Пламя. По ст. Н. К. Рериха. окончание

Наталья Соснова
   В этой гармонии с чудесной северной природой смог художник приюти в равновесие, погасить свое алое пламя, сделать его голубым. А голубое пламя - пламя равновесия и спокойствия.

   В письме другу он задает вопрос: "Не изумлен ли ты, что я пишу о своем потрясении спокойными словами? Точно не о своем".

   И действительно, в гармонии с природой, горя творческим трудом, художник отпустил от себя прошлое. Теперь он не привязан к нему. Он поднялся над ним.

   Он уже может спокойно не называть людей, злобно раздувших огонь. Люди уже прошли. Но обстоятельства остались. "Их припомнить можно... Обернуться глазом добрым".

   Какой же это пример для нас!

   Художник погружается в творчество. В труд, во вдохновенное творчество, которое заполняет все его время, в самоотверженное творчество. Подобным примером такой творческой самоотверженной жизни является жизнь самого Н.К.Рериха.

   И, придя в равновесие, автор письма начинает изучать допущенные ошибки.

   Первой ошибкой он считает согласие показать законченную серию картин. Раз сердце было против, то не нужно было соглашаться на это. Но ведь всегда трудно отделить первое верное ощущение от следующих житейских наслоений. Да мы это сами хорошо знаем. Что-то кольнет в сердце: не делай. А затем идут рассуждения нашего рассудка, и уже бывает забыто первое верное впечатление.

   Вторая ошибка - когда он промолчал о выдумках и проделках издателя, когда допустил создание копий картин. Но как все предугадать? Как предвидеть, что чьи-то мысли направлены во зло? И Николай Константинович, написавший это произведение, совершенно не осуждает издателя, а только жалеет его.

   Третья ошибка - когда художник решил вторично показать картины и тем довел до ложных ощущений всех, кто вторично увидел подлинные вещи. Без вторичных смотрин все эти люди, считает автор письма, сохранились бы без ошибок. Глаза людские так несовершенны, а ощущения духа так засорены у большинства людей, что обмануться в том, что они видят, совсем не сложно. Так оправдывает художник людей.

   Спрашивается, кто из людей так способен признаться в своих ошибках? Говорят, что признаться другим бывает легче, чем самому себе. Но мне кажется, что себе признаться легче, чем другим. А без этого признания ошибок самому себе невозможно признаться и другим. А художник не только смог это сделать - признаться себе. Он смог признаться всем людям. Какой это пример мужества!

   И это огромное достижение, огромная дистанция в уходе от эгоизма.

   Николай Константинович говорит: "Раньше говорили - Познание есть скорбь. Теперь же скажем: познание есть радость. Ибо радость глубже скорби". Художник познал радость творчества, он познал злобу людей, но считает, что злоба не так страшна, страшнее другое - "невежество и пошлость. Еще страшнее злобы они".

   А невежество устраняется познанием истины, и дело это нам дано Учением Живой Этики. Его (Учение) надо изучать и постоянно применять в жизни. Тогда исчезнут с Земли невежество и пошлость.

   Николай Константинович предвидел Эпоху Мысли. Он писал: "Всякая распущенность мысли погибнуть должна". И это еще в далеком 1918 году, когда еще не было непосредственного контакта с Учителями, когда еще не была начата запись книг "Учения Живой Этики". И в то время он делает вывод: "Всякая невежественность погибнуть должна".

   Автор письма устремляется в будущее. Он считает, что кому  что заповедано, то и будет. И бояться этого не нужно. То, что должно случиться, то и будет. И это уже вопрос зрелой кармы. Будет так, как должно быть - считает художник.

   И Николай Константинович в этой повести, написанной в форме письма художника другу, приводит автобиографические данные о себе.

   "Медведь вышел на меня, но я остался цел. Огонь касался меня, но не сгорел я. Подломился лед подо мною, но не утонул я... Терял накопленные богатства, и не горевал я. Был призываем к власти, но не поддался. Злобная погоня неслась за мною, но не настигла. Клевета и ложь преследовали меня, но побеждала правда...".

   Он уверен в помощи, если дело, которое делаешь, благое. Ведь во всех бедствиях, сопровождавших художника, приближались новые люди, нежданные и протягивали руку. И предупреждали зло. И несли помощь.

   Замечательны его слова о друзьях и врагах: "Не обменяю друзей моих на врагов. И горжусь, что эти друзья были друзьями...
И врагами моими горжусь. Врагами мне посланы те, кого постыдно было бы друзьями считать".

   Николай Константинович уверен в приходе новых друзей: "Друзья мои, я вас еще не знаю, но вы уже проходите близко",

   И этой верой в будущее, в друзей я хочу закончить размышление о повести Н.К.Рериха "Пламя".


                Литература.
                Н.К.Рерих "Пламя",
                Цветы Мории, Пути     Благословения.
                Сердце Азии. Рига "Виеда" 1992г.
                П.Ф.Беликов  "Опыт духовной биографии
                Н.К.Рериха.