Отрубите мне руку!

Виктор Давыдов 2
Из приказа по шахте: «Забойщикам Косых, Андрееву и горному мастеру Шайдуллину, за муже¬ство, умелые и быстрые действия, объя-вить благодарность и поощрить денежной премией».
Случилось это в декабре 1991 -го. Ничто не предвещало неприятнос¬тей. Пришли забойщики на первую смену, как обычно, под гибким перекрытием ос¬мотрелись, стали готовиться к посадке. Появился помощник на¬чальника участка Марат Михайлович Зинатуллин. Обратил внимание, что последняя сек-ция гибкого перекрытия выполнена некачественно:
— Это кто же схалтурил — торцевой канат ого-лен! Порода может в этом месте прорваться.
И долго не размышляя, полез в купол над пере-крытием взглянуть.
- Куда ты? - крикнули ему. - Не лезь туда, опас-но! Сейчас поса¬дим перекрытие и минуем это место.
Но он не послушался. И в этот момент породная подушка пошла на посадку. Марат среагировал на опасность мгновенно: единственная возможность спастись — прыгнуть в печь ногами вниз. Но не по-везло, зацепился курткой за срубину. А отцепиться времени не было — измель¬ченные порода и уголь догнали Марата и его моментально засыпало Только голова оставалась свободной и то благодаря тому, что выше распёрлась лесина. Но смертельная ситуа-ция сохранялась: по верху откоса медленно, но не-отвратимо  сползали несколько не менее чем стоки¬лограммовых породин. Прошли над лесиной и засы-панным телом Марата, распёрлись в печи. Следом сползала еще большая породина, которая останови-лась аккурат на груди Марата.
Потом уже он рассказывал, что дышать стало очень трудно. На грани потери сознания думал: «Только бы не полезли ребята откапывать сверху! Тогда вновь произойдет обрушение породы. И мо-жет засыпать всех!»
Медленно оседала пыль от обрушения, а забой-щики решали, что предпринять, чтобы скорее и безопаснее спасти попавшего в беду. Кто-то пред-ложил откачать породу приводом. Но бригадир ка-тегорически отверг идею, потому что Зинатуллина просто размелет кусками породы. Надо пробовать вручную удалить монолитные куски породы из пе-чи. Нашли рычаг – однорезку, и стали расшатывать и кантовать один кусок породы за другим.
Работали втроем — забойщики Гена Косых, Са-ша Андреев и горный мастер Николай Шайдуллин. Откуда силы взялись: удалось выковырять породи-ны и скинуть с Марата каменную плиту в полтонны ве¬сом! Откопать от мелочи было легче.
Но положение оказалось серьезнее, чем мы ду-мали. Левая рука Марата по-прежнему была зажата, ее крепко держала нижняя породина. А тем време-нем следовало ожи¬дать нового обвала. Марат по-просил:
— Если надо, ребята, отрубите руку!
— О чем ты говоришь? Не волнуйся, потерпи маленько, сейчас откопаем!
Изготовив деревянный клин, забили его кувал-дой под породу, рядом с за¬жатой рукой. Удалось! Всего-то на сантиметр-другой при¬поднялась глыба, но этого оказалось достаточно, чтобы вызволить Мара¬та из плена.
Спустившись благополучно на промштрек,  Ма-рат Михайлович с облегчением перевел дыхание, поблагодарил своих товарищей – спасителей. И тут обратил внимание, что рядом лежит кусок плахи с воткнутым в неё остро отточенным топором. Что ж, во имя спасения жизни и такой вариант не исклю-чался…
В больнице находился Марат две недели, пере-ломы ребер зажили, но вывих руки долго давал о себе знать..
Вот уже сколько лет Марат Михайлович Зина-туллин считает 15 де¬кабря вторым днем своего рож-дения. И частенько на этот неофициальный день рождения заходят в гости его спасители.