Находка

Алекс Венцель
На севере есть такие места, куда даже в самое жаркое лето не попадают лучи солнца. Частенько можно увидеть, как с южной стороны горы растёт зелёная трава, а с северной лежат никогда не таящие многометровые сугробы твёрдого слежавшегося снега. У Сергея была неуёмная жажда открытий, его голова постоянно была полна интересными идеями, которыми он умел заражать окружающих. В своих исканиях он с поселковыми пацанами уходил всё дальше и дальше в тундру, состоящую не только из плоских долин, но и из довольно высоких гор - отрогов хребта Пыторана. Самое неприятное - это то, что многие горы  похожи друг на друга как две капли воды. Бывали случаи, когда местные охотники по несколько дней плутали от горы к горе в поисках нужного пути. В очередной поход (так он называл это мероприятие), мальчишки отправились впятером с самого раннего утра. Взрослые были заняты своими делами, и никому не было интереса до того, куда они пошли.

К обеду было пройдено около пятнадцати километров. Прошло уже несколько часов с того момента, как исчезли из видимости самолеты, заходившие на посадку над аэродромом Надежда, находящимся в шести километрах от посёлка. Обогнув очередную пологую гору слева, ребята, к всеобщему удивлению, увидели хвост самолёта с облезлой красной звездой и часть плоскости, торчащие из огромного сугроба. Азарт первооткрывателей был так велик, что, позабыв обо всём на свете, мальчишки бросились разгребать голыми руками слежавшийся снег. По мере того, как из снега начал проступать окрашенный в желто-зелёный цвет фюзеляж, мальчишки стали догадываться, что находятся на пороге какого-то грандиозного открытия.

Возбуждённый Серёжка перебегал от одного пацана к другому и кричал, что есть силы:
-Ребя, гадом буду, это военный самолёт, может быть он тут с войны лежит, может быть, его фашисты сбили и никто об этом не знает.
-Эх, - думал он, - нам бы хоть одну лопату, тогда бы мы этот самолёт быстренько откопали и нас бы за это наградили медалями.
Он уже представлял, как их пятерых награждают медалями перед всей школой, и гордость переполняла его сердце.

Но вот из-под снега показался боковой входной люк с приоткрытой искорёженной страшным ударом полуовальной дверью. Мальчишки с некоторым страхом заглянули внутрь, но ничего не поняли. Внутри было сплошное месиво из снега, каких то металлических трубок и кучи тряпья. Уже стало видно надломленное крыло с нарисованным номером и валявшимся тут же двигателем с погнутым от удара трёхлопастным пропеллером. Это был двухмоторный ИЛ-12 и лежал он тут, судя по количеству снега над ним, не один десяток лет. Работа продвигалась очень медленно, а ещё нужно было как-то добираться обратно домой. Сергей залез внутрь самолёта, решив посмотреть, а что же всё-таки  там внутри. Через минуту он  пулей вылетел из забитого снегом и железками салона с криком:       
-Ребя, там мертвяки в наручниках!

Пацаны бросили свою работу и сгрудились у выходного люка, пытаясь в полумраке искорёженного салона получше разглядеть мертвецов, лежавших бесформенной грудой и больше похожих на больших тряпичных кукол, чем на людей. Один из мальчишек с опаской дотронулся до ближнего покойника палкой и с дрожью в голосе прошептал:
-А, вдруг они оживут и бросятся на нас!
-Ты что, совсем дурак, - возразил ему Сергей, - покойники не оживают!
Если быть точным, то это уже были не покойники, а скелеты в изорванной одежде, видимо, тут не один год пировало окрестное зверьё. Мальчишки вернулись домой уже поздно вечером, совершенно выбившиеся из сил, но с трофеями - черепом на палке и красивыми, блестящими наручниками с цепочкой.

На следующий день по посёлку пополз слух: мальчишки нашли в тундре разбившийся ещё в войну самолёт. Всех пятерых участников похода вместе с родителями и учительницей собрали в кабинете участкового милиционера  Козлова  и стали  расспрашивать с пристрастием:
-Где нашли, как нашли, зачем череп взяли?
После дознания, со всех присутствующих взяли подписку о том, что они никому и никогда не расскажут об этом самолёте. На третий день в сопровождении нескольких милиционеров, товарищей в штатском, специально приехавших из города, и двух десятков солдат с лопатами, пацаны снова двинулись  к той горе, где лежал самолёт. На этот раз их, как героев, везли на вездеходах. Как только друзья указали место катастрофы, интерес к ним со стороны милиционеров сразу пропал, и их отправили на том же вездеходе в посёлок, ещё раз напомнив о молчании.

Недели через три рядом со школой произошло событие, затмившее историю с самолётом: Неожиданно в посёлке загорелся двухэтажный продуктовый магазин. Все пять классов, несмотря на запрещающие крики учителей, ринулись к магазину. Где и когда ещё можно было увидеть такую красоту: Прямо по мёрзлой земле текла довольно внушительная речушка расплавленного сахара, горящего синим пламенем. Вокруг бегали возбуждённые пожарники, ломали топориками объятые пламенем деревянные стены магазина и поливали их водой из брандспойтов. Мальчишки совали в горящий сахар палки, быстро тушили их в воде и лизали как конфеты. Разговоров о прошедшем пожаре хватило на неделю, а потом и это стало забываться.