Рецензия на Сон о Чечне Валерия Аллина

Николай Щербаков
  Ниже приведенный текст был написан четыре года назад.И события последних дней заставили меня вернуться и перечитать его. События это - возвращение Крыма в Россию. Уж больно неоднозначно прореагировала Россия на то, что произошло. Несмотря на большой процент поддержки президента. Так вот, меня задела не истерия несогласной оппозиции. Бог с ними. Меня буквально поразило то состояние населения Крыма, которых более двадцати лет назад вопреки их желанию отправили в иммиграцию.ОНИ ОКАЗАЛИСЬ РОССИЯНАМИ БОЛЕЕ НАС! Загадка?
И не удержусь сказать свое мнение об этом событии тем, кто считает это возвращение ошибкой. Не суетитесь!Повторюсь - НЕ СУЕТИТЕСЬ! Вам довелось жить в эпоху Возрождения России! 
Я родился в первый послевоенный год в городе Евпатория, Крым, в офицерском госпитале с окнами на море. 

               Рецензия на "Сон о Чечне" Валерия Аллина.                http://proza.ru/2009/09/04/829

  Почему «открытая», отдельным очерком? Потому, что понял, что короткий текст из нескольких строк не получится.
  "Сон о Чечне" прочитал два раза. Написано хорошим, убедительным слогом. Скрывать нет необходимости – зацепило, вызвало желание высказаться. Никогда не писал никакой публицистики, но рискну.
   Начну с того, что процитирую автора: "Я давно живу в США, но продолжаю интересоваться событиями на той территории, которая когда-то была Союзом Советских Социалистических Республик - моей Родиной."  Это очень важный факт. Человек продолжает интересоваться.

   Отвечаю с территории, которая продолжает оставаться моей Родиной. Ни сейчас, ни дальше по тексту не ищите моих претензий автору или иронии по поводу его слов. Их нет. Все естественно и закономерно. Тем более, ни в какой спор с уважаемым автором я вступать не намерен.  Автор неоднозначно реагирует на события, происходящие на юге России. На Кавказе покой так и не наступил.

   Мало таких людей, кто не согласится с его словами:  «в любой войне большинство людей по обе стороны фронта - настоящие герои, умирающие за высокие идеалы, внушённые им бессовестными политиками». Конец цитаты. Дальше мой текст: Разве что, не всегда внушенные бессовестными политиками, а часто впитанными с молоком матери идеалами. Другое дело, используются эти идеалы политиками в своих корыстных целях. Моё уточнение не изменило, в основном, мысли автора. Мысль, в исторической памяти повторявшаяся неоднократно в вариациях. Но смысл сохраняется.

 Отвратительная вещь война. Ведут её люди, политики, уверенные в собственной безнаказанности. Им кажется, что их планы так грандиозны, что погубить любое количество народа стоит того, чтобы усилить значимость идеи и собственное величие. И конечно, добиться своей цели. Но стоит планам не состояться, и они уходят в тень. Найдите сейчас вдохновителей хотя бы и Чеченской войны. Настоящих. А Афганской? Их уже всех на лафетах развезли по их могилам, а по сей день никто внятно не скажет, кто же основной вдохновитель?  Не удалАсь. Победная война, я имею в виду. Сейчас «не удается» другая, победная, которую ведут идеальные демократы – США. И не только в Афганистане.

   Но я о другом. О том, о чем хочет сказать голос с территории моей Родины. Хочу сказать, что небывалое количество людей сейчас тоже хотели бы наблюдать, что происходит на моей Родине со стороны. И настолько значительное, что об этом заговорила статистика в период недавней переписи населения. Оказывается, что многие это реализуют – уезжают. А уж если удалось нажить добро, то его сейчас же увозят на другую территорию. В чем дело? Что за беда стряслась с моей Родиной? И традиционная русская ностальгия ушла на второй план. Границы открыты. Уезжай. Хочешь – возвращайся. Не хотят. А вот иммигранты первой волны считали невозможным произносить сочетание «бывшая Родина».

   Сейчас расскажу о резонансном событии из собственной жизни. 1967 год. Я на большом морозильном рыболовном траулере «Плутоний», Мурманской приписки попал на два, три дня в Уругвайский порт Монтевидео. И в памяти (неподготовленной) остались на всю жизнь незабываемые сюжеты. Здесь следует сказать, что заход наших судов в Монтевидео в те годы был большой редкостью, а наш промысловик, как рыболовное судно, стал первооткрывателем этого порта. Мы первыми пришли на Потогонский шельф ловить хек. И здесь в порту мы вдруг узнаем, какое количество русских людей живет в Южной Америке. Кто из нас в те годы об этом знал? Потому я и применил слово «неподготовленная память». А узнаём мы это просто. Потрясающе просто. На причале (весть разнеслась быстро) собираются десятки людей. Русских. Я отвечаю за свои слова.

   Кроме этого, агенты, снабжающие нас продуктами, а мы брали много, мы брали продукты и для других судов на промысле, оказываются русскими людьми. Фирмы, снабжающие нас продуктами, выбираются только русские. Владельцы их русские. На каждую группу, выходящих в город наших моряков, организуется сопровождающий – экскурсовод. Разумеется добровольный. Пришли, в основном, дети и внуки иммигрантов первой волны. Но были и старики. Нашу группу, где был я, водил человек, вывезенный из России гимназистом. Он оказался из Ростова-на Дону. И он помнил город своего детства. Мы проговорили с ним всю дорогу экскурсию. Никаких горьких воспоминаний. Все воспринималось ими как данность. Они говорили, что они русские, и Родина их в России. Это я запомнил!

   Они сутками не уходили с борта, помогали в погрузочных работах, сидели на сетях на траловой палубе, пели русские песни. В столовой многие из них пробовали нашу еду. Борщ готовился в эти дни без ограничений – много. Это не были бедные или безработные, которым было нечего делать, и они проводили время у нас. Несколько человек показывали советские паспорта. Они добились возвращения на Родину. Советскую Родину. 1967 год! Они говорили нам, я это хорошо запомнил, что с нами они, как будто уже в дороге домой. Потрясающе!

    А как паниковал наш помполит! Он тоже оказался не подготовленным к сложившейся ситуации. Уйти от происходящего он, по-видимому, не мог, боялся, что впоследствии придется отвечать при разборке. И он метался по палубе и причалу, включался в разговоры, сам обострял полемику. Эти русские смотрели на него с сожалением. С ним мало кто спорил. Им было важнее, чтобы разговор не прерывался. Они понимали, кто он, и не хотели портить с ним отношений.
 
   Так почему же в те годы отношение к Родине было так разительно отличным от нынешнего. Ведь мы перестали быть «тоталитарным коммунистическим обществом», мы уже «почти» демократы. Казалось бы!  Думаю, что некоторые ответы на этот вопрос лежат на поверхности, иные скрыты глубже и не озвучиваются. Даже политики, относящие себя к оппозиции, не договаривают до конца, давая характеристики происходящему на моей Родине сегодня. Потому, что настоящей оппозиции у нас появиться не может. Есть «прикормленная», и она сама себе отгрызет хвост, если заметит гневный взгляд настоящей власти. И облает любую другую, на кого власть бровью поведет. Иллюстрация? Поход Прохорова в политику! Да? Стоило только заподозрить его в возможности успеха - и крах! Неожиданный и полный. Власть даже рук не замарала. Блистательная операция!

   А что на моей территории, называемой Родиной?
   Первое и основное – это нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне. Как никогда, люди не уверены в завтрашнем дне. И богатые и бедные. Ну, богатые понятно – за нажитое праведно и не праведно добро беспокоятся, а бедные, почему беспокоятся? Да потому, что сгинуть нынче можно в одночасье. Квартира твоя кому нибудь понравится, или задолжаешь какому нибудь банку копейку. И все. Ты на улице один или всей семьей. А жизнь на улице короткая. И никому ты не нужен. Работу потерял – нищета. Пенсионеры, живущие без помощи детей – нищета. Никакие телевизионные «помощники» не помогут. Малахову для его «телешоу» единичные случаи нужны. Ему хватает. А страна большая.

   Беззаконие. И никакие разговоры о правовом государстве не имеют ничего общего с действительностью. Что же произошло? В который раз спрашиваю.

   В девяностые к власти пришли люди естественным путем. В очередной раз власть валялась в канаве. Ведь по настоящему, за неё большой борьбы не было. Самая большая ложь – это о том, что у «коммунистов» её отобрали «демократы». Да не было в те годы в стране ни тех ни других. Настоящих. И взяли её те, кому она была по силам. Наглые, циничные, жестокие, и без меры жадные. Жадные и до власти, и до денег. А главное, со старыми связями.  А вот связи нужны были в большом диапазоне – от властных структур (бывших), до криминальных. Те, кто рванулся к власти, использовали именно эти связи.  Нетрудно понять, что речь идет о чиновниках и силовых структурах.

   В России это сословие людей приобрело все признаки раковой опухоли. Метастазы её охватили все пределы страны и проникли во все её уголки. Одним только провозглашением борьбы с ней и её главным проявлением – «коррупцией», уничтожить её невозможно. Эта мерзость, как это не горько звучит, нужна власти. Именно она приводит на любых выборах к победе нужных людей. Статистика всех предыдущих выборов показала, что миф о самом активном электорате – стариках, голосующих за КПРФ, несостоятелен.

 Самый активный электорат обеспечивает победу ведущей партии власти. Это административный ресурс. Громадные дворцы, набитые чиновниками, в любом самом затрапезном городке это символ этого ресурса. Администрации, мэрии, управления, и прочие надуманные скопища людей, не понятно, чем занимающихся. Массы чиновников с их родней, друзьями, кумовьями, кормящиеся у корыта бюджета - это только один из сегментов этого самого ресурса. Самый большой, к сожалению, составляют бюджетные организации с их коллективами, предприятия государственные и частные, кормящиеся от бюджета. Кто не знает, какая «работа» проводится с этими коллективами перед выборами? Школы, детсады, медучреждения всех типов буквально обрабатываются в эти дни. Ведь мы все это знаем и видим. И молчим. А они голосуют. В отличие о нас, они знают, за что они голосуют. Те, кто «обрабатывают», за свой жирный кусок. Тех, кого «обрабатывают», за возможность остаться на рабочем месте. Вот такая разница.

 Вы поглядите, как щедра на обещания нынешняя власть накануне выборов! Как она прозрела!? Она, оказывается, на переднем плане борьбы – с самой собой!?!? Она раздает из бюджета (нашего с вами бюджета, не забывайте!) нам все то, что вчера у нас регулярно воровала. Горько!
   Что очень плохо на моей Родине сегодня? Она разбита, как бы, на две страны. Одна та, которую для себя (или под себя) организовала кучка людей, временно находящихся у власти, и пользующаяся ей, как пользуются оккупанты. Другого слова не подберёшь. И другая страна – это сам народ, «электорат», и его богатства (и интеллектуальные и природные), которыми временно пользуется вышеуказанная «кучка». Она, эта «кучка», поддерживает свой электорат на грани «потребительской корзины», еще и для своего респекта перед международным мнением. Если есть они, Главы Государства, до должен же быть и народ. Отвратительная ситуация!

   Что изменилось в лучшую сторону? У власти отобрали возможность ВРАТЬ. В сети, на разного рода форумах, люди обмениваются не только мнениями, но и информацией. И именно информационная революция и станет решающим фактором в изменениях в лучшую сторону.
 
   А что Россия? Она бывала и в худших ситуациях. Эту страну невозможно ни победить, ни завоевать, ни расчленить. И, главное, что это наконец поняли все «заклятые» друзья. В тяжелые девяностые, когда власть была больше похожа на реанимационную команду, армия, казалось, развалилась, границ и тех определенных не было, почему никто не «посягнул»? Югославию бомбили, по Ираку прошли, как по полигону, сейчас с Ливией кровавую возню затеяли, а желанный веками кусок – Россию, не тронули. Попытались подлить горючего в тлеющие уголья, и на том и остановились.
 
   Сон о Чечне? Я хочу, чтобы не во сне, а наяву я дожил до того, как увижу памятник погибшим русским, чеченцам, дагестанцам, татарам, дальше по списку нашей многонациональной… Всем вместе. Они гибли, как мужчины. И они не в чем не виноваты. С негодяями, пославшими их на гибель, на небе разберутся.

   А Россия встанет. То, что происходит сейчас на моей Родине, долго продолжаться не может. Сильно натянута тетива человеческого терпения. Эта энергия должна уйти на созидание, но не на разрушение.
   Упрекнете в идеализме?

2009г.