Воспоминания о винницком трамвае

Сербей
Эти воспоминания попросил меня написать автор сайта Винницкий трамвай. Винница – это город в самом центре Украины, на Подолье  - ну, бывшая территория Киевской Руси, а после 121 года татаро-монгольского ига и победы Ольгерда над оккупантами  территория Великого княжества Литовского, тогда же и был заложен город, ну Вы знаете… Я там провел детство и юность.

Моего отца перевели служить в Винницу и мы с мамой стали приезжать к нему из Житомира. Автобус проезжал под аркой, и несмотря на жуткую жару и вонь выхлопных газов, все облегченно вздыхали, - скоро автовокзал. Автобус останавливался у крошечного здания автовокзала, где была одна лавочка и не было воды, а дальше долгий путь с чемоданом до трамвая, благо по пути находился тенистый садик, там можно было отдохнуть – мне маленькому тоже давалась в руки какая-то поклажа по силам.

Трамвай я полюбил сразу: в нем не было так жарко и тесно, а главное – он не вонял, как воняли выхлопными газами все автобусы. Ехали мы до гостиницы "Украина", и там, в угловой комнате на третьем этаже был наш номер, а мимо окон номера методично ходил трамвай. Потом мы временно жили в доме напротив кинотеатра имени Коцюбинского, только он не работал, а я наблюдал из окна как из бетонных колец собирали колонны. Потом мы снимали комнату где-то по улице Пирогова, туда только-только провели короткую линию трамвая, она заканчивалась через пару кварталов за мединститутом. И наконец нам дали однокомнатную в доме-казарме по Красноармейской 107, напротив какого-то долгостроя, от которого отделяла жуткая, в огромных лужах грунтовая дорога, обсаженная высоченными тополями – то строилась моя школа №30.

Потом меня устроили в детский сад. Утром я пил стакан разведенного сгущенного молока и меня, сонного, тащили на остановку. Я мелко семенил ножками, не успевая за мамой. Трамвай тогда (1960-62 год) ходил по улице Фрунзе по однопутной колее до самого химкомбината. Посередине между остановками колея раздваивалась, трамвай выезжал на этот участок и останавливался, поджидая встречного, а если его не было - шел дальше. Иногда пассажиров веселила ссора водителей трамвая, случалось так, что они встречались лоб в лоб на одноколейке, долго выясняли, кто должен уступить, чуть ли не бодаясь вагонами. Пассажиры болели, как на футбольном матче и радовались если "мы" побеждали и наш противник пятился до разъезда…

Это был маршрут №3. Дальше по Ворошилова трамваи шли как сейчас, по двум сторонам бульвара. Ехал я до остановки Дзержинского, мама давала мне два пятака: туда, и тёте, которой я должен предложить 5 копеек за то, что бы меня перевели через дорогу. Тети были разные, деньги не брали, но одна таки взяла пятак, а потом забрала и "запасные" деньги. Назад меня забирал папа и мы шли в парк "на самолетики" или "на мультики" в автобус в парке Козицкого.

По выходным мы иногда ездили на базар "Каличе", там было шумно, воняло пивом и гнилыми овощами, и действительно было много калек на подставочках с колесиками, без ног, отталкивались они от земли какими-то утюжками. Дым папирос, гармошка, пьяные песни и жуткий, до судороги в позвоночнике, вой трамвая на кольце вверху, там где сейчас памятник Пирогову.  В середине кольца была роскошная остановка в виде беседки с крышей, перилами и лавочками внутри, там всегда было много военных, видимо тоже с базара.
Помню еще одно чудо – устройство в середине кольца – разворотный круг с оглоблями, которые с гиканьем крутили мужики вместе с трамваем, но такой аттракцион показывали редко. )

Иногда, в жаркие дни, проехав мост, на подъеме, трамвай начинало смешно трясти и нас всех высаживали. Рельсы были обложены булыжником, трамвай почему-то не хотел ехать по рельсам, а катился рядом с ними, из-под колес летели синие искры. Потом наверху он забирал нас и мы ехали дальше, а иногда и не забирал, люди плевались, грозили кулаками вслед трамваю и плелись наверх аж к костелу на остановку, набивались в трамвай и не хотели опять брать билеты, говоря что нас предали.

Мы с отцом регулярно ездили в баню "на Нансена", возвращались домой затемно, покупали вкусный хлеб на углу в магазинчике и ждали трамвая. Папа говорил: посмотри, какой там номер, у тебя глаза помоложе, по моему это "единица", а? И папа всегда был прав, он знал номер трамвая еще когда тот был на мосту, люди тоже знали и заранее сортировались. Потом он мне объяснил, что наверху над кабиной водителя по бокам установлены фонарики с цветными стеклами, наш был вроде синий и красный, по ним можно было даже знать едет трамвай к тебе или от тебя. Но это было на коробчатых безрессорных, с деревянными полами и сидениями трамваях, а на новых, которые все называли немецкими таких фонарей-номеров уже не было.

Но новые элитные трамваи к нам на Химик не ходили, они ходили на вокзал. Потом коробочек стало совсем мало: у них вырезали борта и они походили на открытые железнодорожные платформы с крышами, на них возили ломы, лопаты, камни и асфальт – для ремонта и обслуживания. Были даже с приспособлением для чистки снега, как у трактора. В общем трамваи - работяги. Я не помню случая, чтобы такой деревянный трамвай сломался в пути, или его брали на буксир.

Потом, в 1963-м, я пошел в школу, которая была напротив дома, на рынок стали ходить на центральный и трамвай был мне уже побоку, пока он опять не напомнил о себе. К нам за школу навозили горы щебня, на перемене мы копались в нем и находили палочки не сгоревшего пороха и с помощью его развлекались уж как могли. Это был предвестник трамвая, который пустили мимо школы. Он грохотал так, что учителя замолкали на полуслове, пережидая, и как не писали в депо с просьбой сбавлять скорость около школы – ничего не помогало, он даже звенел бля-блям, потому что выход с территории школы был в 3-х метрах от трамвайной лини.

Мы развлекались, кладя на переменах на полотно капсюли для патронов, просто гвозди и монеты, ракушки. Однажды одноклассник принес и положил на рельсы холостой патрон от винтовки. Хлопок был громкий, движение стало, приехал грузовой трамвай–тягач, приехала скорая. У людей в трамвае были синие в полосочку отпечатки на теле от деревянных реек сидений – так тряхнуло трамвай. Тогда-то я и узнал, что он без рессор, а "война на рельсах" прекратилась.

Став постарше, мы уже шутили с трамваями более добрые шутки: считалось, что на приобретение билета тебе давался один прогон между остановками, пассажиры огрызались "я только сел!" и поэтому как-то само собой выходило, что одну остановку ты мог ехать бесплатно, чем все и пользовались нещадно. Ну так вот, вдоль бульвара трамваи шли не быстро, мы были на велосипедах, один пацан в модной яркой рубашке в клетку заходил в заднюю дверь и скромно садился, отворачиваясь от кондуктора, на следующей остановке выходил. Одну остановку он ехал на велосипеде, а на следующей опять заходил, вечером народу мало. На третий раз кондуктор начинала явно нервничать и пытать мальчика, не он ли вышел на прошлой остановке. Мы потешались над этим с темной улицы. А дальше ставало еще хуже: мальчик заходил, молча смотрел исподлобья на кондуктора и тут же покидал вагон. На следующей остановке все повторялось… К проводнице тихо подкрадывалась истерика…

А потом я уехал из Винницы, а трамвай сделали изгоем: уютный бульвар снесли, пустили его в объезд по улице Фрунзе, мимо вонючего мясокомбината (и как там люди жили?), добираться до вокзала стало долго и люди набивались в троллейбусы. А трамвай вздохнул, расправил плечи и никогда не позволял набивать себя битком, как боксерскую грушу и только вспоминал те времена, когда после футбола в него вдавливалось немыслимое количество возбужденных мужиков, они висели на подножках, на каких-то торчащих трубочках сзади и едва не висели на веревке…

Трамвай был и остался как бы символом нашего города и теперь кажется странным, что после 1917 года решили, что он не нужен трудовому народу и даже разобрали трамвайные пути, но быстро сообразили, что перестарались и все было восстановлено.

(фото автора)