Сказочная выручалочка

Заряна Нина Некрасовы
     Детский мир – весёлая смесь реальности и вымысла, он живёт по своим законам, но, к сожалению, часто остаётся тайной за семью печатями для деятельных родителей и воспитателей.
     Как найти с ребёнком контакт?
Не врываться в него, не взламывать, а отыскать и использовать свои
     Сказочные возможности!
Как в сказке ("сезам, откройся!")- нам надо сказать волшебные слова; прежде чем войди, подобрать подходящий ключик. А когда мы бездумно врываемся в детский мир, торопясь научить и развить, оберечь и наставить - там возникает хаос. А ещё точнее – бардак.
     На такие несимпатичные мысли навела меня эта сценка.

* * *
     Вышла с собаками на улицу, на прогулку.  Солнце за тучами, но день почему-то ясный.
Листья падают разноцветные. И, как мелкие листики, всюду кружится  детвора. Осень.
И в это осеннее равновесие  врывается детский рёв. Мощный, пронзительный.
     Обе мои псинки - Гриневский и Эля - сделали стойки и  дружно закрутили хвостами: кого утешать? Тимошку, соседа.
     Вопит Тимошка. Вообще-то он мальчик  покладистый, и с мамой ему повезло.  Спокойная такая,  уравновешенная, не дёргает понапрасну, не тащит,  в детские дела без нужды  не вмешивается.  Хорошая мама… («Неприказливая», как сказала о ней моя внучка трёх с половиной лет).
     Но тут какой-то облом.
     Подходим поближе: всё ясно. Малыш  перебегал и изрядно вспотел. Мама выловила его и теперь, присев на корточки, поправляет Егорке шапку: «Ты посмотри, - держит и убеждает она карапуза, - под шапкой уже мокро,  надо постоять, отдохнуть... вот остынешь...».
     Тимошка  смотреть не желает;  он бегать желает!  и потому продолжает вдохновенно реветь.
     Собаки крутятся рядом, Элька поскуливает - Тимошке сочувствуют. Гриневский оглядывается на меня.
     Поднимаю с травы три листочка. Подхожу к Тимофею и маме вплотную, кладу рядом на лавку  первый кленовый лист. Кладу листочек и медленно приговариваю:  «Это жёлтый лист для желтого  человечка…».
     Тимошка  вопит. Вдохновенно!  Мама шумно вздыхает.
     Кладу другой листок и говорю: «Это красный  лист  для красного человечка».
     В «вопенье» появилась пауза:  Тимошка прислушивается и бросает косые взгляды. Уже хорошо.
     Кладу трётий листик, зелёный: «Это зелёный лист для зелёного человечка!», - всё тише, всё загадочней говорю…
     - А зелёных человечков не бывает!  - выпаливает вдруг Тимошка.
     - А вот бывают! - отвечаю ему.
     - Не бывает,  не бывает!!!-  кричит Тимошка
     - Бывает! – нахально утверждаю я.
     - Не бывают!! – Бывают! - Не бывают – бывают…
Мы перебрасываемся, как  мячиками,  словами:
     - Нет!
     - Да!
     - Не бывают!! 
     - Бы-ва-ют!   
     - Быва-а-ют? Где!?
     - Там!
     - Человечки?!
     - Да!
     Собаки сидят на хвостах и крутят лохматыми головами: туда – сюда, туда – сюда… Прыгнуть – не прыгнуть, лизнуть – не лизнуть…  Не рискнули.
     А рёв всё равно прекратился. Невозможно же делать сразу два дела одновременно: реветь и спорить... особенно про человечков.
     Сначала поспорили, потом поговорили… Пока поговорил про всяческих  человечков, про эльфов и  гномиков, про их  колпачки, пока обсудили, потеют они – не потеют,  Тимошка остыл. Можно бежать дальше.

* * *         
     Родители часто сами нарываются на неприятности по очень простой причине: они говорят с ребёнком не на том языке. Когда человек азартно гоняет в догонялки, ему, ей-богу, не до ваших шапочек, а мысль о простуде – вещь такая абстрактная, что вообще ни одного малыша не проймёт. Другой язык, другие понятия, другие интересы. Ну, вроде как если бы вы приехали в Индонезию и со всеми индонезийцами упорно объяснялись  по-русски, а потом сами же изумлялись: и чего же меня не понимают? Так и тут.
     Когда мы хотим чего-то от ребёнка добиться (причём – мирным способом), только и надо перейти на такой язык, который ребёнку понятен.  На детский язык.  Нет – нет, мы не предлагаем вам вечно сюсюкать. Мы предлагаем вам в разговоре подбирать те аргументы, которые весомы для него. Это раз. А второе – вспомнить, что дети – не взрослые. И видят мир они,  и чувствуют иначе, и интересы у них не те, что у нас.  Детское мышление образно и эйдично, и летит оно по своей орбите, той, где мир живой и говорящий, такой, с которым легко они входят в контакт.
     И нам, воспитателям – взрослым, надо в эту орбиту вписаться.

Продолжение этой темы - здесь:http://www.proza.ru/2011/11/12/189

 
РИСУНОК  ЛЕОНИДА  НЕКРАСОВА