялся пожилой невысокий мужчина и обратился ко всем собравшимся : «Что же вы делаете , люди ? За что вы хотите упрятать ее в тюрьму ? За охапку гнилой мякины? Кого вы судите ? Жену солдата , который сейчас проливает свою кровь на войне ! Как вы ему в глаза посмотрите , когда он вернется ? Вы подумали о детях , что с ними будет , если ее посадят ? Да ее не судить надо , а помочь ей». Он закончил свою гневную речь , обвел всех суровым взглядом и , махнув рукой , сел на свое место . В зале произошло смятение , люди зашептались . Было назначено повторное голосование . Но уже никто не посмел поднять руку за то , чтобы осудить меня , все сидели пристыженные , боясь смотреть мне в глаза. Благодаря моему нежданному спасителю ( всю свою последующую жизнь я молилась за него ) мне не только простили мой грех , но и разрешили брать солому для своей коровы легально .
    Тяжелый то ли всхлип то ли вздох нарушил тишину комнаты. Женщина прикрыла глаза и сидела несколько минут, тихо покачиваясь на стуле. За окном пролаяла растревоженная кем-то соседская собака да прошелестела над крышей крылом ночная птица.
    Тебе не суждено было встретить победу на фронте . В 1943 году , после контузии и многочисленных осколочных ранений ты вернулся домой . Осколки много лет выходили из твоего тела . Я слышала , как ты стонал и скрипел зубами от боли по ночам , а днем принимался за работу , научившись изуродованной перебитой рукой орудовать не хуже , чем здоровой . 
   У родственников жить стало тесно .Со временем мы купили старенький домик , немного подремонтировали его и зажили отдельно . В 1944 году у нас родился четвертый сын – Вова , а в 1947 году на свет появился Леша .
   Помнишь ли, как тяжело жилось нам в те послевоенные годы? Но кому тогда было легко…И все же я была гораздо счастливее тех , кто так и не дождался своих  любимых с войны . Усталый , израненный , но ты был рядом . Вместе мы преодолевали все трудности. Сейчас я думаю , что вся наша жизнь в те годы – это борьба за выживание . Изнуряющий труд ,холод ,  голод были нашими постоянными спутниками . Постоянно увеличивающееся семейство (пять сыновей и две дочери) прокормить было нелегко . Вся надежда возлагалась на подсобное хозяйство . Постепенно мы обзавелись всей необходимой живностью . К сожалению , детям доставалась лишь малая часть продуктов , ведь государству надо было сдавать молоко , яйца , шерсть , мясо , масло . Помню , как наша малышня собиралась вокруг меня после вечерней дойки . Каждый тянул зажатую в грязных ручонках кружку , чтобы получить свою долю парного молока – не более половины стакана . Остальное молоко – на сдачу .
   Помимо заботы о пропитании детей была и другая – их надо было одеть и обуть. Наличных денег мы не имели. Поэтому зачастую я вынуждена была наваливать на свою спину мешок картошки и отправляться в город ( 5 км. пешком до станции, а оттуда поездом), чтобы обменять ее на кусок ткани.
Помню, как однажды на обратном пути я опаздывала на поезд и не успела купить билет. У кондуктора было в этот день, видимо, плохое настроение. Поэтому все мои просьбы и мольбы посадить меня без билета не были услышаны. Весь путь до своей станции я провисела на подножке, а кондуктор бил меня по онемевшим рукам, пытаясь сбросить с поезда.    
   Несмотря на все трудности, наши дети росли здоровыми и веселыми . Их шалостям не было конца . Порой эти шалости приводили к печальным последствиям . В памяти всплывает день , ставший одним из несчастных в моей жизни . Стояло засушливое лето . Воздух , казалось , плавился то жары . Почти все женское население села трудилось в поле на обработке коксогыза , который выращивали для изготовления резины . Помню , как со стоном я разогнула усталую спину и бросила взгляд в сторону села . К небу поднимался столб густого дыма . «Бабы , горит что-то»,- крикнула я , а в следующую минуту поняла , что горит наш дом . Не знаю , как мое сердце не разорвалось тогда на части : дома одни остались дети , младшему Леше только исполнилось два годика . Не помню , как я добежала до села. Дети , к счастью , остались живы , а дом с прилегающими к нему сараями вместе с находящейся там скотиной сгорел почти дотла. Долго голосила я над пепелищем , ведь все нажитое с таким трудом было уничтожено . Мы перебрались в сарай , расположенный через дорогу от нашего дома и потому не тронутый огнем . Это жилище представляло собой жалкое зрелище : стены -плетень , обмазанный мешанкой из глины и навоза , сквозь ветхую соломенную крышу можно было считать по ночам звезды .  Ближе к осени наступили дожди, и я с большим трудом находила в сарае сухое место, чтобы разместить там на соломе детей . Чтобы до  наступления холодов отстроить дом заново ,мы  трудились от зари до зари . Односельчане помогали чем могли . С первыми заморозками мы вселились в новый дом , состоящий из сеней и избы с русской печкой во весь чулан . Лишь спустя годы нам удалось пристроить еще одну комнату – горницу .
   После войны ты освоил профессию тракториста и в зимнее время часто уезжал на недели в командировку в соседний район, где занимался ремонтом тракторов и подготовкой их к весеннему севу. После трудового дня ты не думал о своем отдыхе, т.к. постоянно переживал, как я управляюсь одна с детьми  и с хозяйством. Поэтому почти ежедневно прибегал на пару часов домой, преодолевая километры заснеженных полевых дорог с одной только целью – убедиться, что у нас все в порядке.
    Пожилая женщина, закрыв ладонями лицо, несколько минут беззвучно плакала. Немного успокоившись, вытерла слезы и обвела печальными глазами комнату. Привычно тикают  старые ходики с кукушкой , с фотографий, размещенных в больших рамках на стене, улыбаются дети и внуки. Вот несколько снимков, сделанных во время золотой свадьбы: за щедро накрытыми столами собралась вся многочисленная родня. Застольные песни и пляски с частушками под русскую гармонь, взрывы хохота, разговоры до утра – все это промелькнуло в воспоминаниях, вызвав на лице подобие улыбки.
   А все-таки много хорошего было в то время . Помнишь , как весело проходили у нас праздники ? Самым любимым , пожалуй, был праздник Широкой Масленицы . По многовековой традиции между мужским населением всех близлежащих сел (Пиково, Ломовое, Журавинки, Жабино и т.д.) проходили кулачные бои . В них участвовали все – от мала до велика . Какое это было зрелище ! Огромные толпы разнаряженных людей с песнями и плясками , в центре -гармонист, стекались к условленному месту . Всех переполняло радостное возбуждение. Сначала стенка на стенку сходились пацанята, потом – подростки. В завершении силой мерялись взрослые мужчины. Ничего общего с обычным «мордобоем» кулачные бои не имели. Здесь были свои традиции, свои правила, за соблюдением которых зорко следили «болельщики». Женщины всех возрастов подбадривали свои «команды», а иногда и разнимали сильно увлекшихся участников. Кулачные бои продолжались четыре дня. 
   С большим нетерпением все ждали наступление Пасхи. Особенно радовались дети, ведь каждый получал в этот день по обнове.С утра всем им выдавалось по десятку крашеных яиц и они отправлялись в центр села для традиционной пасхальной забавы – "катания яиц".
   Шумно и весело проходили у нас и выборы. Все жители села собирались в сельской школе. Здесь размещался буфет. Взрослое население, пропустив рюмочку горячительного, оживленно обсуждало последние деревенские новости, а молодежь устраивала катание на лошадях. Обычно песни под гармонь, веселый смех не смолкал в такие дни в селе до позднего вечера.
   С весны до поздней осени в селе наступала напряженная пора и времени для отдыха почти не оставалось. На несколько летних дней полевые работы приостанавливались для того, чтобы люди могли запастись топливом. Помню, как все население, от мала до велика, шло за село заготавливать торф для протопки своих печей – полагалось 1000 кирпичиков торфа "на трубу".
Одним из первых завершало заготовку наше многочисленное семейство. Помню, как ты собирал тогда всех за столом и говорил: "Сынки, людям помочь надо" , и они отправлялись помогать пожилым или бездетным семьям.
     За окном налетел теплый ветерок,  лениво потрепал растущий под окном куст сирени, коснулся тонких ветвей рябины и снова затих. На востоке небо начало светлеть, возвещая о том, что короткая июльская ночь близится к концу. Тяжело вздохнув, вдова подводит итог своим воспоминаниям:
  Да, длинная была у нас с тобой жизнь, а промелькнула как один миг. Никогда я не пожалела о том, что вышла за тебя замуж. Ведь всегда рядом было сильное мужское плечо, постоянно я чувствовала твою заботу и внимание. Прости, что при твоей жизни я так и не нашла времени поблагодарить тебя за это.  Прости, что за повседневными заботами я не всегда замечала главного - рядом со мной был настоящий мужчина , заботливый и надежный. А теперь я молю Бога лишь об одном : чтобы наша разлука не была долгой.
   Спустя семь лет на сельском погосте появился свежий холмик. Хочется верить, что  эти люди  встретились вновь – уже в ином мире.
   Я с грустью стою у дорогих моему сердцу могил. Здесь, под плакучей ивой, покоятся  мои бабушка и дедушка- Татьяна Павловна и Петр Семенович Кузнецовы.