Моей души успокоенье

Иван Печерский
 Размеренно, не спеша иду по тихому, зеленоокому пе-реулку Тургеневскому. Опрятные домишки с дворами-вселенными, лай собак из этих обособленных миров и окна, окошечки, окнища – кто на что горазд.
Лишь отдалённые трамвайные звонки напоминают мне, что я всё-таки в городе, в приморском Таганроге, что на дворе первый год, первое лето двадцать первого века … Впереди тараканом  краснеет автобус « Икарус». Подхожу поближе; читаю табличку с надписью: « Мариуполь. Паломники». Значит и я у места своего назначения. И я, как и эти, теперь уже почему-то до боли иностранные туристы, пришли к этому скромненькому домику на Тургеневском 80, поклониться святому Павлу Таганрогскому.
Блаженный Павел Таганрогский родился 8 сентября 1792 года в семье благочестивых дворян. Родители дали сыну хорошее образование и надеялись на хорошее общественное положение. Но юноша стремился к духовному подвигу. В двадцать пять лет Павел раздал принадлежавшую ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, получив благословение отца, отправился в заветное странствие по святым обителям, дабы под их кровом найти спасение душе.
Около десяти лет длилась его странническая жизнь, а затем поселился он в Таганроге, где, забывши своё дворян-ское происхождение, говорил на местном простонародном наречии, жил в землянке. Тяжёлыми работами в порту и неустанными молитвами он очищал душу и тело от всего страстного и греховного. И простой люд пошёл к блаженно-му Павлу за исцелением духовным и физическим.
Только  в преклонных летах он оставил труд в порту и поселился в маленьком домике, непрестанно молясь Богу и служа людям.
Преставился старец Павел 10 марта 1879 года. В момент кончины все присутствовавшие видели, как его лицо просияло великой радостью; начиная с головы, по всему телу до самых ног прошла как бы желтоватая тень, и вдруг он сделался белым, как снег.
В тесной комнатке душно от большого скопления наро-да. В передней матушка сидит за столиком – продает церковные свечи. От их пряно-воскового запаха становится ещё душнее. Поворачиваю налево – основная часть палом-ников здесь, в комнате, где блаженный Павел творил свои молитвы. Со стен на всех присутствующих в благоговейной тишине смотрели строгие лики святых; чувствовалось, что вот- вот  что - то должно разорвать томление этой тишины. И точно, стоявшие у аналоя, на котором таинственно желтела раскрытая книга, выдавили из себя звуки, еще немного и польются песнопения. В этом маленьком пространстве звук оглушил, заставил вздрогнуть, всполошиться чувствам. Потом он как-то  перешёл на мягкое, заунывное стенание, в которых  то ли жалоба, то ли тоска соединилась с целомуд-ренностью того, неведомого нам Мира, Мира, в чьё лоно мы так стремимся попасть, но до ужаса боясь неизвестности, живём и неосознанно тоскуем. Разгорались свечи, делая  лики святых роднее, доступнее; и так хотелось встать перед Своим Святым и  только ему рассказать о своей беде …
Густая духота обнимает всех нас, выходит потом на жар-ких лбах.  Поют всё громче, всё настойчивее; с сухим треском перелистываются восковые страницы со Священными текстами. От  чернильно - витиеватых букв, с желтизны страниц неосознанно тонко веет духом Старины, нет – даже скорее Древности.  И лишь в обрывках образов туманных, разных, едва уловимых она вторгается в наш скудно-плоский мир.
Волна песнопения достигает своей вершины, готовая вот-вот обрушиться … Женщины по очереди ложатся на лавочку, на которой любил отдыхать старец Павел. И тут вдруг, нарушая  ритм песнопения, вторгаются иные звуки – они исходят из уст лежавшей на скамье. Женщина начинает истошно кричать, биться в конвульсиях, и, главное - голос, холодный,  страшный невменяемый бас. Хор поющих  старается заглушить этот  глас.  И тут волна скатывается, обнажая тишину – женщина встаёт, как ни в чём не бывало, бледная, отрешенная, но ещё слёзы на глазах говорят о пережитом.
Следующая из паломниц, вытянувшись на скамье, вне-запно начинает рычать, ругать кого-то, потом жалобно просить старца Павла избавить её от мук … И опять оглушает волна песнопения. А потом страждущая встаёт успокоённая, тихая.  По очереди ложатся другие …
Меня пробирает чувственная  дрожь. Что же происходит со всеми этими женщинами? Какая тайная сила на них подействовала, заставив отпустить разум на свободу, отдав душу воле накопившихся чувств? Что это –  внушение? Или это, освященный Божьей волей, дух старца Павла, преодо-лев толщу времени, напоминает о себе, заставляя нас испытать всемогущую силу Веры, убедиться в бренности и относительности земного бытия, свидетельствует о незри-мом присутствии в нашем земном мире Высшего Духа, имя которому Бог.
Ложусь и я на лавочку не без душевного трепета … Мой позвоночник вдруг вытянуло в струну, почувствовал я огромную напряженность в спине, пальцы рук слегка покалывало. Через какое-то мгновение  наступило резкое расслабление. И всё время почему-то захотелось перед кем-то расплакаться …
Когда я выходил из кельи, одна из послушниц спросила: « Ну как тебя – крутил Павел?» Узнав, что на мне нет крести-ка, поучительно сказала, что надо ещё прийти – тогда ещё сильнее я почувствую силу святого Павла.
Выругав себя за легкомыслие  - я ведь то крещеный и крестик у меня есть – направил я свои грешные стопы в церковь Николая Чудотворца,  где находят ныне мощи святого Павла Таганрогского.
В церкви шла вечерняя субботняя служба. Удивительно, но было много молодых. Один парень, на вид лет двадцати пяти, стоявший недалече от меня, вдруг пал на колени …
Тело пронзил ток: на клиросе справа запели. Диво-дивное, как они поют! Не вдаваясь в смысл песнопения, я взлетел на серебристых крыльях  звенящего потока. Меня вдруг охватывает вселенская, неосознанная радость, сила, и, кажется, вот-вот вознесёт меня к звёздам. Откуда эта радость? Ведь я знаю, что через каких-нибудь пятьдесят быстроликих  лет, которые спичкой сгорят в мировом потоке Времени, меня и не будет.
И вдруг понимаю: тела не будет, душа- душенька оста-нется. И если она вечно будет купаться в этих дивных струях песнопений, в этом порыве безотчетной радости, если для неё каждая звезда будет своим Солнцем, то, значит, Бог есть, значит, я не  зря пришёл сегодня именно в этот храм поклониться мощам и блаженной памяти  святого угодника Павла Таганрогского.