Ну же, этот Звягинцев!

Алла Арт
Потряс. После «Возвращения» Звягинцев снова потряс. Своей «Еленой». И пускай по телевизору смотрела, пускай звук не тот… Главное, все равно потряс.
Да не сюжет, по большому счету, он банален даже, может. Хотя, вряд ли так уж банален?… Не просто бедноcть – богатство, не просто муж – жена, не просто различный социальный уровень. Не просто...
Наверное, сам фильм. Детали…
Это как блюдо, когда берутся простые известные продукты, но приправы, талант повара, его чутье и мера творят чудеса.
Или, возможно дурацкое сравнение, но работа визажиста, когда из простого лица создается образ, личность, я бы сказала даже.
В потрясении… Откуда у этого интеллигентного, мягкого  с виду человека Андрея  Звягинцева столько понимания того, что творится в жизни, в стране. Откуда столько таланта, чтоб донести все это так тонко, так колко, прямо в сердце?

Пожилые люди. Супружеская пара.
Он – стареющий, изношенный бурной жизнью, но никак не желающий сдаваться состоятельный мужчина. Ну, не так, чтобы совсем уж олигарх, но не бедный, в хорошем доме квартира, хорошая машина, денег в достатке, долгов нет, что подчеркивается. Пытается держать себя  в форме, - фитнес, бассейн. Балующийся виагрой, покоя ему не дает женский пол.  Дочь беспутная. Но не глупая, ироничная. Дитя  времени, все испробовала. Вроде как окончательно не разочаровалась, живет. Правда, постоянными подпитками папеньки.

Она. Тетка. Крепкая, ногастая. Простая медсестра в прошлом. Лет десять назад видимо выхаживала ЕГО, прооперированного по поводу перитонита, а ныне  пребывающая вот уже два с половиной года, как в законных супругах. В вечных бабских юбках и кофтах, простоволосая. Но впрочем, жакет, или не-до-пальто, не знаю, как назвать это нелепие  кошмарного покроя,  - из дорогой кашемировой ткани, и платок на голове, возможно единственный подарок мужа - дорогое каре, вечно сползающее с  головы (не по Сеньке, так сказать, шапка). Даже в храме, в церкви, сползающее…
ЕЕ Сын – отец своего семейства, откровенный бездельник с отсутствующим взглядом, вечно сосущий попеременно то пиво, то сигарету  и вечно что-то жующий-грызущий. Впрочем, вечно грызущая вся та семья.
Внук - клон батеньки, такой же бездельник. Вместе сидя на полу играют в «стрелялки» - общаются. Иных точек соприкосновения нет.
Оба вместе одинаково плюют с балкона вниз. На все плюют, так сказать.
И жена – никакая. Плодятся и множатся дите за дитем как кролики, не имея ни работы, ни будущего. Видимо, демографию спасают.
У всех – тупое бессмысленное выражение лица.
Как спасения дожидаются все хором денежной подачки от НЕЕ, получающей свою пенсию и отдающую им. Присосались. Считают, так и должно быть, ведь мать вышла за БОГАТОГО.
Считают также, что ОНА должна еще и от армии внука спасать, потому как поступить на учебу он может только на платную, ввиду полного отсутствия ума.
Типичное быдлячее семейство, каких во множестве.

Каждый из героев по отдельности вроде рассуждает правильно, послушать.
ОН – о том, что с какой стати он должен содержать семью ЕЕ взрослого сына, что если человек заводит семью, то он за нее отвечать должен, что детей – надо планировать вообще-то, а не плодить бездумно, как получится.
Она, - что раз она жена, то ее надо принять со всем, что у нее есть, - даже со взрослыми детьми, помогать им. Как довод бесконечно повторяется, что своей дочери ОН помогает ведь.
Даже Библию цитирует, о том, что последние запросто могут стать и первыми. Ну, Библию тоже все трактуют так, как им хочется, известно…

Ни любви, ни уважения друг к другу. Ни общности никакой.
Каждый сам по себе. Абсолютно не понятно, почему вообще сложился этот союз двух презирающих друг друга людей.
И все бы может и устраивало, ведь жизнь течет размеренно, по графику и по расписанию. Подъем, душ, каша, кофемашина. И секс даже случается, нам намекнули, хоть и воспринимаемый героиней смехом. Телевизор с псевдо-лекарем Малаховым, правда  только до момента, пока в кухню супруг не вошел.  (Кстати, когда героиня, уже убив мужа, на следующий день  по привычке с утра ест в одиночестве кашу и смотрит телевизор, где такое же, как и она  быдло рассуждает, какой из пяти представленных образцов колбасы лучше, где, по их мнению, крахмала и туалетной бумаги меньше, и, когда она отодвинула от себя тарелку с кашей, я подумала, сейчас встанет, возьмет из хлодильника колбасы и со смаком поест ее, такую неправильную, такую вредную! Но нет. Еще не завела в холодильнике колбасу. Но пиво позже уже появилось. Для сына. Который со своим крольчачим семейством обосновался в доме отправленного на тот свет хозяина квартиры. Последние стали первыми!)

Все бы и текло себе дальше… Если бы не дети. Их дети. Взрослые дети.

Наверно такой союз абсурден изначально.
Богатый должен брать прислугу, а не жену из народа. А быдлу место с  быдлом. Его не переделать. Оно не в силах наблюдать, видеть иную жизнь. Даже когда сам уже в ней, в благополучии, в богатстве, ему того мало, ему надо больше, все. А все, как известно, на всех не хватает. Значит, если отобрать не получается, можно и убить.

Ничьей стороны брать не хочется. Оба главных героя мерзки. Ни в одном ничего человеческого. Животные оба.
Хоть и люди, как люди. В отдельности.

Фильм – шедевр. До мелочей, до деталей. От начала и до конца.
Обожаю Андрея Смирнова, еще с фильма Алексея Учителя по сценарию его дочери, Дуни Смирновой о Бунине, «Дневник его жены», кажется…
А Надежда Маркина меня просто сразила. Слышала, пробовались еще две известные актрисы… Не представляю!

Критик я, конечно никакой! Но очень уж понравился фильм!

(Что-то я задумалась... На месте ли в названии запятая?) - грамотные люди подсказали, поправила.

P.s. Январь 2012. Вот и "Золотых орлов" взял! Неспроста меня фильм тронул, значит.