Святая к музыке любовь

Алексей Кожевников 3
        С этим человеком меня познакомил случай. На одно из занятий нашего литературного объединения «Рассвет» его привела дочь – учитель музыки И.Д.Медведева. Дмитрий Георгиевич уже имел преклонный возраст, был нездоров и при разговоре с нами прикладывал к уху ладонь.
        О музыкальных способностях обоих я был наслышан давно. Как – то Ирина Дмитриевна исполнила «Криолитовский вальс», слова и мелодию которого сочинила сама. И то и другое всем понравилось. Сейчас, когда обоих уже нет в живых, я очень жалею, что не написал о Дмитрии Георгиевиче при его жизни. Он давно это заслужил.
         Д.Г. Медведев родился 18 октября 1899 года. К 16 годам окончил  Екатеринбургскую школу псаломщиков и уездная консистория направила его на службу в Воскресенскую церковь Полевского завода. Юный псаломщик помогал священнику отцу Григорию (в миру – Григорий Иванович Лобанов) вести делопроизводство церкви и прихода.
        Вероятно, со временем он дослужился бы до сана священника, но спустя два года в России сменился строй. Церковь отлучили от государства и большая часть дел, входивших в ее обязанности, была передана Советам. Вскоре началась гражданская война, и 21 июля 1918 года в Полевской вошли части белых.
        1 сентября Дмитрий по церковным делам был отправлен в Екатеринбург и там мобилизован в Белую армию, к счастью, в музыкальную команду. В ее составе побывал в Уфе, оренбургских степях, Новониколаевске (ныне – город Новосибирск), где перешел на сторону красных и попал под командование будущего Маршала Тухачевского. А боевой путь Медведева закончился в мае 1922 года.
        Вернувшись в Полевской, служить в епархиальном ведомстве больше не стал, Через год женился на выпускнице Екатеринбургской гимназии Людмиле Важениной.
        Подобно тому, как в годы боевых действий мелькали на его пути населенные пункты, так с первых дней мира стали в трудовом списке (предшественнике трудовой книжки) меняться места работы – новые власти не прощали ему прошлого – службы в Белой армии.   Полтора месяца трудился делопроизводителем районного военного стола, короткое время – заведующий клубом имени Ф. Кикура, в столовой при Полевском волостном исполкоме, счетоводом в Северно – Полевском лесничестве, счетчиком, районным статистом. Но как далеко все это было от любимого увлечения музыкой!
        Наконец его мечта осуществилась – 8 января 1928 года Медведева пригласили в фабрично - заводскую семилетнюю школу учителем пения, однако при условии, что он будет совмещать уроки музыки с деятельностью делопроизводителя, завхоза, учителя переплетно-картонажного дела, т.е. труда. С этой даты и началась его связь с системой народного образования, окрепшая в последующие годы.
        Интересно отметить, что когда в 1933 году Дмитрий Георгиевич был переведен бухгалтером в учебный комбинат Полевского завода, то в химическом техникуме учился в это время Евгений Иванович Порошин – будущий командир «восемнадцати ребят», известных нам своим подвигом и по песне « На Безымянной высоте».
        В 1931 году Иван Васильевич Глазырин открыл в клубе им. Кикура районный театр и набрал из самодеятельных актеров первую труппу. Впоследствии часть из них стали профессионалами сцены – И. Евстюгин, Ф. Саганов, Н.Протопопов, а Л.Д.Охлупин - даже народным артистом РСФСР. Чтобы иметь возможность работать музыкантом, 4 июля 1935 года
Медведев пришел в театр, но бухгалтером. В это время у него уже была связь с художественной самодеятельностью, причем не менее тесная, чем со школой.
        Ветеран северского хора русской народной песни, организатор современного коллектива «Прялица» В. Карягина рассказывала мне: «Как только в апреле 1931 года с Северской Свято – Троицкой церкви сняли колокола и сделали из нее клуб, а в клубе – сцену, мы начали выступать с песнями. А началось все так, - продолжала Валентина Владимировна. – В поселке стали строить первый детский садик и женщины решили поспособствовать этому. Екатерина Николаевна Григорьева скликнула на спевку нескольких подруг.
        Репетиции проводили на квартирах друг у друга. Мужья не препятствовали нам и даже помогали, ведь хозяйские заботы в семье мы  выполняли. Первый клубный концерт 1 мая 1931 года подготовили всего шесть певиц – Е.Н. Григорьева, сестры Антонина Безукладникова, Анна Завьялова, Конкордия Костоусова, а также Анна Шахмина и я. Верующие на нас серчали и называли «безбожниками». Уже к концу года в хоре участвовало 22 человека. Вырученные от концертов деньги сдавались на детский сад».
        Прослышав о Д.Г. Медведеве, северчане пригласили его руководить хором. Администрация Северского металлургического завода выделила
хористам лошадь, на которой они привозили Медведева три раза в неделю на репетиции. Длились они два часа.
        - Однажды дать лошадь не смогли. Мы волновались в клубе, а Дмитрий Георгиевич – дома. Неизвестными нам путями, - поделилась воспоминаниями солистка и хормейстер того хора Л.Неуймина.
        Об этом казусе стало известно сотрудникам одной западной радиостанции, и они, к большому неудовольствию местных работников НКВД, известили мир, что вот – де в Полевском районе, на Урале, единственному музыканту Медведеву не предоставили транспорт для поездки на репетицию. Среди слушателей радиопередачи оказались и наши хоровики. После нее «органы» вызывали к себе Дмитрия Георгиевича, спрашивали, каким образом информация попала за границу. Будто он мог знать – откуда.
        Первые книжки с партитурами, в том числе и на иностранных языках, Медведев начал собирать еще учащимся школы псаломщиков. Пополнял личную библиотеку и в годы гражданской войны.  В 1920 – 1930-е годы выписывал фортепьянные, скрипичные (он превосходно играл на скрипке) и вокальные серии государственных музыкальных издательств «Дешевая библиотека, «Массовая библиотека», «Музыка – массам» и др. Теперь эта литература хорошо помогала ему в работе.
        Его любовь к собиранию музыкальной литературы передалась дочери Ирине. свободно читающей на английском языке.
        В 1936 году Д. Г. Медведев стал преподавать пение и музыку в Полевской средней школе и уже до самого выхода на пенсию не прерывал занятий с детьми. С кем бы он ни работал – с детьми или со взрослыми – всегда  серьезно готовился к каждой репетиции. Голосоведению, песнопению Дмитрий Георгиевич придавал исключительное значение, учил правильному дыханию, артикуляции губ, дикции.
        «Дмитрий Георгиевич был очень душевным человеком, - рассказывала Л.Неуймина. – Страстно любил музыку, доходчиво объяснял. Он дал нам понятия музыкальной грамоты, правильности пения. Таким же руководителем был у нас в 50-х годах его преемник Борис Петрович Космарев».
        Многие годы ученики Д.Медведева часто и охотно выступали перед земляками. И не без успеха. Репертуар концертов всегда был разнообразным, интересным, обширным. Самодеятельные артисты исполняли на них произведения как общеизвестные, так и уральских авторов, обращались к фольклору, к народным танцам.
        В 1939 году в Свердловском театре оперы и балета состоялся 1-й областной смотр художественной самодеятельности  . Рассказывая об участии в нем северчан, В.Карягина заулыбалась: « Для отбора номеров к нам приехала работница  областного Дома народного творчества Левина. В театре, перед самым выступлением, нас поставили на сцену, не предупредив, что она вращается. И когда закончился последний номер из репертуара предшественников, сцена стала крутиться, перепугав нас. Несколько человек не удержались на ногах, упали. И смех, и грех!»
        Через три дня северских певцов пригласили в Свердловский «Деловой дом» на чествование вернувшихся с финской войны фронтовиков. И снова удача – их заметили!
        Уже в дни войны, в 1941-м, северский хор под управлением Д. Г Медведева, вместе с хоровой капеллой криолитового завода, руководимой В.Дубягой, участвовал и во втором областном смотре. Провинциальные артисты волновались.
        «У криолитчиков не было музыканта и Дмитрий Георгиевич помогал им, - рассказывала Л. Неуймина. – Виктор Михайлович, стараясь поднять нам  настроение, тихонько шептал: «Девчата , смелее. Мы ведь тоже не лаптем щи хлебаем – хоть худой да ложечкой». Сестры Жабреевы исполнили русские народные танцы, а мы спели песни «Улка – улка, улонька», «Бабушка – деленка».
        Жюри наградило хор почетной грамотой и премией в размере 600 рублей. Медведеву, как его руководителю,  была присуждена также почетная грамота и поощрительная премия  - 200 рублей.
        Закончилась Великая Отечественная война и народ снова заскучал по песне. Из клубов, школ, театров, домов культуры профессиональные и самодеятельные артисты вышли на улицы, площади, в парки. Праздники стали частыми  и массовыми.
        Медведев неоднократно пытался создать в Полевском детский хор и наконец это ему удалось, Вот запись из его дневника: « Хор мальчиков. 1 мая 1952 года количественный состав хора 25 человек. По партиям: дисканты – 14, альты 11. По партийности – пионеры. По возрасту – 9-14 лет. Хор мальчиков занятия начал с февраля 1952 года».
        В коллектив мальчики принимались по желанию, независимо от голосовых и слуховых данных. Все участники хора являлись учениками средней школы, где в начальных классах преподавалось пение, поэтому мальчики, записавшиеся в хор, уже были знакомы с певческой установкой, дыханием, правильным звукообразованием, двухголосным пением и  Дмитрий Георгиевич сразу поделил состав хора на две партии
        К первому выступлению песенки для разучивания мальчики выбрали сами из числа предложенных  руководителем. Жюри городского смотра детской художественной самодеятельности отметило выступление почетной грамотой.
        Аналогично обстояло дело и с хором девочек, которых насчитывалось в нем 46. Они также были разделены по партиям, но уже на три голоса. Как отмечалось в дневнике, с девочками « заняти проводились в…субботу и в воскресенье по тому же принципу, что и с хором мальчиков, только с меньшим проведением бесед о дисциплине».
         Еще в конце 40-х годов Дмитрий Георгиевич решил привлечь  к самодеятельности ребят, которых сейчас называют «трудными». Вот как он описывает этот факт в дневнике: « Первый раз хор мальчиков был организован из учеников группы переростков в начальной школе (при средней школе) с целью  организовать их в дружный коллектив, отвлечь от дурных навыков, полученных ими от улицы и заинтересовать в учебе. Занятия проводились два раза в неделю после 4-го урока. Вначале они проходили не на должной высоте – ребята оставались неохотно и лишь с учительницей. Мальчики были недисциплинированными, но благодаря беседам и другим видам воспитательной работы, хоровой кружок начал выравниваться. Ребята стали охотней оставаться на занятия. Кружок вырос до 30 человек (за счет 1-3-х классов, тоже переростков). Этим составом  и подготовились к смотру, на котором выступили с неплохими результатами…»
        В 1951 году детский сводный хор насчитывал уже 133 человека! Кроме праздничных концертов, ребята выступали на избирательных участках, перед рабочими и учениками, за что были награждены почетной грамотой и премированы поездкой в Свердловский Дворец пионеров. Там, в летнем парке, дали концерт, посетили областной музей, выставку художников – передвижников, стадионы.
        Одновременно Медведев вел еще и детские кружки по классам баяна, скрипки и фортепиано.  Так как Полевской дворец пионеров не имел программ для их ведения, то  ежемесячно их составлял сам руководитель, причем индивидуально для каждого ребенка. Занимались по четыре раза в неделю. На каждого ученика отводился один час.В качестве учебного материала использовались небольшие фортепианные пьесы Чайковского, Моцарта, Калинникова и других композиторов из книг личной библиотеки Дмитрия Георгиевича, из школьных книжных фондов.
        В 50-60-е годы на Урале происходит настоящая культурная революция – сооружаются многочисленные культурные комплексы. И в Полевском были построены огромные Дворцы культуры Северского и криолитового заводов, кинотеатр «Урал». При местных Советах создаются новые органы – внештатные отделы культуры. Появляются такие формы работы с населением, как  университеты культуры, народные театры, агитплощадки, праздники улиц, фестивали «Уральские самоцветы» и т.п.
        Фотографии тех лет свидетельствуют, что ни одно из массово-зрелищных мероприятий в Полевском не проходило без участия Д.Г.Медведева, возглавившего после В.Дубяги хоровую капеллу криолитового завода. 
        Но вот одна за другой в Полевском открылись музыкальные школы и преподавать в общеобразовательных детских учреждениях, кружках при Дворцах культуры и клубах стали молодые педагоги – музыканты.
        В последние годы жизни Медведев постепенно терял слух, у него обострилась болезнь ног. Запросило пощады сердце. И Дмитрий Георгиевич подчинился требованию организма. Теперь он появлялся на праздниках уже в качестве почетного гостя или члена жюри, но по-прежнему оставался безотказным, когда его просили помочь в организации  зрелищных массовых мероприятий.
        Образно говоря, через руки Д.Г.Медведева прошли тысячи полевчан разных возрастов. И все они хранили и продолжают хранить о своем учителе самую добрую память. Его увлечение музыкой передалось дочери Ирине и внучке Оле.
        Умер Дмитрий Георгиевич 6 августа 1989 года.