Наше казачье сословие

Борис Ящук
 Н А Ш Е      К А З А Ч Ь Е        С  О С Л О В И Е







Как-то мальчишкой  задал  я  отцу  своему  вопрос  о наших  корнях.   Отец  в ту пору был чем-то крепко занят, но кратко ответ дал конкретный:  «Как ни крути , сына, а выходит мы из козацкого роду!  С моей стороны – украинское  козачество, а с материнской – забайкальское казачество.»  На том и порешили, долго не мудрствуя. Зато  с годами  дети и внуки вынудили   добраться   до сути. Чем я и стал заниматься  последний десяток  лет.
      Поиски  неожиданно  превратились в дорогу  без конца, на которой я стал обретать много новых друзей  среди   достойных  потомков  забайкальских казаков. Ещё  мама мне-школьнику  когда-то  поведала, что её  дед был  известным  в Забайкалье  купцом. А  был  он  казаком, усердно  трудился, разбогател  и  перешел  в купечество. Тогда меня это нисколько не  волновало, но потом стал искать историю предков  в разных  источниках.
    Удивительно, что  я в поисках  был не один,  целый  сонм искателей в своей  работе   неоднократно пересекались, познакомились, подружились… Теперь я стал богат друзьями,   познал бескорыстную помощь,   в большей  мере познал свои корни.
Отправной  точкой  поисков стал  город  Кяхта. По наивности написал чистосердечное признание  в  любви к известному  музею имени В.В.Обручева,  к  созданию этого музея в девятнадцатом веке  приложили руки мои предки. Однако  чёрствое невнимание  мэтров музея  мгновенно охладило  мой  порыв. Одна из моих знакомых по поискам  -  Инна Собенникова( внучка  кяхтинского городского головы, купца первой гильдии Василия Собенникова) сказала прямо: «Они ждут, когда им позолотят ручки». Вот уж чего не ожидал, так этого от земляков и научных сотрудников!   Но времена пришли другие и не те люди работают в славном музее.  Зато   на Форуме «Предыстория»  немедленно помог земляк Максим Макаров, ныне живущий в Париже ,и вмиг выложил мне всю  историю нашего  рода и  сведения  о жестоком истреблении казачества и купечества  в Забайкалье  по заветам  « дорогого  дедушки Ленина».  Мои родственники Смолёвы, пройдя ад Гулага, геройски  сражались  за Родину  против фашистов.
       Подробное изучение истории купецкой  Кяхты  открыло столько необычного и скрываемого от нас. Оказывается  в те  времена  всё местное население безрадостно встретило приход советской  власти. Народ жил в достатке, не было  бедноты, а богачи были щедрыми  меценатами и   богобоязненными  помощниками нуждающихся.  Щедрота  купца  Синицына   была заоблачной – стоило к нему прийти за помощью, она немедленно последует. Нарочные купца  проверяли, что проситель не  шерамыга, а действительно нуждается. Тогда ему выдавали корову, лошадь, телегу и сани, мешок муки и сто рублей золотом – иди , строй свою жизнь. И хотя Синицын отдал все свои «авуары» советской власти , он  сгинул в  недрах застенков. Такой же  судьбы не миновал городской голова  Собенников  и многие богачи Кяхты.
  Наш  суровый  и богатый   край  начинали осваивать  казаки. Бесстрашные  и трудолюбивые,- они строили станицы, охраняли  государеву границу  и  дикие  края превращали в цветущие сёла и станицы.Начиная  с   казачьих постов на  границе  с Монголией  выросли  сёла  Менза, Жиндо, Урлук и Алтай,  Шарагол,  Кырен,Большая Кудара,  Желтура , Оер, Монды и многие другие.  Пришлось узнать, что мои казачьи корни  произростали из староверско-казачьего Урлука.  Целый  род казаков  Смолёвых  осел в  Усть-Кяхте, стали купцами второй гильдии, рубили избы, воздвигали православные храмы и открывали школы…
Несмотря  на жестокое истребление   нашего рода, история и нынешнее поколение знают о добрых делах  наших  предков.Помнят моего деда Андрея  Спицына, который был первым учителем Усть-Кяхтинской школы, мой прадед Самсон Смолёв был попечителем этой школы, - об этом я узнал , изучая жизнь современной Усть-Кяхты.
           Обращаясь к  людям через Интернет, я познакомился с земляком-забайкальцем Александром  Шишмарёвым.  Занимаясь серьёзной научной работой  в Новосибирском отделении Российской Академии Наук,  лауреат  государственной премии по науке и технике, физик  Александр Шишмарёв  провёл  громадное исследование  своих  родовых истоков. Ему удалось заглянуть почти на четыре века назад.
В те времена, когда казаки пришли на нашу землю впервые. Когда  Сашины предки основали  станицу Петропавловскую в Джидинской долине.  Неутомимый оптимист, Саша Шишмарёв   богатеет друзьями, ведёт большую работу по объединению  нас – потомков   людей казачьего сословия  Забайкалья.   На  страницах  сайта «Одноклассники»   большой вклад в прославление  нашего края и его людей   ведут  наши земляки  Светлана  Карасикова, Таня Бальчугова, Лариса Космынина,   Денис Беломестнов  и многие другие. 
        В  связи с  , ещё неизвестными  по результатам своим,  реформами,  охрана  границ нашего отечества   претерпела много перемен. Надо отметить – в худшую сторону. Такое понятие  как контрактная служба в погранохране   ещё не дозрела  до нужного  уровня. И об этом  сейчас в голос заявляют забайкальцы – мои земляки.    По давней традиции  на охрану  наших рубежей  по зову сердца  выступает  молодёжь из среды нашего казачьего сословия. Ведь нельзя   «варягам» из Китая  позволять грабить наши  вековые леса  и недра, браконьерствовать на наших просторах безнаказанно. Всё это понимают  мои земляки   и  ширится  народное  движение  за возрождение нашего  родного Забайкалья   на благо   России.   Ещё несмело, но возвращаются  на нашу землю  исконные  праздники и традиции  народов Бурятии,  новый толчок получило  развитие  обычаев и устоев  забайкальского  казачества.  А отсюда уже рукой подать до  народного самоуправления по разумному и  хозяйственному  подходу к  грядущему процветанию  моей  Родины. Немалый   внос  в это дело  оказывают  люди, отдавшие лучшие годы  охране  границы   Юрий Иванов, Николай Глущенко. Большинство  пограничников из разных  мест  бывшего Союза  проходили службу на просторах Забайкалья, полюбили  его и не порывают связи поныне. Не хватит места, чтобы перечислить их фамилии – столько  их много в России, Прибалтике, Украине, Грузии, Казахстане.  Так распорядилась жизнь, что  незабываемая благодарность  в весточках из разных уголков  нашей планеты.
  Но более  преданных друзей  Отечества  рождают и поныне  жители  дальних  сёл и станиц  на суровых склонах  высокогорных хребтов, у ледяных и полноводных  струй   Джиды, Чикоя, Селенги, Онона и Ингоды, Шилки и Аргуни.    И  спокойно, достойно и по- деловому ведут  хозяйство  и  гордятся   своим краем.