Рукопись, написанная на мольберте

Юрий Овтин
Юрий Овтин

Рукопись, написанная на мольберте.

Рассказ

Ранним утром яркий солнечный луч, пробиваясь  сквозь плотные оконные шторы, скользит по светящейся солнечной дорожке, бегущей по одесскому заливу, усиливая эффект свечения и как бы подчеркивает название моей любимой картины  «Море смеялось», подаренной известным одесским художником Адольфом Ивановичем Лозой.
Именно совершенствование эффекта свечения занимало последние месяцы жизни  моего друга, продолжавшего идеи и традиции великих импрессионистов.
Я любил бывать в его творческой мастерской, расположенной в обрамленной колоннадою мансарде на верхотуре, так называемого, «сталинского» дома, населенного моряцкими семьями, который находится на углу Большой Арнаутской улицы и Александровского проспекта.
Лоза распахивал настежь огромное окно, впуская в помещение клубы прохладного воздуха и с высоты птичьего полета нашему взору представлялась впечатляющая панорама центральной части города, с обрамляющей ее вдоль линии горизонта полосой сверкающего в лучах солнца моря, со стоящими на дальнем рейде кораблями.
Как-то мы с поэтом Анатолием Глущаком столкнулись у «Привоза», что называется «нос к носу» с Адольфом Ивановичем. Обрадованный этой случайной встрече, он безапелляционно заявил, что получил гонорар за проданные картины и пригласил нас к себе в мастерскую.
Мы купили только-только начинавшую приобретать популярность водку «Хортица»,  красной рыбы и ядреных соленых помидор и совершили восхождение по крутым ступенькам  в его «башню  из слоновой кости».
Адольф Иванович почти не пил, поддерживал нашу с Глущаком оживленную беседу об одесских художниках, затем перебил нас и предложил посмотреть его последние картины.
Перед нами предстало несколько десятков живописных полотен, на которых огромные белоснежные океанские лайнеры чередовались с выброшенными на берег рыбацкими лодками, безбрежное море с бескрайней степью, сверкающий под ярким солнцем морской город с тихими уютными украинскими хатынками.
Лоза как будто бы внимательно прислушивался к нашим репликам и замечаниям, потом вдруг отложил в сторону очередную картину и с отрешенным взглядом отошел к окну, и глубоко о чем-то задумался.
Мы с Глущаком растерянно переглянулись и, не сказав ни слова,  сочли за благо по-английски ретироваться…
…Он как будто предчувствовал свой скорый уход…
…На праздновании юбилея телепередачи «Звезда Одессы», в уютном ресторане «Галерея», что на Соборке, мы с Адольфом Ивановичем вместе с женами оказались за одним столиком. Он был весел, шутил, дал интервью нескольким телеканалам, и вдруг так же, неожиданно, ушел в себя.
- А знаешь, Петрович, я ведь еще немного и пишу, - неожиданно сказал он, подняв на меня свой тяжелый взгляд.
Я изумленно посмотрел на него.
- Иногда, после завершения работы над картиной, - продолжил он, словно отвечая на мой немой вопрос, - нахлынувшие на меня воспоминания прожитой жизни вдруг выстраивались в стройные ряды и я тут же на мольберте записывал их карандашом на клочках рисовальной бумаги.
- Так и родились мои исповедальные записки. Хотелось, что б из этого получилась книга.
- Вот только боюсь до своей смерти вынести  написанное на суд общественности. Так что, если вскоре Инна к тебе обратится, - он быстро посмотрел на жену, - подскажи ей, что делать с рукописью…
…Хоронили Лозу на Рождество, 7-го января… Ночью выпал глубокий снег, ставший для Одессы в последние годы экзотикой, городской транспорт, как всегда в таких случаях, не ходил, и до художественно-графического факультета Педагогического университета, где в последние годы преподавал Лоза, в тесном помещении которого проходила гражданская панихида, добраться было тяжело. Тем не менее, народа пришло много: художники, коллекционеры, ученые, пишущая братия…
…Через некоторое время Инна передала мне набранную на компьютере рукопись Адольфа Ивановича. Это интересная автобиографическая повесть, написанная живым языком, не требующая никакой редакционной обработки и готовая к печати, представляла Лозу в новой, необычной ипостаси писателя и, на мой взгляд, была бы интересна одесситам.
Как бы самой собой подразумевалось, что рукопись буду печатать я. Но судьба распорядилась иначе. Издательство «Папирус», где я проработал 20 лет и в котором было издано немало книг, а в одной из них – «Одесском альбоме» был запечатлен и Адольф Иванович Лоза, решением учредителя – Госкомстата Украины – было закрыто.
Перед Инной и дочерью Наташей, твердо решившими издать книгу, вновь остро встал вопрос: где печатать и, главное, где достать на это средства?
Но как это нередко бывает – мир оказался не без добрых людей.
В издании книги активное дружеское участие приняли известный одесский журналист Евгений Михайлович Голубовский и его дочь, гостеприимная хозяйка арт-галереи «Либерти» - Анна Евгеньевна Голубовская.
Именно Аня, в которой проснулся набирающий силу талант художника книги, разработала оригинальный дизайн издания.
Посмертная книга народного художника Украины Адольфа Ивановича Лозы «По волнам моей памяти», в которую включен каталог предстоящей выставки и рецензии о его творчестве – дань памяти замечательному человеку, художнику и писателю.

2004 г.

                *              *                *

Начать с того, что это праздник – смотреть на живопись твою:
я узловатый виноградник в её изломах узнаю.

И кисть художника – не гостья, не обманулась муляжом,
когда, раздавливая гроздья, сквозь пальцы пропускала жом.

Всё, что месилось по настилам, всё, что меж пальцами текло,
приобретало силу стиля, переместясь на полотно.

Оно к чему-то подстрекает, сверкает в глубине баклаг
и красным на рукав стекает, и называется краплак.

Понять, что жизнь не только словом, по доньям словарей скребя,
но в золотистом и лиловом способна высказать себя!

И не о той ли это грани, когда хватает за глаза
двух разноцветных виноградин, Адольф Иванович Лоза?