НА ФОТО: Николай Гольтяпин у развернутого знамени в/части. 60-е годы. Азербайджанская ССР.
Фото из альбома Н.Н. Гольтяпина.
***
ГОЛЬТЯПИН НИКОЛАЙ НИКИТОВИЧ
– ПРЕДСЕДАТЕЛЬ БЛАГОДАРНЕНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА
1973 – 1976 гг.
ГОЛЬТЯПИН Николай Никитович родился в селе Благодарном Орджоникидзевского (ныне Ставропольского) края 17 марта 1942 года в семье рабочих.
С 1949 по 1959 годы обучался в Благодарненской средней школе № 1. Окончив десятилетку, в высшие учебные заведения не поступал по семейным обстоятельствам.
Из автобиографии Н.Н. Гольтяпина:
«…Родители начали строительство дома, поэтому вопрос о поступлении в учебное заведение не стоял. Я полностью окунулся в строительство: шкурил бревна от коры, мыл черепицу для кровли. Одним словом, без дела не сидел».
После завершения строительства дома, Николай поступил на работу в строительную бригаду птицеубойного цеха (ныне Благодарненский птицекомбинат).
***
В 1959 году для переработки птицы партийно-советские органы Благодарненского района решили вести реконструкцию складов Коопторга под птицеубойный цех.
Основные фонды предприятия составляли всего 350 тысяч рублей. В наличии имелась небольшая котельная, а из специального оборудования – один шпарильный чан.
Из моей книги «Солнце в зените»:
«…13 июля из колхозов и совхозов Благодарненского района поступила первая партия выращенной продукции.
Пятьдесят рабочих с утра до десяти часов вечера переработали тысячу голов. Технология была примитивной – забой птицы по домашнему методу, вручную.
Готовую продукцию на ночь загрузили в три автомашины-холодильника, которые утром отправили в город Ставрополь.
21 июля 1959 года в редакции районной газеты «Путь Ленина» состоялось совещание представителей промышленных предприятий по вопросам технического прогресса и реконструкции промышленности.
На совещании выступила технорук птицекомбината тов. Шутова:
«…На строительство птицекомбината отпущено много средств. В настоящее время построен убойный цех и началась переработка птицы. Налажено паровое и силовое хозяйство.
В августе установим холодильник емкостью 10 тонн, а также компрессоры. Полностью строительство комбината закончим в 1963 году».
В 1960 году на предприятии развернулось большое строительство. Начали строить новый птицеубойный цех производительностью 15 тонн в смену, холодильник емкостью 450 тонн, компрессорную и котельную.
К этому был причастен молодой строитель Николай Гольтяпин.
***
В марте 1961 года Благодарненский военкомат направил допризывника Н. Гольтяпина на курсы шоферов. После окончания обучения, поступил на работу водителем в Благодарненское автохозяйство, принял участие в первой в своей жизни уборке урожая.
30 октября 1961 года был призван в ряды Советской Армии. Служил три года в ракетных войсках Закавказского Военного округа на территории Азербайджанской ССР, получил хорошую физическую закалку и солидную политическую подготовку.
После демобилизации, в январе 1965 года вернулся в автохозяйство, работал водителем грузовика, затем – автобуса.
В 1966 году поступил учиться на заочное отделение Ростовского-на-Дону автотранспортного техникума.
В 1968 году окончил обучение в техникуме, в ноябре был утвержден в должности инструктора организационного отдела Благодарненского райкома партии.
В то время первым секретарем районного комитета партии работал Виктор Антонович Коробейников, председателем райисполкома – Анатолий Георгиевич Пелецкий, председателем Благодарненского сельского совета – Алексей Иванович Щептев.
Для работы в партийных и советских органах среднего специального образования было недостаточно.
Поэтому в 1969 году Н.Н. Гольтяпин поступил учиться на заочное отделение Высшей партийной школы (ВПШ) при ЦК КПСС, которую окончил в 1974 году.
***
В октябре 1970 года Н.Н. Гольтяпин был выдвинут бюро Благодарненского райкома партии на хозяйственную работу – руководителем транспортного предприятия «Транссельхозтехника».
В октябре 2011 года он вспоминал:
«…Новое предприятие «Транссельхозтехника» было выделено из объединения «Райсельхозтехника».
Мне пришлось мобилизовать коллектив на новое строительство и реконструкцию старого автогаража, который мы получили от Благодарненской МТС.
За короткий срок, до зимних холодов, создали хорошие условия для работы слесарей и водителей, занятых на ремонте автомобилей.
Работа мне нравилась.
Мы получили новые автомобили для обслуживания колхозов и совхозов Благодарненского района.
В уборочную кампанию нас закрепляли за племовцесовхозом «Каменнобалковский, Бурлацкой индейкофабрикой, колхозами «Восход» и «Россия».
Во время уборки урожая 1973 года, по итогам одной из декад, коллективу ТП «Транссельхозтехника» вручалось Переходящее Красное Знамя Ставропольского краевого комитета КПСС, крайисполкома, крайсовпрофа и крайкома ВЛКСМ.
***
В сентябре 1971 года село Благодарное получило статус города.
Первым председателем Благодарненского городского совета депутатов трудящихся был Алексей Иванович Щептев, который бессменно руководил сельисполкомом с начала 1955 года.
13 июля 1973 года депутаты Благодарненского городского совета своим председателем избрали Николая Никитовича Гольтяпина.
На то время в состав городского совета входило 28 избирательных округов.
Председатель райисполкома А.Г. Пелецкий высказывал много критики в адрес руководителей горисполкома и депутатов городского совета. Санитарное состояние многих территорий города было неудовлетворительным.
Цыганские семьи, компактно проживающие в западной части города, не направляли своих детей для обучения в восьмилетнюю школу № 7. Зеленая зона в районе площади Строителей использовалась цыганами для выпаса скота и лошадей.
Н.Н. Гольтяпин рассказал о том, как горисполком решал эти проблемы:
«…Депутата Петра Андреевича Мартынова, служившего замполитом районного отдела внутренних дел, закрепили за «беспокойным» округом.
Несколько раз мы встречались с цыганским бароном Владимиром Петровичем Мариенко, и обсуждали проблемы.
По представлениям директора школы № 7 Михаила Петровича Алаторцева на комиссии горсовета заслушивали отчеты родителей, которые не обеспечивали выполнение всеобуча, тянули горсовет по показателям вниз. Нерадивых родителей штрафовали».
Принятые меры позволили к середине 1974 года изменить ситуацию в городе: улучшить санитарное состояние улиц, сократить количество бродячего скота.
К овладению грамоте привлекали и взрослое цыганское населения. Этому были веские причины.
Цыгане активно участвовали в стригальной кампании в колхозе «Красная звезда», занимали высокие места в соцсоревновании, получали на льготных основаниях легковые автомобили. Но, вот ездит на них не могли, не имея водительских удостоверений. Тому причина - безграмотность. Пришлось цыганам записаться в вечернюю школу.
Работа горисполком, депутатов на своих округах по наведению санитарного порядка носила системный характер. В пятницу проводили санитарные дни. На закрепленные территории наводить порядок выходили трудовые коллективы, учреждения и организации, жители.
Проводили рейды по выявлению стихийных свалок на территориях предприятий, прилегающих участках, на улицах, в зеленой зоне города.
В первом полугодии 1975 года город Благодарный был признан победителем краевого соревнования по благоустройству и санитарному состоянию среди малых городов (до 50 тысяч населения) с вручением Переходящего Красного Знамени Ставропольского крайисполкома и денежной премии в сумме 1 тысячи рублей.
***
Н.Н. Гольтяпин вспоминал:
«…Основная цивилизация к нам в село пришла в 1959 году, когда была создана дорожная организация ДСР № 5. Позднее ее переименовали в СУ-842.
Коллектив дорожников под руководством Александра Филипповича Денисенко, за период с 1960 по 1976 годы, заасфальтировал улицы: Ленина, Кочубея, Первомайскую, Советскую, Вокзальную, Московскую, Чапаева, Свободы».
В городе начали создаваться многочисленные строительные организации. В том числе: «Крайколхозстроя», «Ставропольсельстроя», нефтяников, газовиков, «Ставропольремстроя».
Позднее, в связи со строительством третей и четвертой очередей Большого Ставропольского канала (БСК), в город Благодарный прибыли строительные, транспортные и дорожные подразделения Объединения «Ставропольводстроя».
Горисполком выделял новым предприятиям участки под производственные базы в северо-западной части города. В результате чего, сложилась компактная промышленная зона, удаленная от жилых застроек.
***
В начале 70-х годов решался вопрос о строительстве административного здания под районные учреждения и организации.
В центре города находились учреждения, которые попадали в зону строительства.
Это: райвоенкомат, суд, прокуратура, райздравотдел, торговые точки с подвальными помещениями, жилые дома довоенной постройки. Все они были снесены, на их месте построено здание, получившее название «Дом Советов».
Н.Н. Гольтянин принимал в этом непосредственное участие.
В октябре 2011 года он рассказывал:
«…Первый секретарь райкома партии В.А. Коробейников собрал у себя в кабинете группу руководителей районного звена. В том числе: председателя райисполкома А.Г. Пелецкого, заместителя председателя райисполкома А.М. Герусова, начальника управления сельского хозяйства И.М. Савона, архитектора района Т.Н. Будущеву и меня.
Сначала обсудили типовой проект здания. Его взяли в Ленинском райкоме партии города Ставрополя.
Затем распределили обязанности по строительству объекта. А.М. Герусову было поручено курировать работу землеройной техники, а мне – автотранспорта. Стройка «Дома Советов» началась».
Здание возводилось быстрыми темпами, так как поставки строительных материалов и оборудования, качество работ контролировались на самом высоком уровне, в райкоме партии и райисполкоме.
***
Прилегающую к новому четырехэтажному зданию территорию, решили украсить елями.
Первый секретарь райкома партии В.А. Коробейников вызвал к себе председателя горисполкома г. Благодарного Н.Н. Гольтяпина, вручил ему письмо на имя секретаря одного из райкомов партии Северной Осетии.
В письме была изложена просьба: помочь закупить в лесопитомнике Кабардино-Балкарии 25 елей, желательно, голубых.
В целевую командировку, на выполнение ответственного поручения, отправились Н.Н. Гольтяпин и начальник райкоммунхоза Петр Андреевич Щабельский, ныне Почетный гражданин города.
Секретарь райкома партии К.Д. Хасанов принял делегацию, выслушал, но помочь не смог.
Он рассказал о сложившейся ситуации в питомнике:
«…К лесопитомнику не подступиться! Уже месяц в нем «орудуют» озеленители Московского Кремля.
Они провели ревизию всего хозяйства, навесили на ели бирки, запретили продавать посадочный материал.
Вот уже более месяца питомник не реализует ели и туи».
Гольтяпин и Щабельский отправились в обратный путь. С пустыми руками возвращаться не хотелось, Н.Н. Гольтяпин предложил поискать ели в городе Кисловодске.
Н.Н. Гольтяпин вспоминал:
«…Мы добились приема у председателя горисполкома г. Кисловодска М.И. Чернявского. Он из своего резерва выделил благодарненцам 17 елей и 10 берез. Так нам удалось озеленить прилегающую к Дому Советов территорию».
***
26 августа 1976 года приказом председателя ЦК ДОСААФ № 504 была создана Благодарненская автомобильная школа ДОСААФ.
Н.Н. Гольтяпин был первым начальником автошколы.
В это время в Кисловодске произошли драки курсантов местной автошколы с карачаевцами.
Первый секретарь Ставропольского краевого комитета М.С. Горбачев приказал срочно перевести школу в г. Благодарный.
Райвоенком Мошенский Михаил Иванович призвал на 8 дней солдат из запаса. Оборудование автошколы из Кисловодска в Благодарный было перевезено за две недели.
В автошколе Н.Н Гольтяпин работал с сентября по октябрь 1976 года, а затем М.Н. Варшавский направил его на руководящую работу в «Сельхозтранс».
***
19 октября 1981 года исполком Ставропольского краевого Совета народных депутатов наградил Николая Николаевича Гольтяпина, заместителя начальника объединения «Ставропольсельхозтранс» по грузовым перевозкам Почетной грамотой за многолетнюю работу на транспорте, активное участие в перевозках сельскохозяйственных продуктов, выполнение социалистических обязательств и в честь Дня работников автомобильного транспорта.
В 1997 году Губернатором Ставропольского края А.Л. Черногоровым было поручено министерству сельского хозяйства и продовольствия Ставропольского края (тов. В.Ф. Гаркуша) подготовить и провести краевой конкурс пахарей.
Победители районных конкурсов 19 сентября 1997 года соревновались на базе товарищества с ограниченной ответственностью "Красная звезда" Благодарненского района. Н.Н. Гольтяпин являлся членом комиссии по проведению краевого конкурса пахарей.
В 1998 году Н.Н. Гольтяпин работал главным специалистом министерства сельского хозяйства и продовольствия Ставропольского края. Он был утвержден секретарем рабочей группы по координации хода выполнения Краевой целевой программы «Изготовление и внедрение энергосберегающих технологий и машин в агропромышленном комплексе Ставропольского края в 1998 – 2000 годах».
Руководителем комиссии был утвержден Белый Юрий Васильевич – заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ставропольского края, а членом рабочей группы наш земляк Бочаров Иван Иванович – начальник отдела механизации и электрификации министерства сельского хозяйства и продовольствия.
***
Н.Н. Гольтяпин живет в городе Ставрополе, работает председателем ПО «Дом Водников».
В 2009 году члены общества «Благодарненское землячество» избрали его своим председателем. Землячество поддерживает деловые связи с Благодарненским районом и городом, оказывает помощь по многим направлениям.
Например, крупный птицекомбинат, должен быть построен в Ессентуках, но по инициативе члена землячества Владимира Гавриловича Шаповалова его построили в г. Благодарном.
17 сентября 2011 года Н.Н. Гольтяпин участвовал в праздновании 40-летия города Благодарного.
Его чествовали как одного из первых председателей городского Совета депутатов трудящихся, внесшего большой вклад в развитие родного города.
4 ноября 2011 г.