Наш заповедник. 4. Нутрии, год спустя

Виктор Сорокин
Домашних животных мы с Соней не держим. Ну, прежде всего, потому, что не очень-то хочется оказаться в ситуации, когда понадобится от них освободится. В принципе, ведь если их содержать постоянно, то понадобиться всю свою жизнь посвятить им.

Домашних животных мы не хотим держать и по чисто философским соображениям: нарушая баланс в дикой природе, они значительно ставят ее под угрозу полного уничтожения. Конечно, из своего анализа я исключаю служебных животных, выполняющих важные прагматические функции. Но я отрицаю содержание животных ради развлечения. Однажды наша знакомая с какой-то гордостью рассказывала нам о том, как ее собака схватила на лету дрозда и вмиг, не жуя, проглотила его! Я, конечно, понимаю, что рано или поздно дрозда кто-нибудь да сцапал бы – ястреб, филин, лисица... Но осознание того, что дрозд погиб от неосознанного соучастия в убийстве человека, причиняет мне огорчение...

В нашей деревне кошки уходят от дома на 200-300 метров. И несмотря на то, что их кормят «по науке», они ведут себя согласно заложенным в них инстинктам. Поэтому на нашем приусадебном участке я по мере сил защищаю гнездовья птиц.

А с птицами у нас однажды произошла смешная история. На новом месте в Ландах мы посадили разнообразный сад. Через два года стало ясно, что от птиц урожай надо защищать. А поскольку деревья были посажены по случайно-естественному принципу, то ограждать пришлось каждое дерево по отдельности. Два года я с этой работой кое-как справлялся, а на третий выдохся. И решил я пойти по другому пути – «задавить» птичий аппетит посадкой ягодников повсюду. Так что в этом году и «овцы» (т.е. птицы) были целы, и «волки» (т.е. мы) сыты...

* * *

В одной из своих заметок я рассказывал, как года два тому назад обнаружил на нашем берегу семейство нутрий, которых я начал ненавязчиво приручать. Изредка я кормил их с руки, а иногда мог и погладить. Но более этого приручать не стал – чтобы они не слишком-то доверялись человеку. С тех пор каждый вечер я приношу им лакомство: отходы овощей и фруктов, яблок (коих ежегодно урождается предостаточно), просроченные конфеты и крупы. А в этом году стали прикупать для них еду в магазине (любопытно, что корм в отделе для животных оказался почти такой же цены, как и дешевая еда для людей): морковь, рожки, печенье.

...Итак, на закате я подхожу к реке и громким свистом оповещаю едоков о подоспевшей трапезе. Сейчас три-четыре нутрии обычно плавают где-то рядом. А раньше – с тех пор, как после небольшого паводка нору в нашем заповеднике затопило и большинство нутрий переселилось на конец деревни, – возникала нзабываемая картина: из-за поворота реки, метров за двести, появлялся целый «КАРАВАН». Это посредине реки против течения тянулась длиннющая цепочка маленьких «корабликов», образующих волновые углы!

В первое время, когда я кормил нутрии возле их норы, я приучал их есть из большой чугунной сковороды. Но иногда, приходя на другой день, я находил сковороду под водой у входа в нору. Непонятно, зачем нутриям была нужна пустая сковорода в норме?..

Но год назад я перенес «столовую» на сухой берег прямо напротив дома. На новое место я беру сиденье, так что нутрии собираются у моих ног. Иногда на противоположном берегу собираются зрители и улыбчиво на них смотрят...

Численность едоков почему-то меняется. Сначала в норе жил выводок, состоящий из четырех взрослых нутрий. Вскоре у них появилось шестеро малышей. Через год малыши выросли. Старики куда-то делись, появляясь лишь изредка. Повзрослевшие шесть нутрий пополнили стаю десятком молодых, после чего четверо взрослых переселились куда-то очень далеко, а двое в лесу на повороте реки, появляясь в «столовой» через раз. Так что иногда на трапезу приплывали двенадцать душ. Еще через полгода появился один малыш. Сначала он был пугливым, но через неделю, копируя поведение старших собратьев, стал как все. Последние месяца два у сковороды собираются обычно восемь нутрий. Остальные уплыли, по-видимому, в глухие края для «плодоношения»...

В первый год я полагал, что нутрии безголосы. Но в новой «столовой» они заговорили: и хрюкают, и визжат. Интересно, что из горки овощей и фруктов они сначала выбирают самое вкусненкое: морковку, помидоры, картофельные и яблочные (из магазина) очистки, рожки, политые томатным соком. И только после этого «первого блюда» приступают ко второму – к кислым садовым яблокам, банановой кожуре, конфетам, огурцам...

А еще они, как малые дети, стараются пропустить «второе» и сразу перейти к «третьему», зная, что оно находится у меня в руках – это песочное печенье. Печенье я им даю только из рук...

Нашим нутриям повезло, поскольку температура воды в нашей реке, как и в источниках, круглый год +13°.

Интересно, что в моем присутствии нутрии не боятся других людей и позволяют себя фотографировать с близкого расстояния. Так вот мы и живем – с нутриями по соседству и по любви.

=========

На фото: За праздничной трапезой.