Норильск, шестидесятые годы

Алекс Венцель
Мне за тысячи вёрст часто снится город с детства любимый, родной.
Далеко мой Норильск от столицы, но всегда мы столица с тобой.
По орбите почти мы соседи, но зачем-же вы так не правы:
По проспекту не ходят медведи далеко, далеко от Москвы...Автор стихов неизвестен


Год жизни в интернате наложил на Серёжкину судьбу свой отпечаток: он усвоил  несколько истин, которые и определили его дальнейшую судьбу:
-У каждого - своя жизнь!
 -Не верь, не бойся, не проси!
-Скажешь правду - вырвут глаз!
-Нашёл – молчи, потерял – молчи!
-Что бы ни спросили, говори: не видел, не слышал, не знаю!
 -Виноват всегда не тот, кто молчит, а тот, кто громче всех кричит!
 -Сам за себя, один бог за всех!
-Плачь, не плачь – слезами горю не поможешь!

Родители вдруг вспомнили о детях, а может, вечные праздники надоели, где самое лучшее - для гостей. И они переехали из поселка вниз, в город, в двухкомнатную хрущёвку. Из четвёртой школы Сергей перевёлся в третью, поближе к дому, да ещё вдобавок поступил в вечернюю музыкальную школу. Учиться в двух школах было тяжело, но почётно и интересно. Через музыку он узнал, что были и есть великие композиторы. Он мог послушать на пластинках кое-что из их творчества. Ещё он открыл для себя огромный мир искусства. Родители его друга Игоря тоже переехали в город, они поселились в самом начале Ленинского проспекта в мрачном кирпичном доме с телефоном. Телефон тогда в Норильске был роскошью. Телевидение только-только начинало работать, и по телевизору целыми днями крутили художественные фильмы один за другим.

Игорь перевёлся в первую школу, где учились сплошь детки начальников. А по выходным Сергей с Игорем, по старой привычке, гуляли по улицам, заглядывая в чужие окна, и вели длинные беседы за жизнь. Постепенно Игорь стал от Сергея отдаляться, у него появились новые интересы, он стал интересоваться девочками. Сергей стал заставать его, беседующего с Валькой Борисовой, которая жила в этом же доме. У него это вызывало скрытую зависть.  Часто в голове проносились мысли, что вот Игорь ничем не лучше его, да и знает Сергей больше, но почему-то девочки смотрят на Игоря, а не на него.

У Вальки Борисовой, рыжей и конопатой девчонки, была подружка, высокая и тихая, с вечно печальными глазами, Люда Штымиллер. Однажды они вчетвером отправились в кино и там, в тёмном зале, Сергей попытался дотронуться до её руки, но она быстро отдёрнула свою руку. Вечером, когда они шли из кино, он снова попытался взять её за руку, на что Людмила так посмотрела на него, что Сергей почувствовал себя букашкой и стал самому себе противен. Он совершенно не умел ухаживать за девочками:
-В чём же дело? - думал он, - почему я никому не нравлюсь?
Постепенно до него стало доходить, что девочкам нравятся мальчики, которые что-то, а вернее, кого-то из себя изображают. Одни изображали крутых и наглых, другие - влюблённых и готовых на любые жертвы, третьи - умных и много понимающих...

Трещина между друзьями росла, росла и, наконец, Сергей понял, что может обойтись и без Игоря. Он стал жить по поговорке:
-Сам за себя, один бог за всех!
А  однажды судьба снова сведёт Сергея с Игорем в городе Свердловске. Сергей к тому времени будет работать звукорежиссёром на телевидении, а Игорь  в институте.  Сергей  будет удивлён тем, что Игорь абсолютно не помнит, как они весело жили в интернате. После этой встречи они расстанутся уже навсегда:
- У каждого своя жизнь...

На снимке вверху Норильск,полярная ночь и вечно горящие фонари. Гвардейская площадь, за бортом -45 градусов. Обычная для Северной зимы температура...