Отчет о поездке в Переделкино

Ирина Вахитова
Творческое "запределкино".
____________________________
                «Поэты рождаются в провинции, а умирают в Париже»
                (В. Г. Бояринов)

Иногда кажется, что судьба заботится о нашем духовном развитии гораздо в бОльшей степени, чем мы сами... Мне посчастливилось побывать на грандиозном событии в моей жизни – на Первом Международном Совещании молодых писателей в Переделкино. Москва, которая теперь все отдаляется и отдаляется, коснулась своим крылом, обогрела и приютила молодых писателей.

            Начну с того, что все дни были пропитаны творческой атмосферой. И это не мудрено, случайных людей практически не было: была высокая концентрация талантливых и творческих людей (всего было 75 человек в возрасте от 18 до 37 лет и несколько человек, которые немного старше).   Молодые писатели и поэты из разных стран и регионов (из России, Беларуси, Украины, Армении, Абхазии, Афганистана, Германии, Латвии, Дагестана, Якутии, Молдовы и др.) прибыли на Совещание, чтобы наконец-то быть услышанными и заявить о себе. Ведь, как известно, «сегодня умрешь – завтра скажут: поэт», а так хочется быть услышанным уже сейчас...

            Все дни творческого «запределкино» были жестко регламентированы: времени на безделье и праздность не оставалось. Чудная пушкинская осень способствовала творческой идиллии. Осеннее солнышко неизменно следовало за нами, пока мы гуляли по аллеям на территории Дома Творчества, не забывали мы посетить музеи великих писателей и поэтов.  А в те немногие часы, которые нам отводили на отдых, мы обычно совмещали приятное с полезным... Ночные разговоры, посиделки на кухне то с чаем, то с ромом перемежались беспрерывным чтением своих пока еще «тленных» произведений. Начинающие авторы были разделены на группы и определены к мэтрам изящной словесности, однако не все знали, что можно успеть попасть на мастер-классы к разным писателям: все-таки хотелось услышать разные мнения о своих текстах. Я побывала на двух семинарах у Н.В. Переяслова и у С.В. Василенко, услышала самые разные мнения о своем творчестве и творчестве коллег по цеху.

            Некоторые начинающие авторы вели себя весьма скромно, они не могли пробраться сквозь звучные и звонкие голоса более смелых. Уверена, что это не то место, где стоит молчать, ведь именно здесь собрались люди, которым не все равно, которые готовы выслушать и понять наше творчество. Возможно, была и обидная критика, иногда авторов было жаль, ведь резать по  слову больно, как по телу скальпелем проводишь... Однако в споре рождается истина. Всячески поддерживали и помогали в организационных вопросах наши руководители Марина Переяслова и Николай Стародымов. Они не уставали от бесконечных вопросов и всегда оказывались в нужном месте, именно поэтому к последнему дню даже самые несмелые «разошлись» и осмелели.

            Из-за того, что время на Совещании было сжато до невозможности, каждая минута была насыщена до предела. Я успела пообщаться с писательницей из Армении Еленой Шуваевой-Петросян, ощутить прелесть ее языка; почувствовать колорит шаманской якутской поэзии благодаря Гавриилу Андросову; увидеть прозу жизни Самары глазами прозаика Алексея Сыромятникова; ощутить «времена блюд» кишиневской писательницы Тани Орловой, увидеть, как поэт из Берлина Дмитрий Белялов-Ушенин страдает по России; услышать поэтические сказки Александры Боровецкой и перенестись в детство; побывать в «горячих точках» Чечни вместе с Артуром Черным, на революции в Египте вместе с Ильдаром Абузяровым... Список имен может продолжаться еще очень долго. Простите, коллеги, всех не назовешь...  Не забыли мы заглянуть в творческие жилища к великим писателям - Корнею Чуковскому и Борису Пастернаку. Корней Чуковский свою безграничную и светлую фантазию вносил и в бытовую сторону жизни: множество крокодильчиков и различных детских сюрпризов нас ждали в его доме. С особым трепетом прохаживались мы по комнатам скромного до аскетизма Бориса Пастернака. Я смотрела на улицу сквозь окошко его дома и думала о том, что, наверное, много лет назад сам Борис Пастернак стоял на том же месте и смотрел в окно... В последний вечер после торжественного закрытия фестиваля мы рванули на творческое кладбище. Несмотря на то, что уже было поздно, там мы обнаружили коллегу из Москвы с фонариком, который устроил нам вечернюю экскурсию несколько мистического характера.
   Фестиваль творчества был настолько многообразен, что его сравнить можно разве что с неким  «Литературным Вудстоком» (такой термин нечаянно ввел прозаик из Самары Алексей Сыромятников). Ранимым и не очень авторам пришлось вкусить жесткую критику: они терпеливо ее сносили (любишь писать – люби и критику выносить).

            Фестиваль открывал Иван Иванович Переверзин. Он сразу же заявил о том, что главное для молодого писателя – быть напечатанным, что это понятное желание любого начинающего автора; кроме того, писатель стремится в любое литературное объединение, чтобы стать первым, отнюдь не вторым... Писатель растет и развивается, а в мире теряются позиции русского языка, и от нас зависит, каким будет русский язык.

            И все же... Именно там писатели, поэты, критики не терялись, они шли «на выход» и заявляли о себе, кто нарочито, кто с боязнью, кто шумно, кто осторожно, но все шли на сцену. Там я познакомилась с самой юной поэтессой из Кишинева. Ей было всего 17 лет, по ее словам, все ссылались сразу на ее молодые лета, мол, это же неформат, слишком юна. А вот я бы не стала зацикливаться на ее возрасте, стихи ее звучат мощно и емко, и пусть  она не молодой Пушкин, зато она самобытная, не похожая ни на кого – Катя Щербакова:

 

Отверстали душу юную

 И напичкали мразью разною,

 Пой, гитара семиструнная,

 Провожай мою юность праздную.

 

 Замарали  душу юную,

 И зашили железными нитками,

 Непутевая жизнь чугунная,

 Здравствуй, я под твоими пытками!

 

 Но зато за всю боль, за мучения

 Есть приятная мне примета,

 За безвременные огорчения,

 Называют меня поэтом.

 

 Так уж вы за свои дифирамбы,

 Коли ловко их можете петь,

 Не муруйте хореи и ямбы,

 В деревянную тесную клеть.

 

 Человеку поэзия - лишнее,

 Но ты нужен ей, человек,

 Дай же  чувств фонтаны пышные

 В двадцать первый безликий век!

 

 Я за эту святую радость,

 За душевную нашу природу,

 Претерплю любую гадость

 Дайте только мыслям свободу!..


            Как бы ни говорили молодые авторы, что их устраивает «писать в стол», писать для себя – это все бравада. Всем нам хочется внимания, понимания, возможности «выйти из сумрака» (как нынче любят говорить мои современники). Нам нельзя быть незаметными, иначе кто же разбудит живое русское слово и его сонного читателя?  Мой коллега, рижанин Николай Котов читал на одном из семинаров у Николая  Переяслова иронический рассказ «Незаметный человек» - за внешней веселостью и простотой сюжета скрывается трагедия: где же... где же наш читатель, который будет знать нас в лицо, цитировать наши строчки, ждать выхода новых книг, а, если скромнее: где тот, кто нас заметит?!

            Спасибо организаторам Совещания, которые предоставили нам возможность увидеть себе подобных, пообщаться, надышаться свежим творческим воздухом. Теперь мы не так одиноки: мы нашли единомышленников, будем дружить и общаться «семьями»-кланами. За небывалый фестиваль творчества и общения – огромное спасибо!