Топовый огонь и морские качели

Андрей Зуев
Ох уж эта качка, забавная для начала, но потом она уже раздражает! Конечно, когда выйдешь на полубак и встанешь за волноломом, забавно смотреть, как корабль взбирается на огромную волну и его острый нос задран, как у самолета на взлете, к самому небу. А потом нос повисает над пропастью и затем корабль валится вниз, да так, что ноги отрываются от палубы и  ты, с восторгом цепляешься за леера, что бы тебя, не весомого, не сдуло ветром за борт. А бак корабля уже, как пикирующий бомбардировщик, долетел до подножья волны и врезался всей своей массой в темную воду. Низкий гул пробежал по всему корпусу, и глухой удар волны потряс корабль. Нос корабля зарылся под воду, и весь бак скрылся из виду.  За доли секунды этот вал долетел до волнолома и с грохотом взял это препятствие, подлетев резко вверх и разбившись на мелкие брызги. Свет померк, я  присел, ощущая возросший свой вес, и смотрел, как надо мной пролетает масса воды и разбивается об артустановку. Я же остался почти сухой, и мне было весело.
Так веселишься когда отдыхаешь и дышишь, целебный морской воздух, ощущаешь под тельняшкой, как бьется молодое, здоровое сердце. Иное дело на вахте, на боевом посту, когда приходится ремонтировать не исправный механизм и присев на корточки, пытаешься разобраться в хитросплетении  проводов,  а тебя бросает из  стороны в  сторону,  а   вокруг  жужжат серводвигатели, гудят электромоторы и полно оголенных контактов.  А если шальная волна подкараулит корабль и как врежет ему в борт, тут уже летишь туда, куда тебя волна и послала. Что тут только не вырывается из уст корабельного электрика! А работать надо. Раскорячишься около механизма, упрешься ногами, спиной и работаешь.  А был однажды и такой  случай:  Шли мы в международных водах, волнение около 4 баллов и при этом бортовая качка, очень не приятная вещь, скажу я вам. При бортовой качке только спать в коечке хорошо, лег на живот, руки раскинул и спи спокойно. А службу нести очень тяжко. При килевой качке, качает плавно и предсказуемо, а бортовая качка всегда резкая и не угадаешь, а ежели и угадаешь, то не успеешь схватиться за что либо.  И вот, уже в сумерки, двигаясь по международному судовому пути, где-то возле Японии, у нас погас Топовый огонь на мачте. Ладно бы, где в своих водах!  Так нет, в международных удумал погаснуть.
- Где у нас тут корабельные электрики сильного тока?  Наверное, подумал вахтенный офицер и взял в руки микрофон «Каштана».
- ПЭЖ – ГКП, мать вашу так и растак! Вахтенного электрика на мостик! Через канифас блок и до жвака-галса!  Быстро!
А в Посту Энергетики и Живучести вахтенным был я. Ваш покорный слуга. 
- Ага,- сказал вахтенный офицер, как только я доложил о прибытии на мостик - сам Зуев прибыл, как же знаем! – он ехидно улыбнулся и потер руки видимо, вспомнил, как я однажды снес его с трапа, не заметив «зеленого» лейтенанта. А чего обижаться, вместе потом кувыркались, до самого низа.
- Даю вводную, не горит Топовый огонь, мы в  международных водах, устранить неисправность. Исполнять, – летеха лихо вскинул руку к козырьку фуражки.
-Есть устранить неисправность Топового огня! – я тоже приложил свою ладонь к своему берету.
Я вам скажу тем, кто не знает, у моряков не только бескозырки, их одевают  на праздники и в увольнение на берег, а на корабле все носят простые береты.   И делают их сами. Берут из рундука свою «караулку», это типа «голландки», ох не люблю эти обьяснялки, опять не понятное слово? Ну, рубаха такая. Не буду больше прерываться, вон Википедия под рукой.
Кладут «караулку» на бак, на неё ставят чайник, обводят мелом, вырезают и пришивают борта и берет готов! Вон на фото я в таком берете.
Продолжаю, всё больше не отвлекаюсь. Итак, задание получено. Спустился в ПЭЖ, взял лампочку и надел монтажный пояс. Забрался на надстройку, и полез на мачту. А мачта на корабле это не голый столб,  а довольно сложное сооружение.  И в принципе забраться по ней не стоило большого труда, если бы не качка. Бортовая при том!  Приказ, есть приказ! Полез. Прижимаюсь к мачте, держусь крепко за скобы и замираю, когда повисаю над водой и сила инерции так и хочет оторвать меня от любимой мачты и кинуть в пучину океанских вод. Быстро, быстро перебираю руками, когда опрокидывается корабль в другую сторону. Добрался до Топового огня, пристегнул монтажный пояс и начал процесс по устранению неисправности. Легко это сказать устранение неисправности, а прежде надо раскрутить барашки, которые залиты краской и, не смотря на краску заржавевшие капитально! Работать приходится одной рукой, другой держаться за мачту. Если отпустить мачту, то никуда не упадешь, пояс держит, но начинаешь так телепаться вокруг мачты, что ни о какой работе и думать нечего. Да и темно уже совсем стало.  А еще мысли о том, что пассатижи надо держать крепко, выроню – придется ползти вниз за другими. Еще и дождик стал моросить, вода, и слезы текли по моим щекам. Нет, конечно, я не плакал, просто ветер заставлял глаза слезиться. Со скрипом, писком, но  маленько начало поддаваться.  Три барашка я раскрутил, наверное, за час работы. Может и меньше, но я так устал, замерз, промок, что и минута кажется вечностью. Последний барашек скрылся в кармане, открываю крышку светильника и пытаюсь выкручивать лампочку. Но, не тут-то было! Одной рукой оказалось это сделать невозможно.  Обняв мачту левой рукой и придерживая этой же рукой крышку светильника, я правой рукой стал крутить лампочку. Но, она закисла в патроне и стала вместе с ним крутиться. А это было не желательно. Провода могли замкнуть и вся работа насмарку.  Блин! Самое мягкое что я произнес в течение минуты. И мне помогло! Нашел выход. Зубами вцепился в барашек и освободившейся рукой придержал патрон. Дальше все пошло легче. Минут через пять, я трясущийся от холода и от усталости был на мостике.
- Включай огни, проверим, - сказал я рулевому, сам же про себя молил Бога, что бы огонь загорелся. И Бог меня услышал.
- Все в порядке, огни все горят – доложил рулевой.
-Ну, молодцом, справился. А никто и не  сомневался, электрики Ллойда всегда на высоте, - пожал мне руку вахтенный офицер.
Вот такие и бывают качки на море.