Детский мир – весёлая смесь реальности и вымысла, он живёт по своим законам, но, к сожалению, часто остаётся тайной за семью печатями для деятельных родителей и воспитателей.
Как найти с ребёнком контакт?
Не врываться в него, не взламывать, а отыскать и использовать свои
Сказочные возможности!
Как в сказке ("сезам, откройся!")- нам надо сказать волшебные слова; прежде чем войди, подобрать подходящий ключик. А когда мы бездумно врываемся в детский мир, торопясь научить и развить, оберечь и наставить - там возникает хаос. А ещё точнее – бардак.
На такие несимпатичные мысли навела меня эта сценка.
* * *
Вышла с собаками на улицу, на прогулку. Солнце за тучами, но день почему-то ясный.
Листья падают разноцветные. И, как мелкие листики, всюду кружится детвора. Осень.
И в это осеннее равновесие врывается детский рёв. Мощный, пронзительный.
Обе мои псинки - Гриневский и Эля - сделали стойки и дружно закрутили хвостами: кого утешать? Тимошку, соседа.
Вопит Тимошка. Вообще-то он мальчик покладистый, и с мамой ему повезло. Спокойная такая, уравновешенная, не дёргает понапрасну, не тащит, в детские дела без нужды не вмешивается. Хорошая мама… («Неприказливая», как сказала о ней моя внучка трёх с половиной лет).
Но тут какой-то облом.
Подходим поближе: всё ясно. Малыш перебегал и изрядно вспотел. Мама выловила его и теперь, присев на корточки, поправляет Егорке шапку: «Ты посмотри, - держит и убеждает она карапуза, - под шапкой уже мокро, надо постоять, отдохнуть... вот остынешь...».
Тимошка смотреть не желает; он бегать желает! и потому продолжает вдохновенно реветь.
Собаки крутятся рядом, Элька поскуливает - Тимошке сочувствуют. Гриневский оглядывается на меня.
Поднимаю с травы три листочка. Подхожу к Тимофею и маме вплотную, кладу рядом на лавку первый кленовый лист. Кладу листочек и медленно приговариваю: «Это жёлтый лист для желтого человечка…».
Тимошка вопит. Вдохновенно! Мама шумно вздыхает.
Кладу другой листок и говорю: «Это красный лист для красного человечка».
В «вопенье» появилась пауза: Тимошка прислушивается и бросает косые взгляды. Уже хорошо.
Кладу трётий листик, зелёный: «Это зелёный лист для зелёного человечка!», - всё тише, всё загадочней говорю…
- А зелёных человечков не бывает! - выпаливает вдруг Тимошка.
- А вот бывают! - отвечаю ему.
- Не бывает, не бывает!!!- кричит Тимошка
- Бывает! – нахально утверждаю я.
- Не бывают!! – Бывают! - Не бывают – бывают…
Мы перебрасываемся, как мячиками, словами:
- Нет!
- Да!
- Не бывают!!
- Бы-ва-ют!
- Быва-а-ют? Где!?
- Там!
- Человечки?!
- Да!
Собаки сидят на хвостах и крутят лохматыми головами: туда – сюда, туда – сюда… Прыгнуть – не прыгнуть, лизнуть – не лизнуть… Не рискнули.
А рёв всё равно прекратился. Невозможно же делать сразу два дела одновременно: реветь и спорить... особенно про человечков.
Сначала поспорили, потом поговорили… Пока поговорил про всяческих человечков, про эльфов и гномиков, про их колпачки, пока обсудили, потеют они – не потеют, Тимошка остыл. Можно бежать дальше.
* * *
Родители часто сами нарываются на неприятности по очень простой причине: они говорят с ребёнком не на том языке. Когда человек азартно гоняет в догонялки, ему, ей-богу, не до ваших шапочек, а мысль о простуде – вещь такая абстрактная, что вообще ни одного малыша не проймёт. Другой язык, другие понятия, другие интересы. Ну, вроде как если бы вы приехали в Индонезию и со всеми индонезийцами упорно объяснялись по-русски, а потом сами же изумлялись: и чего же меня не понимают? Так и тут.
Когда мы хотим чего-то от ребёнка добиться (причём – мирным способом), только и надо перейти на такой язык, который ребёнку понятен. На детский язык. Нет – нет, мы не предлагаем вам вечно сюсюкать. Мы предлагаем вам в разговоре подбирать те аргументы, которые весомы для него. Это раз. А второе – вспомнить, что дети – не взрослые. И видят мир они, и чувствуют иначе, и интересы у них не те, что у нас. Детское мышление образно и эйдично, и летит оно по своей орбите, той, где мир живой и говорящий, такой, с которым легко они входят в контакт.
И нам, воспитателям – взрослым, надо в эту орбиту вписаться.
Продолжение этой темы - здесь:http://www.proza.ru/2011/11/12/189
РИСУНОК ЛЕОНИДА НЕКРАСОВА