Сегодня наш медиум взял интервью у духа американского юмориста Генри Уилера Шоу (1818-1885)
Вот запись их беседы:
М. – Уважаемый сэр, наш замечательный поэт, переводчик и литературный критик К.И.Чуковский как-то заметил, что в России нужно жить долго. Действительно, нам нужны десятки лет, чтобы набраться опыта и суметь вполне себя реализовать. Вы согласны с этим?
Г.У.Ш. – Я не знал никого, кто дожил бы до ста лет и был бы интересен чем-либо еще, кроме этого.
М. – Разве огромный жизненный опыт не делает долгожителей мудрецами?
Г.У.Ш. – Опыт – это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше.
М. – Осознав это, человек может резко поумнеть?
Г.У.Ш. – Опыт прибавляет нам мудрости, но глупость нашу не уменьшает.
М. – Как же так? Разве пожилые люди не избегают множества ошибок, становясь более осмотрительными?
Г.У.Ш. – Опыт породил больше робких людей, чем умных.
М. – Действительно, «за одного битого двух не битых дают». Конечно, осторожность еще не мудрость. А как иначе научиться мудрости?
Г.У.Ш. – Научиться мудрости так же невозможно, как научиться быть красивым.
М. – Возможно, Вы правы. Тем не менее, «жизнь учит только тех, кто ее изучает», как сказал наш выдающийся историк и умнейший человек В.Ключевский. Однако чтобы выполнить одну из главных задач человека, а именно, – познать самого себя – необходимо время.
Г.У.Ш. – Познать самого себя – не только самая трудная вещь на свете, но и самая неприятная.
М. – Да, порой оказывается, что мы думаем о себе лучше, чем имеем на то основание. Это огорчает.
Г.У.Ш. – У каждого человека есть свои слабости – и часто это самое интересное в нем.
М. – Со своими слабостями приходится мириться. А если наши ближние – люди со слабым характером, можно на них рассчитывать?
Г.У.Ш. – Слабого человека лучше иметь своим врагом, чем другом.
М. – А можно обойтись вообще без врагов?
Г.У.Ш. – Человек, у которого нет врагов, действительно беден.
М. – Тогда я предпочитаю бедность. Впрочем, не беден тот, кто живет по средствам.
Г.У.Ш. – Живи по средствам, даже если для этого необходимо залезть в долги.
М. – Только не это. Главное, своим трудом зарабатывать себе на хлеб. А потом на пенсии уже можно расслабиться и стать лентяем.
Г.У.Ш. – Мало у кого хватает характера, чтобы всегда предаваться лени.
М. – У меня бы хватило. Но бывают, кроме лени, и другие изъяны характера. Допустим,
что человек по слабости поступил недостойно. Он ведь может исправиться и сделать блестящую карьеру – мы видели много таких примеров.
Г.У.Ш. – Разрушенная репутация подобна разбитой вазе – ее можно склеить, но всегда заметны поврежденные места.
М. – Разве Вы не сочувствуете людям, по слабости оступившимся?
Г.У.Ш. – Сочувствие ничего не стоит, но и грош ему цена.
М. – А как реально можно помочь человеку? Дать дельный совет?
Г.У.Ш. – Если знакомый приходит ко мне за советом, я прикидываю, что он хотел бы услышать, и говорю ему это.
М. – Вы думаете, что оказали ему услугу?
Г.У.Ш. – Советы как касторка: давать нетрудно, принимать неприятно.
М. – Но если человек не прав, а Вы его в этом поддержали, разве это хорошо?
Г.У.Ш. – Лучший способ убедить дурака, что он не прав, – позволить ему поступить по-своему.
М. – То есть Вы считаете, что опыт учит лучше, чем добрый совет. Или не учит, как сказано выше. Однако Вы же не считаете дураками всех, чье мнение не разделяете?
Г.У.Ш. – Каждый человек имеет полное право на собственное мнение - при условии, что оно совпадает с нашим.
М. – А если не совпадает, Вы пытаетесь убедить оппонентов с помощью неотразимых аргументов?
Г.У.Ш. – Молчание -- один из наиболее трудно опровергаемых аргументов.
М. – Да, тут не поспоришь. А Ваше знание жизни позволяло Вам строить прогнозы на будущее и публиковать их?
Г.У.Ш. – Никогда не пророчествуйте: если пророчество ложно, никто этого не забудет, если оно правильно, никто об этом не вспомнит.
М. – Многие наши политики раздают свои прогнозы направо и налево, ничуть не заботясь, сбудутся они или нет.
Г.У.Ш. – Люди, которым нечего сказать, никогда не лезут за словом в карман.
М. – Они ничем не рискуют: сограждане все забывают или помнят каждый свое.
Г.У.Ш. – Многие путают свое воображение со своей памятью.
М. – Так оно и есть. Вообще, воображение играет с нами подчас дурную шутку, превращая мелкие неприятности в крупные, усугубляя наши страдания, не правда ли?
Г.У.Ш. – Мелочи тревожат нас больше всего: легче увернуться от слона, чем от мухи.
М. – А почему так происходит? Может, мы просто не умеем разобраться в ситуации или не хватает информации?
Г.У.Ш. – Чем меньше мы знаем, тем больше подозреваем.
М. – Что мешает людям узнать больше?
Г.У.Ш. – Многие люди подобны яйцу: они слишком полны собой, чтобы вместить что-нибудь еще.
М. – А если бы вместили, сумели бы избежать многих бед?
Г.У.Ш. – Половина наших неприятностей вызвана тем, что мы слишком быстро произносим слово «да» и недостаточно быстро — слово «нет».
М. – Возможно, мы порой слишком доверчивы?
Г.У.Ш. – Недоверчивость — мудрость дурака.
М. – Вы не находите, что часто употребляете слово «дурак»? Кто это – ошибка природы?
Г.У.Ш. – Природа никогда не ошибается; если она порождает дурака, значит, она этого хочет.
М. – Сказать по правде, иногда делаешь такие ошибки, что сам себе кажешься величайшим дураком. С Вами такого не бывало?
Г.У.Ш. – Величайший дурак на свете еще не родился.
На этом обнадеживающем высказывании мы простились с нашим гостем.