Стыдно, у кого видно?

Пекл Адюк
Что такое стыд как реакция,  проявляющаяся в смущении, психологическом дискомфорте от своего обнаженного тела в присутствии посторонних, а то и близких людей (например, детей), внятно и убедительно еще никто — ни психологи, ни философы, ни учёные-медики, — увы, до сих пор не объяснил. Хотя знают все.

По традиции ссылаются на Тору (Ветхий Завет), в частности, на первых людей: "И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Книга Бытия, глава 2, текст 25). Впервые же они ощутили такого рода стыд после грехопадения: "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себя опоясания" (Книга Бытия, гл. 3, текст 7). Но это не объяснение, а скорее констатация сверхъестественного психологического перерождения, ведь, как известно, религия — частный случай, разновидность мистики.

Преодолеть на общественном уровне ощущения стыда как реакции на собственное оголение некоторые представители цивилизованного человечества стремятся  издавна. Уже даже есть целая летопись натуризма, нудизма, в которую углубляться здесь нет необходимости, упомянем попутно разве лишь их апологетов — Гете, Лев Толстой, Камю, Кафка, Лоуренс, Шварценегер и даже Эйнштейн и Ленин. Последний, по некоторым свидетельствам, будто бы готовил декрет об узаконении советского нудизма.
Общественные движения типа «Долой стыд!» начала прошлого столетия тоже канули в Лету. Периодически, правда, возникают незначительные очаги подобного рода приверженцев телесного "бесстыдства" во многих странах. Но пресекаются законодательно как нарушение общественного порядка и морали.

Не будучи ханжой и имея среди знакомых исповедников публичного пляжного оголения, я все же убежден, что оно функционально лишь при определенных ситуациях, а именно: гигиеническое омовение тела, отдых на природе, прежде всего в специально отведённых местах типа пляжей для нудистов-натуристов, медицинские осмотры и другие мероприятия (процедуры, оперативное вмешательство). С точки зрения сексологии, постоянное созерцание голого тела может притупить половое влечение (либидо). Хотя, с другой стороны, делает «спаривание» не таким спонтанным, но более осознанным. Скажем, первобытные племена, которые ещё сохранились кое-где на планете в зонах тёплого климата, позволяющего обходиться совсем без одежды, делают наглядным, что секс среди соплеменников – более цивилизованный, чем у нас, якобы цивилизованных людей. Например, вид обнаженной женской груди не вызывает полового любопытства в туземных мужчин. Груди привлекают внимание разве что голодного младенца, и то, если они наполнены молоком.
В других ситуациях одежда нужна не только из моральных соображений, а прежде всего для защиты от атмосферных влияний, других болезнетворных факторов. А ещё — ради социальной определенности (рабочая, повседневная и «нарядная» праздничная одежда, театрально-карнавальные костюмы, униформа и т.п.). Иначе, если бы общество было постоянно и повсеместно обнаженным, это неуклонно служило бы причиной неразберихи, создавало  определенные неудобства. Ведь по виду голого человека вряд ли определишь его профессиональную принадлежность — врач он или продавец, полицейский или военный...

Тем не менее тягостным ощущением стыда, без объяснений и понимания его природы, человечество научилось хорошо пользоваться. К примеру, в обстоятельствах применения насилия, унижения человеческого достоинства.

Одним из психологических средств "перевоспитания", вернее травмирования и даже инвалидизации сознания лиц, задержанных представителями "органов правопорядка", временно и по приговору судов заключенных, было и остаётся унижение их человеческого достоинства не только грубым, брутальным обращением, применением рукоприкладства и пыток. Не менее действенным является и причинение психического потрясения (стресса) с помощью активизации, обострения естественного переживания СТЫДА.

Недаром в печальноизвестной тюрьме "Абу-грейб" (Ирак) во время последней войны США и иностранных "миротворцев" против Ирака американские воины принуждали заключенных мусульман раздеваться догола, всячески издеваясь над ними, даже фотографируя, тем самым грубо нарушая один из моральных принципов ислама о соблюдении так называемой "ауры".  Аура (араб.) — определенные части тела, включительно с половыми органами, которые надлежит прикрывать. Даже в бане мужчины и женщины, моясь отдельно, не раздеваются догола в присутствии других людей. И на пляжах женщины должны заходить даже в водоем одетыми (См. например:  Кто они? Вера мусульманина. - К.: Аль-Иршад, 2002. С. 31).

И в Римской империи существовал метод наказания, когда осужденного водили обнажённым улицами города или голым же распинали на кресте (столбе). Так, Исус Христос (Иешуа ха Машиах) и двое иудейских повстанцев ("разбойников"), согласно  этому римскому юридическому предписанию, также были распяты раздетыми донага. В православной и католической иконографии именно для   соблюдения моральных норм изображать обнаженного распятого Спасителя и вообще людей совсем без одежды недопустимо. Соблюсти историческую правду отважился кинорежиссер Мартин Скорцезе в фильме "Последнее искушение Христа" (1988 г.), чем вызвал ханжеский гнев религиозных фанатов, руководства официальных христианских конфессий и даже личный запрет тогдашнего Президента РФ демонстрировать эту киноленту по российскому телевидению.
 
В советские времена к задержанным и заключённым представители идеологически-силовых структур также применяли этот метод: принуждали снимать всю одежду во время обыска или с целью "воспитания" в присутствии посторонних, перед строем, что, несомненно, причиняло невыносимые моральные страдания арестантам. И не только им. В конце концов, процедура раздевания в пенитенциарной системе стран любого общественного порядка и ныне — вполне законное и обычное явление. На "фене" (криминальный жаргон) эта процедура называется "шмоном", но, по сути, не является просто обыском. И вряд ли это — одно из эффективных средств добиться от преступника или просто задержанного подозреваемого раскаяния, ведь слово "пенитенциарный", как известно, происходит именно от лат. poenіtentіa – раскаяние… 

В СМИ попадают сведения о том, что вытворяют в постсоветских странах с политическими заключёнными для унижения человеческого достоинства, сломления их духа! И одной из таких фактически нравственных пыток является раздевание догола с применением процедуры, часто описываемой в мемуарной литературе так называемых диссидентов. 

Вот как передавал свои чувства всемирно известный правозащитник - светлой памяти Леонид Плющ (26 квітня 1939 — 4 червня 2015: "Потом раздели в специальной камере, в боксе. Прощупали все рубчики в одежде, заглянули в зад:
 — Раздвинь ягодицы…
   Что там искали? [...] Самиздат или взрывчатку?.. Пираты Вольтера искали в анальном отверстии отчужденный труд, товар — золотишко и брильянты. А эти — отчужденную мысль, слово печатное.
  Не было ни унизительно, ни стыдно, ни больно. Немного неловко за парня, шмонавшего меня: все-таки человек, Ему дана душа, а он использует её только для пиратства, "социалистического по содержанию и национального по форме"" (Цит.: Леонид Плющ. На карнавале истории. - London, Overseas Publіcatіons Іnterchange LTD, 1979. С.512-513).

Стыд такого свойства по-прежнему является своеобразной психологической загадкой. Хоть и определяется нравственными нормами, которые в разных эпохах и обществах имеют свои особенности. То есть относительны и не стабильны.



Photo с сайта prikolist.biz