Покаянный монолог князя Игоря

Анатолий Елохин
  Анатолий Азиат

Покаянный монолог князя Игоря


 Вот, стою я на коленах перед Господом Богом моим.  Перед истинным и правым судьёй, готов теперь принять за  всё грехи мои, мучения венца приемлющие.
   О, Господь  Бог мой! Пошатнулась вера моя в тебя и с сомнениями вошли в душу мою бесовские мысли. Тайно вошли они в душу мою и сладкой лестью овладели ею. Один вопрос и задавали: «Почему Святослав? Чем он лучше? И ты бы смог!» Так и жил с одной мыслью о Великом Столе. Ни о чём другом и думать не мог. И когда взял город Глебов у Переславля, они так и нашептывали: «Покажи им свою власть, чтоб другим неповадно было!» И показал я. Всех: и младенцев  и братьев своих  и друзей  и жён и подружек своих и дочерей и матерей взял в плен.  И наслаждался я их долгими мучениями: и старцев и любимых сыновей умертвил, рассекая на множественные раны; жён же их отдал на осквернение. И скорбь была большой. И живые мёртвым завидовали, а мёртвые радовались концу мучений.
  Не достоин я даже взгляда  Господа  Бога  моего! Последовав бесовскому искушению взойти на Великий Стол, навёл я на землю Русскую плач и жалость за погибшую мою дружину на реке Каяле и отворил  поганым путь на Русь. Даже поганый князь половецкий Кончак, более достоин взгляда Господа Бога моего. Он, ведь, не дал умертвить меня раненного, помог убежать из плена и даже отдал половецкую княжну за сына моего, в который раз породнив наши роды.
  Где ныне возлюбленные русские братья мои? Где ныне русского рода моего сыны? Где русские мужи храбрые? 
      О, Господь  Бог мой! Только взгляни хоть раз, на раба твоего многогрешного! Всю оставшуюся жизнь я буду замаливать грехи свои. Буду убеждать братьев своих князей не проливать кровь христианскую из розни, в междоусобицах. Буду строить храмы, чтобы верующие в тебя смогли – прийти к тебе, покаяться и помощи попросить.
     О, Владыко Господь  Бог мой!  Прости меня грешного!
2007

По мнению О.Сулейменова, монолог был в «Слове о полку Игореве» и изъят по каким-то политическим мотивам.
Поэтому я вернул его в «Слово».





Из Ипатьевской летописи

н; 1 Гс;ь гн;въ свои . в радости м;сто наведе на нъ; плачь и во весельє 2 м;сто . желю 3 на р;ц; Ка;лъ; реч; бо д;и 4 Игорь 5. пом;ноухъ азъ гр;хъ; сво; пред; Гс;дмь Бм;ъ 6 моимъ . ;ко много оубииство кровопролит;є створихъ 7 в земл; 8 крс;ть;ньст;и 9 . ;ко же бо азъ не пощад;хъ хрс;ть;нъ 10. но вз;хъ на щитъ городъ Гл;бовъ . оу Пере;славл; тогда бо не мало зло подъ;ша безвиньнии 11 . хрс;тьани 12 ;лоучаєми . ;ц;ь 13 ; рожении своих; братъ ; брата дроугъ ; дроуга своєго . и женъ; ; подроужии своихъ и 14 дщери ; мт;рии своихъ 14. и подроуга ; подроугъ; своє; 15 и все см;тено пл;номъ . и скорбью тогда бъ;вшюю 16 . живии мрт;въ;мъ завид;ть . а мерт;вии радовахоус; . аки 17 моученици ст;;и 18 . ;гнемь ; жизни се; искоушениє приємши 19. старц; 20 пор;вахоутьс; 21 . оунотъ; же22. лютъ;; и нємлс;тввъ;; А ранъ; подъ;ша . моужи же прес;каєми и рас;каєми 23 бъ;вають . женъ; же ;скв;рн;єми 24 и та вс; створивъ 25 азъ . реч; Игорь не достоино ми б;шеть 26 жити . и се нъ;н; вижю ;м;стьє 27 ; Гас; Ба; моєго . гд; 28 нъ;н; возлюбленъ;и 29 мои брать . гд; 28 нъ;н; 30 брата моєго сн;ъ 31. гд; 28 чадо рожени; моєго . гд; 28 бо;ре доумающеи . гд; 28 моужи храборьствоующеи 32 . гд; 28 р;дъ полъчнъ;и 33 . гд; 28 кони 34 и ;роужь; многоц;ньна; 35 . не ;то 36 всего ли того ;бнажихс; . и св;зн; 37 преда м; 38. в роукъ; 39 безаконьнъ;мъ т;мь 40. се возда 41 ми Гс;ь по безаконию моємоу и по злоб; моєи на м; . и снидо/л.225/ша днс;ь гр;си мои на главоу мою 42 . истиненъ Гс;ь и прави соуди єг; . з;ло . азъ же оубо 43 нє имамъ со 44 живъ;ми части . се 45 нъ;н; вижю дроуга; моучени; в;ньца приємлюще . почто азъ єдинъ повиньнъ;и . не при;хъ стрс;ти за вс; си 46 . но влд;ко . Гс;и Бє; мои нє ;ригни 47 менє до конца 48 . но ;ко вол; тво; Гс;и тако и млс;ть . намъ рабомъ твоимъ . и тогда кончавошюс; А 49 и 50 полкоу розведени Б 51 бъ;ша и поиде . когождо 52 во 53 сво; вежа 54 . Игор; же б;хоуть 55 ;ли Тарголовє моужь . именемь . Чилбоукъ . а Всеволода брата єго . ;лъ Романъ . Кзичь . а Ст;ослава ;лговича . Єлдечюкъ 56 въ Вобоурцевичехъ 57 В . а Володимєра . Копти в Оулашевичихъ . тогда же на полъчи 58 Г Кончакъ Д пороучис; . по свата Игор; . зане б;шеть 59 раненъ . ; толикихъ 60 же людии 61 . мало ихъ избъ;сть . н;какомъ Е 62 полоучениємь . [II, 132] не б;шеть бо лз; ни 63 б;гаючимъ 64 оутечи . зане ;ко ст;нами силнами 65 ;горожени б;хоу . полкъ; Полов;цьскими 66 . ношахоуть 67 Роусь 68. съ. є;;. моужь оутекши . а Ковоуємь 69 мн;є . а прочии в мор; 70 истопоша ; В то же врем; 71 великъ;и 72
Варіанты: 1 Х. П. бяще. 2 Х. П. събраше. 3 Х. П. връхннх. 4 Х. възворитися, П. възворьтися. 5 Х. П. был. 6 Х. П. в. 7 Х. с;верьскаго, П. с;верског. 8 Х. П. от. 9 Х. П. иже. 10 Х. П. оутаившис. 11 Х. П. пріиде. 12 Х. П. черн;говоу. 13 Х. П. опущено. 14—14 Х. П. в тои. 15 Х. П. б;ловълод. 16 Х. П. половцехъ. 17 Х. П. опущено. 18 Х. П. възодхноувь. 19 Х. П. любо. 20 Х. П. с(ы)нове. 21 Х. П. мужи (съ б. юс.). 22 Х. П. роуское. 23 Х. П. приб. бяше. 24 Х. П. опущено. 23 Х. П. въздръжавше. 26 Х. П. юности. 27 Х. П. роускоую. 28 Х. П. колко. 29 Х. П. опущено. 30 Х. П. приб. бяше. 31 Х. П. болши. 32 Х. П. възмятошас. 33 Х. П. посемскіе.. 34 Х. П. скръбь. 35 Х. П. въ. 36 Х. П. вълости черн;говскои. 37 Х. П. изоимани. 38 Х. П. изоимана, и приб. и. 39 Х. П. метахус (съ б. юс.). 40 Х. П. моутви. 41 Х. П. въставаху (съ б. юс.). 42 Х. П. бяше. 43 Х. П. мнози. 44 Х. П. князех. 45 Х. П. къ. 46 Х. П. к смоленскоу. 47 Х. П. быхом. 48 Х. П. половц;. 49 Х. П. се половц; 50 Х. .П. опущено. 51 Х. П. поб;діли. 52 Х. П. и съ с(ы)н(о)мъ. 53 Х. П. поед. 54 Х. П. постережем. 55 Х. П. земли роуское. 56 Х. П. пріиде. 57 Х. П. дн;проу. 58 Х. П. пріидоша. 59 П. ошиб. ше. 60 Х. П. к черн;говоу. 61 Х. П. съвокоупивь. 62 Х. П. воя своя. 63 Х. П. и стояше. 64 Х. П. поганіи. 65 Х. П. поб;диша 66 Х. П. съвокоупиша. 67 Х. П. вес. 68 Х. П. молвяше. 69 Х. П. кончакь. 70 Х. П. кіевскоую землю. 71 Х. П. где. 72 Х. П. братіа наша. 73 Х. П. великіи. 74 Х. П. молвяше. 75 Х. П. сем. 76 Х. П. остали. 77 Х. П. опущено. 78 Х. П. събран. 79 Х. П. емлем. 80 Х. П. городы. 81 Х. П. вес. 82 Х. П. вълодимер. 83 Х. П. переяславли. 84 Х. П. дръз. 85 Х. П. приб. и.