Один день Григория Борисовича - 10

Григорий Рейнгольд
Почему детей ещё нет, шестиклассники не опаздывают? А вот почему, пока он с инспектором беседовал, Мария Николаевна их не запускала, в коридоре держала, чтоб беседе не мешали. Теперь пустила. Шестиклассники здороваются, рассаживаются, учебники, тетради, пеналы, ручки, шапки, шарфы на столы кладут. Он хотел всё-таки у Марии Николаевны насчет домашнего обучения выяснить, пока Антонины Спиридоновны нет, да тут Марию Николаевну саму куда-то позвали, она ушла. Вот и звонок прозвенел: 14 часов ровно.
 Шестиклассники, ещё не отученные от дисциплины начальной школы, молча стоят у своих парт.
 - Здравствуйте ребята, - говорит учитель, - садитесь, - они сели, - на прошлом уроке вы писали контрольную работу по действиям с дробями. Сейчас мы разберём её и проведём работу над ошибками…
 - А как мы написали?
 - Сейчас тетради раздам, посмотрите.
 Тетради для контрольных работ раздал. В классе оживление, смотрят свои оценки, соседские. Да, кстати, работа над ошибками то не всем нужна. Четыре человека на пять написали, их чем-нибудь другим занять надо. На этот случай у каждого учителя карточки имеются. Пете Федорову, Насте Александровой, Маше Абрамян и Розе Ким он быстро карточки раздал, на пол-урока хватит, может и больше, а не хватит, так другие есть. Пересадил их на последние парты. Он потом эти работы проверит и оценки поставит.
 - Разберём первый пример второго варианта, - он на доске пишет три десятых (обыкновенная дробь) минус ноль целых двенадцать сотых, - что тут сложного?
 - Ничего, - отвечают, - всё просто. А что, кто-то этот номер не решил?
 - Да не в том дело, что не решил. Почти все решили. Вопрос, как? Вот ты, Юля, как решила, покажи.
 Юля Петрова к доске вышла и пишет: три десятых минус двенадцать сотых равно тридцать сотых минус двенадцать сотых равно восемнадцать сотых.
 - У тебя три действия получилось, как и у многих, - говорит учитель, - а можно ведь и одним обойтись: ноль целых три десятых минус ноль целых двенадцать сотых равно ноль целых восемнадцать сотых, ведь с десятичными дробями работать точно так же, как и с целыми числами! Ещё пример, - он говорит и сразу на доске пишет, - пять седьмых умножить на одну целую двадцать шесть сотых.
 - А как пять седьмых в десятичную дробь перевести?
 - А это и не требуется…
 - Ну, тогда надо одну целую двадцать шесть сотых в обыкновенную дробь превратить, я так и сделал, - говорит Вова Васильев.
 - Ну, покажи, как ты сделал?
 Ученик к доске вышел, пишет: пять седьмых умножить на одну целую двадцать шесть сотых равно пять седьмых умножить на одну целую двадцать шесть сотых (обыкновенная дробь) равно пять седьмых умножить на сто двадцать шесть сотых равно (после сокращения) восемнадцать двадцатых равно девять десятых.
 - Так, сколько действий получилось?.. Четыре. А вот как у меня, - пишет и говорит, - одну целую двадцать шесть сотых можно прямо в десятичном виде на семь поделить. Ноль целых восемнадцать сотых будет, это одно действие, и на пять умножить ноль целых девять десятых - второе. Вот и всё!
 - Вот это круто!
 - Прикольно!
 В классе шум, но рабочий, все горячо обсуждают решение. Григорий Борисович дал пару минут выговориться, посмотрел на часы украдкой, 14 часов 16 минут, и продолжает:
 - Всё, успокойтесь, я вам дам похожие примеры самостоятельно решить. Поехали дальше. Надо было упростить выражение: пять шестых эм минус одна третья эм минус ноль целых пять десятых плюс ноль целых четыре десятых. Тоже не все справились. Вот ты, Юра, как считаешь, что нужно делать?
 - Так это просто, Григорий Борисович, применяем распределительный и сочетательный законы, группируем пять шестых эм и минус одна третья эм, выносим эм за скобки, в скобках остается три шестых  или одна вторая, а то, что без эм, группируем тоже, получается минус ноль целых одна десятая и ответ: одна вторая эм минус ноль целых одна десятая.
 - В принципе верно, но если ты всё так хорошо знаешь, то почему ты на контрольной этот пример не сделал? А во вторых, надо чтобы в ответе остались либо одни обыкновенные дроби, либо одни десятичные. Дальше пошли, дано выражение, - пишет на доске, - скобка открывается три  целых одна восьмая икс плюс две целых одна четвёртая скобка закрывается плюс одна целая одна вторая икс. Найти значение выражения при икс равно двум седьмым. Тут надо было догадаться, что перед тем, как подставлять значение икс, упростить выражение надо, чтобы один раз только значение икса подставлять. Ну-ка сделайте все сами в тетрадях!
 Класс за работу, а учитель на часы посмотрел: 14 часов 25 минут. Подождал немного, прошел, проверил, убедился, что все справились. Шестой класс ещё ничего, у них пока желание учиться не пропало…
 - Давайте теперь немного устно посчитаем, - говорит учитель, - сколько будет шестьдесят процентов от трёхсот?
 - Сто восемьдесят, - отвечают почти хором.
 - Пятьдесят процентов от пятнадцати?
 - Семь целых пять десятых!
 Сколько времени? 14 часов 30 минут. Забыл совсем, дети полчаса уже сидят без движения. Уже минут десять как следовало физкультминутку провести, она и в плане урока есть, урок ведь и оздоровительные (как теперь говорят, валеологические) цели имеет.
 - Ребята, встали! - командует учитель, - Физкультминутка.
 - Ура! - все поднялись быстро.
 Этот момент отработан. Учитель почти без слов только показывает упражнения, а  ученики повторяют.
 - Правая рука вверх, левая вниз. Начали, раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре…, - на три левую вверх, правую вниз…
 - Следующее упражнение: ноги на ширине плеч, руки подняли, раз-два…
 Ну ладно, можно урок продолжать, уже 14 часов 35 минут. Дал на закрепление по одному примеру, пока решали, журнал заполнил, домашнее задание на доске записал, хотел оценки за контрольную в журнал переставить, да не успел, тут и звонок прозвенел. Времени уже 14.40.
 - Ребята, домашнее задание на доске!
 Хотел было тетради поменять, да передумал, сегодня времени на проверку всё равно не будет. Шестой «В» уходит, а шестой «Д» заходит. О контрольной спрашивают. Он для экономии времени шестому «Д» тетради с контрольными раздал, пусть посмотрят пока урок не начался. У кого вопрос по своей оценке, сейчас решить можно, чтоб на уроке время не тратить.  Да, не забыть парты проверить, всё в порядке вроде… Звонок звенит на урок: 14.45. Григорий Борисович только успел в журнале отсутствующих учеников отметить, как вдруг три звонка раздались. Три звонка - сигнал тревоги. По нему нужно очень быстро собраться и вместе с учениками из школы выйти. Что там такое? Но сейчас надо скорее действовать.
 - Ребята, тревога! Быстро собираемся и уходим из школы.
 Да они уже и без него сообразили, в чём дело. Он успел тетради контрольные собрать.
 - Ура, заминирование! - радостно закричал Петя Троицкий, известный разгильдяй, когда шестой «Д» выходил из кабинета математики, было видно, что учеников это не слишком огорчает.
 Заминирование - новое веяние в школьной жизни. Такого не было в советские времена. Кто-то из учеников школы, а их тысячи полторы, решил сорвать занятия во всей школе, может, контрольной боится, а может просто так, для прикола. Это очень просто. Звонит в милицию или прямо в школу и говорит, что в школе заложена бомба. Вызываются сапёры, милиция, пожарные, скорая помощь. Все ученики и учителя эвакуируются из школы. Милиция оцепляет территорию. Сапёры осматривают все помещения, пожарные и медики стоят наготове. Дети бегают вокруг и прыгают от радости. Во-первых, им дополнительный отдых, во-вторых, развлечение. Иногда, конечно хулиганов удаётся поймать и родителей оштрафовать, но это очень редко, звонят давно уже из телефонов-автоматов. Такое случается раз-два в году в каждой городской школе, когда и чаще, но сделать с этим ничего не могут. За несколько лет не было ни одного настоящего заминирования, но оставить без внимания такой звонок нельзя, а вдруг на этот раз рванет, и будут жертвы! Но каждый раз все почти уверены, что это шутка. Учитель информатики работает, детей выгоняет, а сам работает, только посмеивается. Да, по правде говоря, сапёры и не шибко-то ищут, знают, что мины нет. Если бы её надо было бы спрятать, то в школе столько мест, где они и не смотрят!.. Но процедуру надо соблюсти. Час уходит на то, чтобы мину не найти, но приехавший милицейский начальник не может своей властью отменить тревогу, и занятий нет до конца смены. Минируют почему-то обычно во вторую смену...
 Любят многие дети заминирования, всё-таки отдых дополнительный. И ждут его. Говорят порой, давно, мол, заминирования не было… А только никакого выигрыша не получается. Заминирование это по приказу директора будет либо в выходной день, либо в счёт каникул отработано полностью. Тут учителя сильно страдают, они вместо одного дня два работают и без выходного остаются, да хорошие ученики страдают, тоже… А всё равно радуются дети такому приключению, отрабатывать ещё когда, а отдохнуть сейчас!
 Обо всём этом думал Григорий Борисович пока шёл в весёлом плотном ребячьем потоке до гардероба, где уже выстроилась внушительная очередь. Он посмотрел на часы: 14 часов 50 минут. Директор школы Сергей Николаевич, высокий представительный мужчина с брюшком, пожалуй, ровесник Григория Борисовича, стоял у входной двери и повторял своим громким и очень внушительным голосом:
 - Ребята, кто уже оделся, не толпитесь, выходите на улицу, разберитесь по классам и ждите дальнейших указаний, товарищи учителя, выходите вместе с учащимися и на улице следите за порядком...
 - Сергей Николаевич, в чём дело? - то и дело спрашивали его и ученики, и учителя.
 - Тревога! - солидно и загадочно отвечал он, не вдаваясь в подробности, и никто из завучей ничего не прояснял. Григорий Борисович вспомнил, что и одежда и обувь его находятся в кабинете математики и быстро пошёл туда.
 На лестнице его остановила Мария Николаевна с красной повязкой и спросила:
 - Григорий Борисович, вы куда? Там уже никого нет, туда нельзя!
 - У меня там одежда...
 - Ну ладно, идите скорей и на улицу с детьми за вашим классом следите, чтоб ничего не случилось.
 Поднялся по лестнице, на третьем этаже уже ни души. Скорей в свой кабинет, по пути в туалет заскочил, благо никого нет, и к себе, переобулся, оделся, портфель взял, вдруг сегодня в школу уже не попадёшь и вниз, в одной руке портфель, в другой - шапка. Много детей уже на улице, педагоги многие там уже, но очередь в гардероб ещё большая. Он посмотрел, шестиклассники его ещё не оделись, старшие вперёд лезут, не очередь, а толпа. Значит, ему на улицу торопиться не надо. Посмотрел-посмотрел на беспорядок у окошка, откуда одежду выдают, и пошёл туда порядок наводить. Неудобно это, когда обе руки заняты, но он шапку в портфель запихнул и руку одну освободил. Одного нахала оттащил, на другого прикрикнул, и очередь пошла, директор на это одобрительно посмотрел. Девочка одна, класса из восьмого плачет, дала номерок свой, а шубы её на вешалке нет. Раз-два в году и воруют одежду дорогую в школе. Директор кричит:
 - Григорий Борисович, подойдите сюда!
 Он подошёл, директор его дежурить на входе оставил (всех выпускать, но никого не запускать), а сам с пропажей разбираться пошёл. Григорий Борисович, стоя у двери на школьные часы посмотрел: 15 часов 1 минута. А народу в школе всё меньше и меньше. Вон дочки его Аня, Даша и Настя уже на улице. Вот и шестой «Д» пошёл на улицу, Григорий Борисович попросил Сергея Петровича за ними присмотреть, у того тоже шестой класс другой, а сам он на посту стоит, покинуть его не может. Ещё пять минут прошло. Вдруг директор голосом своим громким и внушительным (у Григория Борисовича он тоже громкий, но не такой внушительный) говорит на всю школу:
 - Отбой! Конец учебной тревоги!
 Это мгновенно стало известно всем. И всё пошло в обратном порядке. С улицы в школу огромный поток направился. Кто ещё одеться не успел, те к своим кабинетам пошли, а кто уже оделся, в раздевалку направились одежду сдавать. У окошечка гардеробного толпа, директор её раскидывает, очередь из толпы организует, смотрит, чтоб большие маленьких не затоптали. Григорию Борисовичу надо бы в свой кабинет идти, урок заканчивать как другие учителя, ещё минут двадцать осталось, да не может он пост свой бросить. Толпа так и прёт, на улице ведь мороз, он её пытается в организованное русло ввести, осадить немного, замедлить, не дай Бог упадет кто - затоптать могут, да и быстрее, когда порядок. Голос у него тоже не самый тихий и рука правая свободна, он ей самых ретивых осаживает. А сзади напирают... Но видно учителя, которые на улице, там маломальский порядок навели, поспокойней стало, и пошли быстрей, почти без толкучки... И так пока все в школу ни вернулись и не разделись. Сергей Николаевич подошёл, говорит:
 - Ну, спасибо, Григорий Борисович! Выручили, - радуется, - в норматив уложились, это плановая учебная тревога была по линии МЧС.
 - А шубу нашли?
 - Нет, это уже вторая кража за месяц, номерок подделали гады, - и рукой махнул сокрушенно, - ну, ещё раз спасибо!
 И руку Григорию Борисовичу в знак благодарности пожал у всех на виду. Григорий Борисович подумал, жаль никто из домашних не видит.