В жизни Пушкина было несколько дуэлей...

Эрнст Саприцкий
     В жизни Пушкина было несколько дуэлей. Первой, по выходе из Лицея, около 1818 года была с лицейским товарищем Кюхельбекером, которого Пушкин очень любил, но над которым часто подшучивал. 
     Однажды Жуковский  куда-то был зван на вечер, но не явился. Когда его после спросили, отчего он не был, Жуковский ответил: «Я еще накануне расстроил себе желудок, к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома». Это рассмешило Пушкина,  и он написал стишок: За ужином объелся я/ Да Яков запер дверь оплошно – Так было мне, мои друзья,/ И Кюхельбекерно, и тошно (Яков – слуга Жуковского).
     Кюхельбекер взбесился  и требовал дуэли. Никак нельзя было уговорить его. Дело было зимою. Кюхельбекер стрелял первый и дал промах…

А если бы не промахнулся,
А если бы попал он в цель?
Невольно б Кюхля ужаснулся
И проклял б жизнь, стихи, дуэль…

      Пушкин кинул пистолет и хотел было обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй! стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол…
      
Пройдут года, и вновь зимой
Поединок роковой!
И пистолет, упавший в снег,
Напомнит тот далекий брег,
Завершая жизни бег…