Мятежная жертва ч. 44

Сергей Владимирович Жуков
§44. Мятежная и безропотная жертвы

«Таким образом, и восстание рабов бывает воздаянием за грехи»1
          Св. Иоанн Златоуст

    Так говорит в своих поучениях творец литургии и воистину жертвенный человек, душу свою положивший за други своя.   
Итак, мы вновь имеем две антагонистические разновидности: жертва безропотная и бунтующая, то есть мятежная.

   Безропотная буквально означает молчащую при любых обстоятельствах, кротко и невозбранно приемлющую любую кару, стойко переносящую невзгоды.
Безмолвие есть одна из важнейших добродетелей Православия. Это - ступень знаменитой духовной Лествицы игумена Синайского монастыря Иоанна Лествичника.
Напротив того, жертва мятежная, восставшая, в момент своего видимого подъёма и апофеоза, который на самом деле является кризисом, переломом, превратившись в ужасающего жреца, крушит направо и налево дворцы и храмы, казнит без суда и следствия правых и виноватых, принцев и нищих, а также своих соратников.

  Томас Карлейль приводит в своей книге, посвящённой французской революции, ужасающие сцены расправы народных масс, примкнувших к якобинцам, над наскоро осуждёнными дворянами. 
Приговорённым к смерти аристократам чернь не позволяла даже взойти на эшафот, буквально пропуская их через кровавую мясорубку ножей, пик и сабель.
Однако кто ведает, что творили отцы и деды этих несчастных в Средние века и Реформацию.
Измывательство над крепостными доходило до садизма. Кроме пресловутого «права первой ночи», этой радости дворян, было даже «право согревания ног сеньора во вспоротом животе виллана.

   Таким образом, расправа над первым сословием явилась «пиком» жреческого торжества, проявленного бывшими жертвами.
Проходят годы, и те же ярые якобинцы, соратники Ленина и Троцкого оказываются по ту сторону добра и зла, а именно, на том свете, хотя им, скорее всего, уготована тьма.
По этому поводу точно высказался крупный французский философ 20-го века: «У бунтовщика есть всего одна возможность примириться с актом убийства, уж коли он на него решился - принять свою собственную смерть, самому стать жертвой». 

   Пути таких бунтующих жертв буквально пронизывают всю человеческую историю: Спартак и Фома Славянин, Маздак и Хуан Чао, Гильом Каль и Уот Тайлер, Томас Мюнцер, Степан Разин, Иван Болотников, Кондратий Булавин и Емельян Пугачёв.
Бунтующим жертвам Англии посвящена книга Чарльза Поулсена «Английские бунтари».
Интересно, что в Атласе по истории Средних веков, изданном в московском издательстве «Астрель» в 2007 году, нет обозначения грандиозного восстания под предводительством Уота Тайлера, потрясшего в 1380 году почти всю Британию. В то же время крестьянская война во Франции, названная «Жакерией» и происшедшая в том же 14-м веке, указана.
Значит, кому-то важно показать, что в «старой доброй Англии» всегда были тишь да благодать. Не было, по мнению составителей атласа, и восстания под руководством Роберта Кета. Одна забота якобы мучила жителей Альбиона - как бы добиться равенства избирательных прав.

   В остальном же всё было замечательно и превосходно. Строились замки, монастыри и фабрики, шла буржуазная революция, боролись католики и реформаторы.
Зато Крестьянскую войну в Германии никак нельзя было обойти. Выходит, немцы не столь цивилизованны, как англичане.
17-й век в России был назван «бунташным».
Перуанский писатель Марио Варгас Льоса в своём романе «Война конца света» с потрясающей художественной силой воссоздаёт события, происходившие в 1897 году в Бразилии. Небольшой городок Канудас охватило восстание, которым, как это ни странно, руководили католические священники. Это был уникальный случай в истории мятежей, когда священники исполнили свой христианский долг, встав на сторону угнетённых.


   Хотя борьба оказалась безуспешной, всё же это был яркий пример христианского социализма, о котором мечтал русский мыслитель отец Сергий Булгаков.
В Латинской Америке довольно активно религиозные деятели участвуют в народных движениях за свободу от западных эксплуататоров. Например, падре Камилло Торрес был главой отряда колумбийских партизан. Погиб он в 50-х годах 20-го века. Отец Мартин Брокман, епископ, стал главой народной церкви Никарагуа.
В середине 60-х годов в латиноамериканской церкви наметилась тенденция к «возвращению к бедности». Под влиянием этой тенденции даже кардинал Х.Ландасури Рикете поселился в одном из бедных кварталов имы.

   В прогрессивной среде латиноамериканских священников сложилась так называемая «теология освобождения», нашедшая отклик и в Перу и сыгравшая большую роль в процессе расслоения церкви.
Один из сторонников «теологии освобождения» У.Эчегарай, профессор Католического университета в Лиме, заявил об ошибочной концепции, согласно которой «марксизм - синоним тоталитаризма и атеизма», поскольку эта концепция служит интересам господствующих классов, пытающихся, опираясь на христианство, сохранить своё господство.
Г.Гутьеррес, один из прелатов Лимы, стал известен и за пределами Перу, как поборник «теологии освобождения».
Выступления перуанской церкви за ликвидацию социального неравенства соответствуют общей тенденции, характерной для большинства представителей латиноамериканской церкви в последние годы.

   Особенно внимание этому вопросу стало уделяться в связи с планами созыва Третьей генеральной ассамблеи епископов Латинской Америки.
В документе одного из отделов СЕЛАМ отмечалось, что католическая церковь должна строго разграничивать жертвы, неизбежные «при построении свободного и справедливого общества», и жертвы, «направленные на упрочение привилегий немногих».

Участвовали в борьбе против угнетателей и другие деятели Латиноамериканской церкви. В Сальвадоре были убиты иезуит епископ Рутилио Гранде, а также архиепископ Оскар Арнольдо Ромеро. Народ сам канонизировал их.
Католическая церковь на Кубе всемерно поддерживала революционную власть.
В конце 16-го и начале 17-го веков бунтующая неорганизованная жертвенность преобразуется в революционную. Стихийное движение народных масс направляются национальной буржуазией, пожинающей плоды возмущения, увенчанного успехом.

   В итоге этих переворотов народы Нидерландов и США обрели политическую свободу, а буржуазия Англии в 17-м и Франции в 18-м получили возможность под прикрытием научно-технического прогресса и провозглашённых политических свобод почти невозбранно угнетать рабочих и крестьян своих стран, а затем население колоний, становящихся всё более обширными.
Правда, следует признать, что крестьяне всё же получили личную свободу, а дворяне утратили привилегии.
В смутное и мутное времечко «перестройки» либералами западного толка было предпринято охаивание Великой Октябрьской социалистической революции, которую вырожденные из Компартии и Комсомола «демократы» прозвали «октябрьским переворотом».
В то же время событий февраля 1917-го года они упорно и даже горделиво именуют революцией.
Однако можно ли счесть революцией не свержение, и всего лишь отречение от власти последнего российского императора Николая 2-го?
Власть выпала из безвольных рук самодержца и сразу же попала в алчные, но в то же время дряблые лапы олигархов типа Рябушинского, а также безвольных «интеллигентов» Милюкова и Гучкова. Верховным же властителем был провозглашён политический авантюрист А.Ф.Керенский.

В сущности же почти ничего не изменилось, поскольку буржуазия фактически правила страной и до того. Начало буржуазного диктата было положено в 1861-м году, который, помимо некоторых положительных реформ, принёс стране неисчислимые экологические и нравственные беды.

   В феврале 1917-го года произошла не смена общественного строя, а всего лишь изменение способа управления, то есть подавления угнетённых классов. Вместо конституционной монархии стала республика.
Однако за 7 месяцев руководства капиталистов ничего не было сделано, кроме освобождения уголовников из тюрем и зверских убийств офицеров и полицейских.
Чуть погодя, несмотря на все недостатки, допущенные при установлении Советской власти, сразу же стали приниматься меры для развития индустрии, Просвещения широких слоёв населения, внедрения бесплатного медицинского обслуживании, включая борьбу с эпидемиями.
Вот лишь один из множества примеров. Уже в январе 1918 года по указу Ленина был создан ЦАГИ – Центр авиационных испытаний. А ведь время было тяжелейшее.
В 1921 году был принят план ГОЭЛРО, то есть проект электрификации, что являлось насущной необходимостью для промышленности и бытовых надобностей народа.
Стали строиться автозаводы, но не для услаждения, а ради производства и обороны. Таковы были следствия Революции.


          В чем же отличие бунта от революции?
1. Бунт внезапен, даже стихиен, хотя вызывается тяжелыми условиями бытия значительной части народа.
2. У мятежа недостаточно подготовлены руководители, хотя являются самородками, обладающими харизмой.
3. Революция может быть осуществлена сверху или снизу.
4. Революция в той или иной мере достигает результата. Бунт готовит революцию по мере сил и возможностей.

5. Революции возникли с появлением буржуазии, как ярко оформленного активного класса, стремящегося к власти.
Однако в 1917 году 25 октября /7 ноября/ совершилась социалистическая революция, ставшая примером для других.
6. Революция способствует перемене общественного строя, хотя в бунте тоже звучит тема не только экономического облегчения, но и социального переустройства.
7. В основе буржуазной революции лежит стремление к обретению прав нового класса, и устранение кастовой окостенелости дворянства.
8. Революция угнетенных подразумевает подлинное равенство и братство при всех огрехах переходного периода.
9. Бунт охватывает часть страны или город /городские восстания в Италии, Германии, России/.
10. Революция общенациональна и даже континентальна. Есть вероятность мировой, хотя религиозные, культурные, экономические, ментальные различия этому препятствуют.
Существуют мятежи, развязанные, а точнее сфабрикованные против законно избранного и всемерно поддержанного народом правительства.
Так, в 2011 году едва ли не во всём арабском мире прогремели так называемые «революции». Был свергнут, а точнее, отвергнут антинародный режим в Тунисе, военные в Египте убрали с высокого поста президента, служащего американским ставленником Хосни Мубаррака.
Однако под видом устранения «засидевшихся» правителей, страны Запада возмутили, а точнее, подкупили часть населения Ливии с целью свержения народного социалистического справедливого правительства полковника Каддафи.
Лидер народа Ливии принял вызов и мужественно начал и продолжает яростную борьбу с предателями, поддержанными НАТО.

   Президент  России Дмитрий Медведев ввёл санкции против Ливии и одобрил авиационные удары по суверенному африканскому государству.
Однако, как и следовало ожидать, Запад не ограничился ударами с воздуха. Страны Европы и Северной Америки развязали настоящую войну против Ливии.

   На территории  Ливии активно действуют спецслужбы Англии и других государства Запада.
«В подготовке атаки «повстанцев» на  Триполи самое деятельное участие принимал британские военные и шпионы из МИ6.
Ещё за несколько месяцев до начала операции на базе оппозиционеров в Бенгази они оттачивал планы штурма Триполи.
Ещё в марте 2011 года команда британского спецназа в полной выкладке была по ошибке схвачена «мятежниками» после десантирования в районе Бенгази». /Андрей Ситников// Комсомольская правда. От 24.о8. 2011/
Не зря премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин назвал западное вторжение в Ливию новым крестовым походом.
На фоне возмущений народа в Йемене, Катаре и других арабских стран, предпринимаются попытки свержения правящего режима в Сирии.
Всё чаще звучат угрозы со стороны «мирового», а на деле западного сообщества о защите народа Сирии от геноцида, якобы учинённого президентом.

   В связи с этим не могут забыться пророческие слова Александра Панарина о том, что 3-я мировая война уже началась.
Вопрос только в том, какая роль уготована в ней России. Будет ли она безвольным сторонним наблюдателем, либо станет активным жертвенным борцом за права и саму жизнь угнетённых наций, в том числе и русского  народа.

Литература
1 Св. Иоанн Златоуст Собр. Поучения. Т.1.- М.:Посад,1993

2  Карлейль Т. История французской революции.- М.,1991.-С.383

3  Камю А. Бунтующий человек.- М.: Политиздат,1990.-С.338

4 Льоса Марио Варгас. Война конца света.-М.,1987