Парадигма профессора Бажоры

Юрий Овтин
Юрий Овтин

Парадигма профессора Бажоры

Рассказ

Любимым учеником профессора Ю.И. Бажоры был, поначалу студент, а потом аспирант Владислав Николаевский. Он успешно закончил медицинский университет, с блеском защитил кандидатскую диссертацию и остался работать преподавателем на кафедре клинической иммунологии, генетики и медицинской биологии Одесского государственного медицинского университета, которую вот уже 14 лет возглавлял Заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор медицинских наук, профессор Юрий Иванович Бажора. Талантливый ученик взялся за написание докторской диссертации и, само собой разумеется, профессор Бажора стал у него научным руководителем.
На теме этой докторской диссертации хотелось бы остановиться подробнее.
К этому времени на кафедре клинической иммунологии, генетики и медицинской биологии начали всерьез заниматься изучением молекулярно-генетических проблем развития туберкулеза и эпидемии туберкулеза на юге Украины.
Проблема эта в нашей стране совершенно не изучена, и если, образно говоря, ее представить белым пятном на мировой карте, то Украина – будет дважды белое пятно.
Работу эту на кафедре начали с ноля, имея лишь запас методологических подходов и, конечно же, теоретических знаний. Некоторые сложнейшие исследования в лабораториях кафедры провести было невозможно из-за отсутствия суперсовременного оборудования, и профессор Бажора устанавливает тесные деловые контакты со своим английским коллегой, Фрэнсисом Дробневски, профессором Королевского медицинского колледжа, в котором тот возглавлял Национальную референц-лабораторию. Это солидное учреждение мирового масштаба, а профессор Дробневски – один из видных ученых в области изучения молекулярной эпидемиологии, и молекулярной биологии возбудителей туберкулеза.
Юрий Иванович направляет Владислава Николаевского на стажировку в Лондон, к профессору Дробневски. Затем сам Фрэнсис Дробневски приезжает в Одессу, на кафедру к Ю.И. Бажоре, изучает обстановку на месте, убеждается в том, что здесь действительно ведется серьезная работа и уже есть хороший задел.
Бажора и Дробневски подписывают договор о сотрудничестве, и часть исследований начинает проводиться в лондонской лаборатории.
А закончилась эта история самым тривиальнейшим образом. В один прекрасный день Владислав Николаевский пришел к своему учителю, профессору Бажоре и, поблагодарив его за все, сказал, что хочет остаться в Лондоне, правда, страшно переживая, как на это отреагирует его научный руководитель.
К этому времени уже была закончена монография по молекулярно-генетическим исследованиям туберкулеза, написанная солидным авторским коллективом, в который наряду с маститыми академиком и член-корром входил и сам Владислав. Помимо этой монографии, у Николаевского была еще масса публикаций по данной теме.
Профессор Бажора, оказался в двойственном положении. С одной стороны, было обидно отпускать талантливого ученика, на которого он возлагал большие надежды. А с другой стороны, рассуждал он, это ведь честь и ему самому и его кафедре, что в Англию, в ведущую лабораторию мира берут его сотрудника, его ученика. Значит и мы тоже чего-то стоим, думалось. А может, это та нить, за которую на передовой край науки будут подтягиваться и другие толковые наши сотрудники? И Юрий Иванович все-таки не без сожаления, но отпустил Николаевского в Англию.
Сейчас его кафедра продолжает тесно сотрудничать с профессором Дробневски, и Владислав Николаевский в этом процессе играет немаловажную роль. Пишут в соавторстве статьи по результатам совместно проведенных исследований. Публикуются в серьезных научных изданиях мира. Это ли, как нельзя лучше, иллюстрирует одну из главных целей Болонского процесса – свободный обмен учеными, преподавателями, студентами!
Профессор Ю.И. Бажора, что называется, с головой окунулся в этот процесс. Именно он, как проректор, и курирует приобщение университета к Болонскому процессу. Это очень сложная задача и, в первую очередь, в силу нашего менталитета.
- Та система, которой пользуются сейчас американцы, это не поток информации от лектора к студентам, а задача - научить студента учиться всю жизнь. Ведь самая лучшая лекция, которую ты прочитал, дает всего лишь 5% эффективности, - говорит Юрий Иванович. А ведь необходимо учитывать и то обстоятельство, что если раньше объем информации удваивался каждые 40 – 50 лет, то сейчас, например, в некоторых областях биологии медицины объем знаний, - надо вдуматься в это, - удваивается каждые 5 лет, а в некоторых – даже каждые 3 года! И если раньше полученных базовых знаний студенту хватало практически до пенсии, то сегодня этого недостаточно. Студента надо научить думать, мыслить и решать жизненные ситуации быстро, точно и четко. Я помогаю всем, кто обращается ко мне за помощью, - резюмирует он, - но при этом, как говорится, никого не тяну за уши, так как моя задача – направить ученика на правильные рельсы, но не тащить его по ним.
Немаловажное значение в подготовке студентов имеет и экономический фактор. Из трех тысяч студентов, обучающихся в Одесском медуниверситете, 30% - иностранцы из 58 стран, поскольку стоимость обучения у нас составляет около двух тысяч американских долларов в год. Для сравнения скажем, что в странах, которые совсем недавно вошли в Европейский Союз, таких как Болгария и Румыния, эта цифра составляет уже 6 – 8 тысяч, в Израиле – более 10 тысяч, в Англии – порядка 20 тысяч, а в США – до 40 тысяч долларов в год, в ряде же престижных университетов – и того выше. В настоящее время, к примеру, в Великобритании и США ощущается колоссальный дефицит высококвалифицированных медицинских сестер, обучение которых там стоит тоже очень дорого. А ведь можно готовить медицинский персонал этого уровня на базе Одесского медуниверситета за меньшие средства. Проректор Ю.И. Бажора ведет такие переговоры.
Много сил уже потрачено на совершенствование преподавания на английском языке, на издание учебных пособий, учебников.
Сам же доктор медицинских наук, профессор Ю.И. Бажора - автор 443 научных публикаций, в том числе – 41-й книги, учебников и монографий. Он является соавтором трех базовых учебников по медицинской биологии, медицинской генетике и клинической иммунологии для студентов всех медицинских вузов страны (к слову сказать, они являются первыми в Украине отечественными учебниками). А за создание учебника «Медицинская биология» профессор Ю.И. Бажора был удостоен государственной премии Украины в области науки и техники 2007 года.
У Юрия Ивановича тесные контакты с учеными разных стран, среди которых – его близкий друг, лауреат Нобелевской премии Рольф Цинкернагель, директор международного института экспериментальной и клинической иммунологии из Швейцарии, который неоднократно бывал гостем на его кафедре. Такой дружбой нельзя не гордиться!
Основным направлением научной деятельности профессора Ю.И. Бажоры, снискавшей ему мировую известность, является изучение роли генетических факторов во взаимоотношениях «хозяин-патоген».
Благодаря ему впервые в Украине создан Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по медицинской генетике.
Вот уже много лет профессор Ю.И. Бажора является заместителем редактора медико-философского журнала „Інтегративна Антропологія”.
Ему ни за что дашь его 58 лет. Юрий Иванович худощав и подвижен, живой, интересный собеседник, а о своей профессии может говорить часами. На мой вопрос, есть ли у него кроме работы еще какие-либо увлечения, отвечает, что любит читать историческую литературу и коллекционирует почтовые марки, основной тематикой которых является, конечно же, медицинская биология.
А еще у Юрия Ивановича есть одна большая страсть – охота: летом – на водоплавающих, а зимой – на зайцев. «Правда, главное в этом процессе – это участие», - смеется он. Для поддержания хорошей спортивной формы профессор трижды в неделю ходит в спортзал на тренировки по восточной гимнастике.
…В большом кабинете профессора Ю.И. Бажоры среди множества медицинских книг и учебников выделяется объемный фолиант, с золотым тиснением: «2000 выдающихся людей двадцатого столетия». Рядом с именами корифеев мировой науки, есть здесь и его имя.
- А правда ли, - спрашиваю я, перелистывая фолиант, что Вас выдвигали и номинантом на Нобелевскую премию?
- Это были первые этапы опроса общественного мнения, когда только начинают выдвигаться кандидатуры, - смущенно поясняет Ю.И. Бажора. - Как раз на этом этапе выпадает 99% кандидатур, и начинается движение вперед одного-двух процентов их числа. Я вот и попал в эти 99%, хотя, не скрою, это тоже приятно.
Прощаясь, я желаю профессору Ю.И. Бажоре, стать Нобелевским лауреатом. Осталось-то всего чуть-чуть – попасть в заветные один-два процента...

* * *
Пока мы утренним рассолом
младым годам платили дань,
он, как анахорет, без соли
гранит науки доедал.

От сумасбродства юных лет
хранил его иммунитет.

Такое качество прелестно
и он, конечно же, был прав
когда предметом интереса
иммунологию избрал.

И, изучая сей предмет,
великий стал авторитет.

Теперь он баловень масс-медий,
его заслуги на слуху,
и со страниц энциклопедий
показывает – Who is who.

А мы скребем свою корму
и лишь завидуем ему.