4 Совещание молодых писателей Северного Кавказа

Аслан Шатаев
     Вот и завершилось 4-е Совещание молодых писателей Северного Кавказа, проходившее в живописнейшем уголке Северной Осетии – Цейском ущелье. Местность очень красивая. Величественные горы, густые леса, журчание горных рек, свежий воздух – все настраивало на нужный лад. Идеальное место для поиска вдохновения. Если приложить немного усилий для развития инфраструктуры, это место могло бы стать еще более притягательным, особенно для искушенных любителей путешествий. Однако жаль, что в России повсеместно подобные «золотые жилы» приходят в запустение либо из-за недостатка финансирования, либо из-за недальновидности местного руководства.
     Нужно отдать должное устроителям данного мероприятия за безупречную организацию, хотя, насколько мне известно, им и пришлось столкнуться с рядом трудностей как административного, так и финансового характера.
     Совещание проходило в трехэтажном отеле «Сказка». Всех участников расселили в комфортабельных двухместных номерах. Администрация приняла нас с распростертыми руками и проявила необыкновенную заботу и чуткость к нуждам постояльцев. Столь же благосклонна к нам была и погода. Однако, поскольку отель располагался меж трех высоких гор, как только солнце скрывалось за ними, становилось холодно; изредка накрапывал небольшой дождик, что никак не отразилось на общем положительном впечатлении о месте проведения мероприятия.
     Ну а теперь непосредственно о самом Совещании и его участниках.
     Со многими из них я знаком с предыдущих Совещаний. В частности, с Баркенхоевым Мусой, Хусеем Бостановым, Дмитрием Габелия, Алексеем Козловцевым, Николаем Редькиным, Миленой Тедеевой и, конечно же, моим дальним родственником Сулиманом Мусаевым. С новыми участниками я общался мало, так как на большую часть моего свободного времени претендовала супруга, которая составила мне компанию в поездке. С поэзией я не дружу, поэтому больше общался с прозаиками. Читать скучную, бытовую попсу у меня не хватает терпения. Я предпочитаю вещи с захватывающим, приключенческим, закрученным сюжетом. Фантастика, мистика, хоррор – самое то. Но никак не фэнтези.
     Поскольку нам дали задание заранее прочесть произведения, которые впоследствии необходимо было обсудить в рамках мастер-классов, мне пришлось по ним «пройтись». Больше всего мне понравился роман ингушского писателя Берсы Евлоева – «Идеальный». Начало показалось пресноватым, но потом затянуло. Помню, перед 10 Форумом молодых писателей России, который проходил в Липках, я начал читать другой его роман – «По закону гор». Прочел лишь треть книги. Не хватило терпения дочитать. Герои абсолютно неинтересные, пустые, бесхарактерные. Сюжет скучный, банальный. Больше похоже на детскую незамысловатую сказку. Читая роман «Идеальный», я ожидал того же. Дал себе зарок дочитать до конца. Надо признаться, персонажи здесь тоже не блещут «идеалом». Но роман выигрывает за счет сюжета, и многие огрехи как-то не особо замечаются. Жаль, что сам Берса не смог приехать. Было бы что обсудить, а то я на мастер-классах был не особо активен.
     Идем дальше. Сулиман Мусаев и Саламбек Алиев, с моей точки зрения, тоже неплохо пишут. В произведениях обоих прослеживается тема войны. Пишут как есть. Читая их, понимаешь, что они все видели своими глазами, испытали на себе. Например, в рассказе «Все будет хорошо…» Сулиман Мусаев описывает собственные переживания, когда он оказался в руках российских солдат. Многие делают на этом себе имя и придумывают небылицы, порой даже доходящие до абсурда.  Хотелось бы рассказать об этом побольше, но это уже совершенно другая история.
     Насчет остальных участников особо ничего не могу сказать. К своему стыду, я даже толком не помню, о чем они писали. Не моя это тема.
     Меня же пожурили, преимущественно за язык. «Наши редакторы просто упали в обморок, когда читали произведение» - так выразилась редактор журнала «Октябрь». Поругали - ну и хорошо. Как заметил один из участников Совещания: «Критика – это пинок под зад. Ею критик не только указывает на его [писателя] ошибки, но и подталкивает вперед». Конструктивная критика при правильном ее восприятии может стать отличным «двигателем прогресса». Хотя лично у меня сложилось впечатление, что критика в мой адрес отнюдь не носила характер «стимулирующей», «созидающей», а больше «демотивирующей».  Признаться честно, такой поворот событий был для меня несколько неожиданным, но, к счастью, мне хватило ума сепарировать критику, определить свои «узкие места» и начать над ними работать. Что касается сюжета -  по большей части хвалили, что приятно. Леонид Юзефович посоветовал найти хорошего редактора, и тогда, мол, книга будет хорошо продаваться.
     В общем, мастер-классы прозаиков прошли относительно спокойно. А вот у поэтов все прошло очень бурно. Не помню, кто сказал: «Они чуть друг другу глотки не перегрызли». Слушая поэтов, я могу в это поверить. Очень эмоциональные товарищи.
     По итогам Совещания сертификаты на участие в 11 Форуме молодых писателей России были вручены Кабашиловой Марьям (Дагестан), Бостанову Хусею (Карачаево-Черкессия) и Козловцеву Алексею (Кабардино-Балкария), с чем их и поздравляю.
     Что касается досуга, здесь организаторы тоже постарались. На третий день мы посетили местное святилище Реком. Добирались туда минут двадцать по узкой извилистой тропинке, усыпанной камнями (а порой и валунами), испещренной ухабами, с покосившимися деревянными мостиками. По пути лакомились дикими яблоками и малиной, росшими кругом, запивая их чистой родниковой водой. Дошли до святилища, которое представляло собой деревянный домик с разложенными вдоль стен черепами жертвенных животных. В нескольких метрах от святилища – высокая скала, на которой перекрикивались между собой альпинисты.
     Следующим пунктом нашей культурно-развлекательной программы был подъем к леднику по канатной дороге. На старте чуть не сбил с ног о чем-то задумавшуюся поэтессу Зинаиду Купееву, которая, как потом выяснилось, серьезно не пострадала. Вид с конечной «станции» канатной дороги был просто восхитительным. Только вот одно огорчило, не хватило совсем чуточки времени, чтобы добраться до ледника. Пришлось вернуться,  как говорится, не солоно хлебавши. Хотя некоторым особо проворным коллегам все-таки удалось побыть в опасной близости с ледником.
     Еще до официальной экскурсии мы с женой решили совершить собственную вылазку. Пошли в горы, покопались среди кустов в безуспешной попытке добраться до скал, нашли пушку для сбивания ледников с надписью «Порш», прошлись вдоль горной речки и вернулись в отель. В день отъезда, когда почти все уже разъехались, устроили еще один поход. Через час пути нам позвонил таксист, и пришлось вернуться. До ледника так и не добрались. Может, как-нибудь в следующий раз, поскольку уехали с легким чувством «голода».
     5 Совещание должно пройти в Ингушетии, 6-е – в Дагестане, ну а 7-е, как обещал Сергей Александрович Филатов, - в Чечне. Жду с нетерпением. Не знаю, правда, где именно оно будет проходить. Буду готовиться к ним.