Чёрные глаза

Алекс Венцель
Событие, о котором далее пойдет речь, произошло примерно в 1977 году – к сожалению, с годами многое забывается. Сергей тогда работал звукорежиссером на телевидении и в своем деле был уже признанным профессионалом.
Ближе к осени, а именно, в августе, когда приближался юбилей: 50 лет образования города Чайковского, на телевидении в срочном порядке создали группу для освещения этого события. Было намечено сделать часовую передачу с интервью ветеранов, поездками по памятным и интересным местам.  В это же время, так уж совпало, из Москвы, из ВГИКа, приехали трое ребят – студентов старшего курса, которые должны были снять трехчастёвый фильм о том, как снимают кино.

Собралась группа из 25 человек во главе с режиссером, большим умницей – Володей Шнайдером. И вот, вся эта дружная компания с массой различного оборудования в ящиках, уселась на теплоход Ракета, который рано утром отошёл  от речного вокзала.  До места добирались целый день. Наконец, показался красавец-город Чайковский с его зеленью и аккуратно выметенными улицами.  Всю группу поселили в шикарной по тем временам гостинице «Волна». Видимо, поступило соответствующее распоряжение из властвовавшего тогда над всеми Обкома партии. Сергею достался номер люкс с телефоном.  Местные начальники горели желанием быть увековеченными, поэтому отказа в том, что снимать и где снимать, не было, даже наоборот, каждый старался зазвать киношников именно на свое предприятие.

Сначала сняли интервью с каким-то героем соц. труда прямо на стенке шлюза Воткинской ГЭС. Он рассказал о том, как при строительстве шлюза очень торопились сдать это сооружение, и во время сдачи рухнула 80-метровая стена шлюза, похоронив под собой около сотни строителей - этот рассказ позднее, при монтаже передачи, был вырезан. Затем ездили на полустанок со странным названием «Насадка», откуда, собственно, и началось строительство города. Там, на крыльце самого первого домика, где когда-то находился штаб строительства, сняли интервью с одним из первых строителей. Дул сильный ветер и Галя Смирнова с ассистенткой Татьяной Мартыновой прикрывали микрофон от ветра плащом.

Побывали и в сорока километрах от города на площадке только что начатого строительства комбината искусственного каучука, а также на знаменитом КШТ – комбинате шелковых тканей, где в огромных цехах стояли длиннющие ткацкие станки, и грохот был неимоверный. В этом аду работали тысячи молодых девчонок, которые постепенно глохли и теряли здоровье от вибрации.

Постоянно рядом с группой находились ребята из ВГИКа и тоже снимали свое кино: героями в нем были уже сами телевизионщики. Сергей по штатному расписанию в этой группе был звукорежиссером и отвечал за все, что касалось качества звука, а у него в подчинении были два механика, которые следили за работой аппаратуры. Когда все задуманное было снято и командировочные деньги всеми истрачены, у главрежа появилась идея что-то еще доснять. В Свердловск  была отправлена срочная телеграмма о том, что в связи с тем-то ... группа задерживается еще на три дня и нужны деньги. Все сидели по своим «люксам» в гостинице и очень хотели кушать, а кушать было не на что. И тут Сергея осенила мысль.  В этой же гостинице постоянно проживала большая группа туристов, которых днем возили на экскурсии, показывая достопримечательности города, а по вечерам их безуспешно пытался развеселить массовик-затейник, мужичок неопределенного возраста, всегда находившийся в легком подпитии.
 
Сергей подошел к директору гостиницы, представился работником телевидения, а заодно, и автором-исполнителем самодеятельных песен, и предложил провести для туристов авторский концерт. Директор с радостью ухватился за эту идею и выдал ему из красного уголка полуразбитую гитару. К обеду внизу, в фойе, висела нарисованная на листе ватмана афиша, в которой сообщалось, что сегодня вечером в актовом зале состоится только один концерт известного барда.  Билеты продавались по символической цене – всего по полтинничку.

Народу набилось в зал столько, что стояли даже в проходах. Уже во время концерта Сергей краем глаза увидел, как в боковую стеклянную дверь пытался пробиться, размахивая своим красным удостоверением, сам Володя Шнайдер с кинооператором и кинокамерой. Он что-то пытался доказать контролеру, но тот был непреклонен: или полтинник, или - стой за дверью.

Концерт прошел на ура! Сергею даже самому понравилось. Больше всего он боялся, что развалится в руках старенькая гитара. Подошел, довольно потирая руки, директор гостиницы и протянул ему свёрток с деньгами.  А вся киногруппа уже гудела от разговоров: -Оказывается, Серёга наш – бард. Ну, надо же! Который год вместе работаем и не знали.... И вот, в десять вечера, шумная толпа киношников ввалилась к Сергею в номер, и все дружно заявили, что теперь, когда у него есть деньги, он просто обязан всех накормить в ресторане.

Ресторан находился в пристрое, на первом этаже, и из гостиницы к нему вел отдельный вход. Когда толпа появилась в ресторане, он уже закрывался, но Воля быстренько сбегал к начальству, и для дорогих гостей из Свердловска было сделано исключение - продлили работу ресторана ещё на час. В углу зала четыре музыканта, уже собравшиеся уходить, снова разложили свои инструменты.

Сергей, став вдруг центром внимания всей группы, очень этого смущался. На радостях он, до того не бравший в рот спиртного, под крики: «Пей до дна!», выпил целый стакан шампанского, и его тут же развезло. Все вокруг вдруг стали такими родными и милыми. Осмелев, он нетвердой походкой подошел к неизвестно как оказавшейся в зале высокой девушке и галантно пригласил её на танец. Из всего далее происходящего он запомнил только голый пупок, мелькавший почти на уровне его глаз во время танца. Звучало модное тогда танго «Черные глаза»…