НА ФОТО: Молодежь в национальных костюмах. 16 мая 2009 года. День Ставропольского края.
ФОТО В.В. Пузикова.
***
Туркмены Средней Азии переселились в Астраханские и Ставропольские степи во второй половине XVII-го века.
В те далекие времена на территории Средней Азии существовали три ханства: Бухарское, Хивинское и Каракалпакское.
Жизнь туркменского народа была не простой: досаждали набеги монголов, вторжения иранцев, да и соседние ханства между собой враждовали.
Предметами споров были плодородные земли, поливные участки, богатые выпаса для скота, близость к торговым путям в Индию.
Зачастую туркменские кочевые племена подвергались нападению хивинских ханов, калмыцких феодалов, иранских шахов.
Людей уводили в рабство, скот угоняли. Пришли в упадок сельское хозяйство и основные ремесла: изготовление ковров, хлопчатобумажных и шелковых тканей.
Жить в таких условиях, сохранить свою самобытность, веру и обычаи, практически было невозможным. Нужно было искать новые территории для проживания, традиционных кочевок, а по большому счету, защитника и покровителя.
Своим спасителем от гнета и насилия туркмены видели северного соседа, возрождающуюся, набирающую мощь и силу – Россию.
***
В 1653 году Балхано-Мангышлакские туркмены получили разрешение на переселение в Астраханские степи России.
Свернули кибитки, погнали скот на новые, еще не обжитые места, три племени: игдыры, Сююн-Аджи и човдуры.
Постепенно они вышли на Северный Кавказ и расселились между реками Кума и Маныч.
Расширяя свои владения на юг, цари не препятствовали заселению пустынных земель.
Знакомство с бытом и обычаями русского и других кавказских народов, оказало существенное влияние на язык, быт и культуру туркменского народа.
Появились расхождения в языке туркмен Северного Кавказа и Средней Азии, заимствовались у других народов привычки, традиции.
У калмыков они переняли калмыцкий чай, который готовят из молока, масла, соли, перца и душистых приправ. Теперь таким чаем угощают каждого, кто приходит в дом туркмена.
Без знаменитого чая не обходится ни одно застолье в будни и праздники.
***
Долгое время туркмены вели кочевой образ жизни, к этому обязывало основное занятие – скотоводство, которое кормило, одевало, давало продукты и товары для обмена и торговли.
Животных: лошадей, верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот, надо время от времени перегонять на свежие пастбища, а стравленным травам дать возможность отрасти, отцвести, сбросить в плодородную землю семена.
Кочевали туркмены вдоль рек Кума, Маныч, Айгур, Калаус.
С образованием Кавказского наместничества в 1785 году туркмены были отнесены к Кизлярскому уезду Кавказской области.
По распоряжению наместника Кавказского П.С. Потемкина в 1789 году туркменам были отведены земли от Кизляра вверх по Куме, Ергеням и Манычу.
На карте, составленной академиком Петербургской Академии наук Палласом в 1793 – 1794 годах, отмечены места кочевья туркмен, занимающие пространство между Тереком и Кумой до побережья Каспийского моря.
***
Первым законодательным актом, надолго определившим границы кочевий калмыков, ногайцев и туркменов, стало «Положение об отводе земель калмыкам и другим народам, кочующим в губерниях Астраханской и Кавказской», утвержденное 19 мая 1806 года.
Река Кума была границей между калмыками и другими кочующими народами магометанского исповедования.
В Положении было записано:
«…По уважению тому, что на землях туркменам отведенным, верблюды их при реке Куме и Мочагах не могут летом выносить овода, местное губернское начальство не оставит распорядиться, дабы народ сей и калмыки как можно безобиднее в кочевьях своих тут расположены были.
Вследствие чего, буде крайняя необходимость потребует, дозволить им (туркменам) переходить, как сие до сего времени было, через реку Куму и кочевать по следам калмыков по Калаусу и Ергеням.
Переход сей, однако должен быть только в местах при урочище Джелань-Кишу и Гожаин-Гутцу».
Для кочевья магометанских народов отводились свободные земли в Кизлярском и Моздокских уездах, в том числе при городе Моздок.
В 1809 году по просьбам туркменского общества Северного Кавказа к калмыкам в административном отношении было причислено 836 кибиток туркменов: 250 кибиток човдыр, 250 – соинаджи и 210 – игдыр.
С этого времени они исполняли царские повинности: несли кордонную службу против киргизов – кайсаков, а с 1810 года выставляли по 45 вооруженных людей и старшине, осуществляли подвоз провианта для войск Азово-Моздокской линии.
***
В 1822 году в целях улучшения управления туркменами Главноуправляющий в Грузии А.П. Ермолов отдал распоряжение о причислении их к караногайцам.
В это время на Северном Кавказе насчитывалось 1860 туркменских кибиток: 600 – човдыр, 630 – соинаджи, 530 – киргизов и игдыр, 100 – казаяклы.
Осенью и зимой туркмены кочевали по правой стороне реки Кумы от урочища Джелань к Каспийскому морю на протяжении 90 верст, в ширину же ими охватывалась территория до 50 верст.
Летом они переходили на земли калмыков и доходили до рек Калаус и Маныч.
Однако в этом же 1822 году у них было отобрано право зимних кочевий по Горькой балке и берегу реки Куры.
Указом от 10 марта 1825 года административное устройство кочевников-магометан приведено в соответствие с этническими особенностями населения.
Большая часть территории кочующих народов из Астраханской губернии переведена в состав Кавказской области, и одновременно образовано Главное приставство магометанских кочующих народов.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:
http://www.proza.ru/2011/03/31/1136
Май 2010 г. г. Благодарный