Природа разговаривает Шуточные переводы

Всеволод Воробьёв
                Вступление  в  тему         

                Услышать  природу

Если мы здоровы, то никогда не задумываемся о тех бесценных дарах, которыми  наградила нас природа – слухом и голосом. Мы просто слушаем доносящиеся до нас разнообразные звуки: человеческую речь, музыку, не всегда приятный нам грохот городских улиц и огромную гамму звуков окружающей нас природы. И спокойно разговариваем, поём, можем воспроизвести голосом различные природные и иные любые звуки. Но этот Дар дан не только нам. Практически все животные обладают этими возможностями в разной степени и широко ими пользуются. Даже жители вод, несмотря на поговорку «Нем, как рыба»,  производят какие-то звуки, понятные обитателям их среды, что давно уже доказано учёными. А уж наземные жители животного мира пользуются звуками очень широко, и только самые несведущие люди считают их лишёнными какого-то упорядоченного смысла. На самом же деле – они разговаривают! Да, да – именно разговаривают на своём, непонятном для многих людей языке. И хотя их речь, конечно, значительно беднее нашей звуками, зато богата интонациями и оттенками, плохо воспринимаемыми нетренированным человеческим слухом.

Как и среди людей, есть животные молчуны и болтуны. Бо-лее молчаливы рептилии и земноводные, мелкие грызуны. В об-щем, все млекопитающие ведут себя достаточно тихо, не подают звуков без надобности, и только в брачный сезон главным образом самцы позволяют себе возвестить окружающей их природе, а глав-ным образом соперникам, что голос у них есть. Да ещё какой! В сентябрьской утренней лесной тишине на всю округу разносится рёв жаждущего любви лося: у-оо, у-оооо и треск ломаемых рогами веток кустарника. Что можно перевести примерно так: «Ужо, ужо, я вам покажуу, холку надерууу!» А летом лишь молодые телята, отставшие в кустах от матерей, робко промычат, чтобы их услыша-ли матери. Но именно – робко, поскольку в их сознании генетиче-ски заложено, что любой издаваемый ими звук может навлечь опасность.

Не только лоси-великаны позволяют себе весной пошуметь. Самцы зайцев-беляков издают очень оригинальные звуки, которые я бы передал так: бу-бу-бу-бу-уу, а перевёл: «Где же ты моя, лопо-ухая? Я всё равно тебя бу-бу-буду искать»! Не вылинявший полно-стью лисовин с клочьями зимней шерсти на гачах, пробегая пере-лесками, тявкает совсем, как маленькая дворовая собачка. Да и по-хож он в таком виде на неё. Ревут медведи, царапая кору деревьев на высоту, до какой могут достать передними лапами. Его рёв я уж, простите, переводить не буду, там всё слишком ясно.

Самые говорливые в наших краях – птицы. Даже горожане из всей какофонии уличных звуков могут обратить внимание на ве-сёлое весеннее чириканье воробьёв, купающихся в первой луже на асфальте, озабоченные крики ворон, подправляющих гнёзда на вы-соких деревьях в парке, любовное воркование голубей на карнизе крыши. Но птицы тоже разные по крикливости. Из более знакомых нам – я бы отметил грачей, особенно, когда они живут колониями. Крепко галдят галки, тоже любящие держаться компаниями. Воро-ны несколько молчаливее, когда они одиночками или в парах, но, собравшись компанией, тоже могут устроить ор.

Жителям приморских селений или живущим на берегах крупных и средних рек или озёр, конечно, знакомы такие крикуны, как чайки. Даже в сельских местностях, достаточно удалённых от крупных водоёмов люди всё чаще замечают по крикам этих птиц, постепенно занимающих природную нишу исчезающих грачей, но только там, где ещё ведётся сельское хозяйство.

Из певчих, знакомых нам по городским паркам, нашим дач-ным участкам, деревенским дворам – по голосистости, конечно, выделяется скворец. Интересно то, что в свои весенние песни он может включать позаимствованные им у соседей другие звуки: мя-укнуть кошкой, живущей во дворе, где висит его скворечник, пере-дразнить зяблика, вывести руладу кроншнепа, если это сельская местность и неподалёку просторные поля, приютившие этих срав-нительно редких птиц. Особо одарённый скворец может даже вос-произвести некоторые коленца из репертуара соловья, если тот жи-вёт поблизости. Про  соловьев, поверьте, я не забыл. Но горожанам услышать его очень трудно, разве что где-нибудь на очень тихой городской окраине в средней полосе России. Да и концерты свои он предпочитает давать преимущественно ночью, не взирая на от-сутствие слушателей.

В «дикой», как называем мы природу лесов, полей и болот, тоже есть и крикуны, и молчальники. Но не весной! Весной стара-ются горланить и петь все. Да это и понятно, ведь весеннее пение многих, особенно мелких, птиц – не что иное, как заявка на гнездо-вой участок и попытка его отстоять от других желающих его за-нять. А иногда это бывает не пением, а весьма понятными угро-жающими звуками. Многие сельские жители знают, как с резкими  криками – чьи вы, чьи вы – бросается «в атаку» на человека самец чибиса, если его подруга уже сидит на гнезде в кромке вспаханного поля.

Есть птицы, которым природа не удосужилась дать прилич-ного голоса, так они нашли другие способы весеннего самовыра-жения. Небольшой болотный куличёк бекас, резко набирая высоту с не очень мелодичными криками: те-ке, те-ке, те-ке, вдруг перехо-дит в крутое пике, и возникают удивительные звуки, как будто в небе блеет заблудившийся молодой ягнёнок. Это у бекаса так виб-рируют жёсткие перья хвоста и полу сложенных крыльев. За что и зовут его издавна в народе небесным барашком. Дятлы могут вос-произвести барабанную дробь за счёт высокой амплитуды ударов клювом по расщепленной вершине сухостойных «музыкальных» деревьев, которых они умеют отыскивать. А удивительнейшая, до-жившая до наших дней птица каменного века – глухарь – издаёт такие уникальные, хотя и не музыкальные звуки, что об их проис-хождении до сих пор спорят учёные.

Но к наиболее горластым я, безусловно, отношу самых крупных представителей водоплавающей птицы – гусей и их сосе-дей на просторах тундровых болот – журавлей. Лучшие по мело-дичности криков, конечно, журавли. Слегка печальными криками на вечерней заре они провожают уходящий день, и радостными ру-ладами на рассвете встречают новый. Весенней брачной порой они устраивают на потаённых болотах целые спектакли с балетом и хо-ровым пением. А скольких поэтов вдохновили они своим минор-ным курлыканьем, покидая Родину и прощаясь с ней на зиму.

Однако, употребляют свои голосовые возможности птицы не только весной. Многие широко пользуются голосом повседнев-но, выражая им страх и радость, любовь и неприязнь к другим. А как хорошо они оповещают других об опасности! И когда обща-ешься с природой широко и долго, то постепенно, в какой-то сте-пени вникаешь в смысл их голосов, улавливаешь интонации и, как переводчик, начинаешь переводить… Вот, о таких «переводах» с птичьего на русский, в шутливой, конечно, форме и пойдёт речь в дальнейших маленьких рассказиках.

В ближайшую пятницу.