Мишель Монтень

Вадим Бережной
Плутарх говорил, что животное от животного не отличается так сильно, как человек от человека. Ступеней духовного совершенства столько же, сколько саженей отсюда до неба

Все вещи, кроме нас самих, оцениваются по их собственным качествам. Мы хвалим коня за силу и резвость, а не за сбрую; борзую – за быстроту бега, а не за ошейник. Почему таким же образом не судить о человеке? Он ведет роскошный образ жизни, у него прекрасный дворец, он обладает таким-то влиянием, таким-то доходом; но все это – при нем, а не в нем самом. Покупая коня, вы осматриваете его в естественном виде, обращая главное внимание на ноги, глаза, копыта

Почему же, оценивая человека, судите вы о нем, облаченным во все покровы? Он показывает нам только то, что ни в какой мере не является его сущностью, и скрывает от нас все, на основании чего только и можно судить о его достоинствах. Ведь вы хотите знать цену шпаги, а не ножен: увидев ее в обнаженном виде, вы, может быть, не дадите за нее и медного гроша

Надо судить о человеке по качествам его, а не по нарядам. Цоколь – еще не статуя. Измеряйте же человека без ходулей. Пусть он отложит в сторону свои богатства и звания и предстанет перед вами в одной рубашке. Обладает ли тело его здоровьем и силой? Какая душа у него? Прекрасна ли она, одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами? Ей ли принадлежит ее богатство или оно заимствовано? Не обязана ли она всем счастливому случаю? Может ли она хладнокровно видеть блеск обнаженных мечей? Способна ли бесстрастно встретить и естественную, и насильственную смерть? Достаточно ли в ней уверенности, уравновешенности, удовлетворенности?

Вот в чем надо дать себе отчет, и по этому надо судить о существующих между нами громадных различиях

Для наслаждения и счастья необходимы и душевные силы, и разум. Все вещи таковы, каков дух того, кто ими владеет; если он умеет ими пользоваться – они хороши, если не умеет – плохи.

Каковы бы ни были блага, дарованные нам судьбой, надо еще обладать способностью ощущать их прелесть. Платон прав, утверждая, что здоровье, красота, сила, богатство и все, что называется благом, для неразумного столь же плохо, как для разумного хорошо, и наоборот. Если тело и душа в плохом состоянии, к чему все эти удобства жизни

 * * *
Сущность человека не есть абстракт, присущий данному индивидууму. Она есть совокупность всех общественных человеческих отношений. И если характер человека определяется помимо врожденных качеств еще и внешними обстоятельствами, стало быть, обстоятельства надо сделать человечными (это уже не Мишель Монтень, а Карл Маркс. но в моём редактировании).

 * * *
"Укажет будущий невежда на прославленный мой портрет и скажет: то-то был поэт" (А.С.Пушкин)