Устройство Вселенной. Веды

Кари Вестова
               

               


ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ.

Человечество современной эпохи недостаточно интересуется информацией о трансцендентном знании, содержащемся в Ведах, и потому практически ничего не знает о своей духовной природе и имеет неверное представление о жизни, отождествляя себя с грубым и тонким материальным телом, которым на самом деле не является.

В наши дни возможность открыть Веды и познать Высшее знание, заключённое в них, есть у любого человека, во всех странах мира и на всех континентах, и каждый, кто способен видеть различие между духовным и материалистическим (обывательским) образом жизни и стремится к совершенству, обращается к ведической литературе -- ИЗНАЧАЛЬНОМУ и СОВЕРШЕННОМУ знанию на нашей планете. До тех пор, пока человек не откроет Веды и не соприкоснётся с трансцендентной наукой самоосознания, заключённой в них, пока его не заинтересует природа собственного "Я", отличного от ума и тела, его нельзя назвать действительно цивилизованным человеком, какое бы высокое положение в обществе он не занимал. Вся деятельность человека, не проявляющего интерес к своей собственной личности и не интересующегося своим истинным местом в Мироздании, есть напрасная трата времени и ещё одна жизнь, прожитая впустую. Тот, кто не знает, кем он является на самом деле, для чего пришёл и куда отправится после смерти, не обладает истинным знанием и потому не может оказать реальную помощь ни себе, ни другим, даже если занимается благотворительностью и его деятельность с точки зрения материалистической считается позитивной и гуманистической. Тот, кто не видит мир таким, каким он есть на самом деле, кто не устремлён к познанию Абсолютной Истины и постижению трансцендентной науки самореализации, не способен избавить от страданий и одарить счастьем ни самого себя, ни своих последователей. Такой человек, даже если он великий учёный, философ, выдающийся общественный, политический или религиозный деятель, на самом деле является обладателем лишь ограниченного и несовершенного материального знания. "Сначала научись сам, потом -- учи других", -- так гласит ведическая мудрость. Истинным знанием обладает лишь тот, кто постиг Высшее -- трансцендентную науку самоосознания, заключённую в Ведах. Ведическое знание, полученное из мира Абсолюта, от Верховной Личности Бога, совершенно и непогрешимо, и оно одно способно избавить всё человечество от всех видов страданий. Обратившись к трансцендентной науке, содержащейся в ведической литературе, и, прежде всего, к ПЯТОЙ ВЕДЕ -- "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гите", человек сможет получить ответы на вопросы "кто я есть", "как устроена материальная вселенная", "где находятся духовные планеты и кто их обитатели". Таким образом он обретёт истинное знание и сможет постичь духовную природу своей личности, навсегда разрешив для себя все материальные проблемы.

Вселенная, в которой расположена планета Земля, на которой мы живём, представляет собой лишь незначительную часть материального творения Верховной Личности Бога, Кришны. Таких вселенных как наша -- бесчисленное множество, и все вместе взятые они образуют сотворённый им материальный мир. Однако материальный мир -- только часть всего творения Господа. Ведические писания свидетельствуют, что материальный мир составляет одну четверть всей энергии Шри Кришны, а остальные три её четверти занимает мир духовный, называемый санатана-дхама -- вечный мир: "Всё существующее материальное творение сравнивают с облаком в бескрайнем небе. Истинное небо -- это духовное небо, вечно залитое сиянием, которое излучает высшая планета духовного мира -- Голока Вриндавана, планета Шри Кришны".


ВСЕ ПЛАНЕТЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В НАШЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, начиная с низшей и заканчивая высшей, которая называется Сатьялока (Брахмалока) -- материальны, и на какой бы из этих планет не оказалось живое существо, на него везде распространяются законы материальной природы: законы рождения, смерти, старости и болезней. Полностью избавиться от всех материальных страданий возможно лишь для тех, кто, выйдя за пределы материальной вселенной, достигнет трансцендентных планет Шри Кришны, где жизнь вечна, блаженна, исполнена знания и откуда не возвращаются.



ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ МИР и ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ ПЛАНЕТЫ -- не миф и не сказка. Это Прекрасная Реальность, и ведические писания -- единственный источник информации о существовании трансцендентных планет и о совершенных цивилизациях, пребывающих на них. Человек может бесконечно скитаться по многочисленным планетам материального мира, обрекая себя на постоянные страдания рождений и смертей, но, если он осознает себя, то сможет вернуться в свой изначальный дом -- трансцендентный мир вечности и наслаждения. Для этого и существует практика бхакти-йоги, осуществляемая в наше время посредством мантра-медитации "Харе Кришна". Занимаясь бхакти-йогой и следуя наставлениям, данным в ведических писаниях, человек обретает возможность вернуться в своё изначальное сознание и увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Бхакта (преданный) Шри Кришны получает доступ на трансцендентные планеты ещё в этой жизни, не ожидая следующей. Непреданным людям доступ в трансцендентный мир Бога закрыт. Наука бхакти-йоги -- наука преданности. Тем же, кто предан, даётся полное знание о устройстве Мироздания, им открыты планеты духовного мира, которые они могут видеть воочию.

Трансцендентный мир Шри Кришны начинается сразу же над Сатьялокой -- высшей планетой материальной вселенной, и тот, кто достигает этот мир, обретает возможность пребывать в нём ещё в своей теперешней жизни, находясь в материальном теле.

Человеческая форма жизни, к которой живое существо приходит в результате длительной эволюции -- великий и редкий дар. Человеческая жизнь даётся живому существу не для того, чтобы оно постоянно сосредотачивало себя на разрешении материальных проблем, а для того, чтобы освободиться из самсары -- бесконечного круговорота рождений и смертей материального мира и достичь планет мира трансцендентного, где все бессмертны, исполнены знания и наслаждаются в единении с Высшим.

Что же касается жизни человека в материальном мире -- она проходит в бесконечных страданиях и борьбе за своё существование, в которой он зачастую пренебрегает даже просто исполнимыми моральными нормами, обманывая и себя, и других, и причиняя беспокойства и себе, и окружающим.

              "МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР -- НЕ МЕСТО ДЛЯ ПОРЯДОЧНОГО ЧЕЛОВЕКА".




                ВСЕЛЕННАЯ И ЕЁ ОБИТАТЕЛИ.


ВЕДЫ -- СОВЕРШЕННЫЙ ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О УСТРОЙСТВЕ ВСЕЛЕННОЙ.

Материальное творение состоит из бесчисленного множества вселенных, подобных той, в которой находимся мы, и в каждой из них -- сотни и тысячи планет, похожих на нашу. Все эти планеты материальны, и на какой бы из них не находилось живое существо, повсюду на него распространяются законы материальной природы: законы рождения, смерти, старости и болезней. Навсегда избавиться от страданий материального мира возможно лишь тем, кто достигает планет Верховной Личности Бога -- трансцендентных планет, на которых жизнь вечна и исполнена знания и наслаждения.

Древние Веды являются единственным совершенным источником знания о устройстве вселенной и о духовных мирах, расположенных за пределами мира материального. В отличие от совершенной трансцендентной науки, содержащейся в Ведах, материальные науки представляют знание в несовершенном виде и потому не способны располагать исчерпывающей информацией даже о такой незначительной части творения, как наша вселенная, о количестве звёзд и планет в ней и о условиях жизни на каждой из этих планет. Что же тогда говорить обо всём материальном творении и о расположенном за его пределами мире трансцендентном -- мире вечности?

На каждой из бесчисленных планет нашей вселенной своя атмосфера, и организмы, приспособленные, к примеру, к атмосфере Земли, не могут жить в атмосфере других планет. Поэтому учёные, не обладающие информацией, содержащейся в Ведических писаниях, а являющиеся представителями несовершенных материальных наук, даже оказавшись на близлежащих к Земле планетах, таких как Луна (Чандралока), ничего не смогут узнать ни об этих планетах, ни об их обитателях. Для тех, кто хочет проникнуть в тайны вселенной посредством несовершенного материального знания, все такие попытки бесполезны. Чтобы узнать о жизни на других планетах и увидеть их обитателей, материалисту необходимо в конце жизни избавиться от своего теперешнего тела и получить новое, соответствующее атмосфере той планеты, которую он хочет исследовать. В отличие от материалистов, тот, кто, занимаясь йогой, развил духовное знание и приобрёл все необходимые личностные качества, обладает совершенным пониманием устройства вселенной и духовных миров, и потому, даже без помощи каких бы то ни было летательных приспособлений, может легко путешествовать на другие планеты, оставаясь при этом в том же материальном теле, в каком он находится в своей настоящей жизни.

Обратившись к "Шримад-Бхагаватам", любой человек сможет получить ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О УСТРОЙСТВЕ ВСЕЛЕННОЙ, о многочисленных планетах, расположенных в ней, и о тех, кто обитает на этих планетах. Из этого источника он узнает, что вся система вселенной делится на три части, три уровня: высшие, средние и низшие планеты (Планета Земля, на которой мы живём, относится к планетам среднего уровня). Планетные системы этих трёх уровней рассеяны по всей вселенной, площадь которой занимает 2 000 000 000 х 2 000 000 000 квадратных километров. Все планетные системы вселенной находятся на огромном расстоянии друг от друга.

Три сферы, в которых расположены планетные системы материального мира, называются трилокой. Над трилокой, за пределами вселенной и окружающих её семи материальных оболочек, находится трансцендентный мир с планетами Вайкунтхами.

Ни на одной из планетных систем трилоки нет бессмертия, полного знания и абсолютного блаженства. Обитатели высших (райских) планетных систем живут долго, практически свободны от старости и болезней и почти не знают страха, однако, и они обречены на смерть. Подлинное бессмертие, бесстрашие и свобода от старости, болезней и смерти возможны только в трансцендентном мире, простирающемся за пределами материальных оболочек вселенной: "Духовный мир, составляющий три четверти энергии Господа, находится за пределами материального мира и предназначен для тех, кому не суждено рождаться вновь".

Постигая ведическое знание и занимаясь бхакти-йогой, человек получает освобождение от материального существования и обретает возможность пребывать на одной из трансцендентных планет духовного мира даже ещё в этой жизни, не дожидаясь следующей: "Это самое лучшее -- достичь совершенства бессмертия уже в этой жизни". Что же касается тех, кто ограничивает себя рамками материальных наук, им, практически, ничего не известно даже о материальном творении и тем более не может быть ничего известно о безграничном трансцендентном мире, простирающемся далеко за пределами мира материального. Какое бы космическое устройство не было изобретено, даже если оно будет передвигаться со скоростью мысли, на нём никогда не достичь планет духовного мира -- прекрасных Вайкунтх, высшей из которых является планета Бхагавана Кришны, называемая Голока Вриндавана (Кришналока). Для материалистов Высшая Реальность так навсегда и останется мифом и загадкой.

               


                УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕННОЙ


ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА, НАСЕЛЯЮЩИЕ ПЛАНЕТЫ ВСЕЛЕННОЙ.

Живые существа, населяющие как духовный, так и материальный мир, принадлежат к пограничной энергии Верховной Личности Бога и могут по своему желанию находиться либо в Его внешней (материальной), либо в Его внутренней (духовной) энергии. Тех, кто находится в Его духовной энергии, называют "освобождёнными душами", а тех, кто пребывает в его внешней энергии -- "обусловленными".

Материальный мир возник не по воле слепого случая. Цель его сотворения -- дать обусловленным живым существам возможность обрести освобождение из материального плена, в котором они находятся, и вернуться домой, в вечный трансцендентный мир Верховного Абсолюта.

Каждое живое существо, пребывающее в материальном мире и воплощённое в материальном теле, принадлежащем к одной из 8 400 000 форм жизни, населяющих вселенную, есть душа -- крошечная частичка энергии и неотъемлемая часть Верховного Абсолюта. Душа существует сама по себе и отлична от материального тела, в котором находится. Являясь неотъемлемой частью Верховной божественной личности, душа есть божественная личность, качественно равная Верховной божественной личности и состоящая из вечности, знания и блаженства. Однако, попав в материальный мир и воплотившись в материальной теле, душа оказывается во власти материальной природы и забывает и о своей личности, и о Верховной божественной личности, Кришне, с которым вечно связана изначальными взаимоотношениями любви и преданности.

Находясь во власти суровых законов материальной природы, живое существо появляется во множестве материальных форм. Эти различные материальные формы (тела) живых существ есть ни что иное как различные "одежды", которые им предоставляет иллюзорная внешняя энергия Личности Бога в зависимости от того, под влиянием какой гуны материальной природы (благости, страсти или невежества) живые существа находятся.

"Во вселенной существует 900 000 разновидностей тел, приспособленных к обитанию в воде, 2.000 000 видов растений, 1 100 000 форм насекомых и пресмыкающихся, 1 000 000 видов птиц, 3 000 000 видов животных и 400 000 человеческих форм. Всего на разных планетах вселенной насчитывается 8 400 000 различных форм жизни, и живое существо беспрестанно переселяется из одного тела в другое в зависимости от того, каких наслаждений ищет. Даже в течение одной жизни обусловленная душа меняет тело младенца на тело ребёнка, тело ребёнка на тело юноши, а юношеское тело на тело старика, чтобы затем переселиться в новое тело, созданное его поступками в этой жизни".

Таким образом, все живые существа, населяющие планеты нашей вселенной, получают свои тела в соответствии с их прошлыми поступками (кармой).





ВЕДЫ -- ЕДИНСТВЕННЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О УСТРОЙСТВЕ ВСЕЛЕННОЙ
               

Наша Вселенная и планета Земля, на которой мы живём, относятся к материальному миру, который Ведические писания называют "обителью смерти". Каждое живое существо, находящееся в этом бренном, наполненном страданиями мире, вынуждено умирать и рождаться, и снова умирать, переселяясь из одного тела в другое, с одной планеты материальной Вселенной на другую.

Для того, чтобы разорвать цепь кармической деятельности, вырваться из бесконечного круговорота рождений и смертей материального мира, избавиться от всех страданий, обрести счастье и достичь высшего совершенства, человеку следует обратиться к Священным Ведам -- древнейшим писаниям мира, являющимся изначальным источником всех существующих знаний.

Материальное творение состоит из бесчисленного множества вселенных, подобных той, в которой находимся мы, и в каждой из них -- сотни и тысячи планет, похожих на нашу. Все эти планеты материальны, и на какой бы из них не находилось живое существо, повсюду на него распространяются законы материальной природы: законы рождения, смерти, старости и болезней.
Навсегда избавиться от страданий материального мира возможно лишь тем, кто достигает планет Верховной Личности Бога -- трансцендентных планет, на которых жизнь вечна и исполнена знания и наслаждения.

ДРЕВНИЕ ВЕДЫ -- ЕДИНСТВЕННЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О УСТРОЙСТВЕ ВСЕЛЕННОЙ
и о духовных мирах, расположенных за пределами материального мира. В отличие от совершенной трансцендентной науки, содержащейся в Ведах, материальные науки представляют знание в несовершенном виде и потому не способны располагать исчерпывающей информацией даже о такой незначительной части творения, как наша Вселенная, о количестве звёзд и планет на ней и о условиях жизни на каждой из этих планет. Что же тогда говорить обо всём материальном творении и о расположенном за его пределами мире трансцендентном -- мире вечности?

Сотворённый материальный мир, состоящий из многих миллионов вселенных и представляющий собой лишь одну четверть творения Шри Кришны, беспределен, и ни один смертный, даже если он, подобно Брахме, проживёт многие миллионы лет, не сможет досконально изучить этот мир и дать его полное описание. Ни одна существующая в мире материальная наука, ни отдельные представители этой науки не способны ни объяснить, ни описать устройство не только всего материального мира, но даже одной нашей вселенной, в которой мы находимся. В "Шримад-Бхагаватам" сказано: "Все обитатели материального мира несовершенны, а несовершенные существа, сколько бы предположений они не строили, не способны объяснить устройство вселенной".

Ведические писания являются тем единственным источником, который даёт достоверную информацию о устройстве Вселенной и её размерах. Поскольку Ведическое знание пришло из-за пределов вселенной, из трансцендентного мира, от Верховной Личности Бога, Кришны, оно совершенно и непогрешимо и содержит истину в чистом виде. Любознательный человек, интересующийся вопросами сотворения Мироздания и устройства вселенной, обратившись к соответствующим разделам "Шримад-Бхагаватам, получит совершенные ответы на все свои вопросы.

"Шримад-Бхагаватам даёт научное описание устройства вселенной и содержит полную информацию о количестве планетных систем в ней, о трёх уровнях, в которых расположены эти планетные системы, об отличительных признаках каждой из них, а также сообщает размеры планетных систем и их расположение.

Кроме того, в "Шримад-Бхагаватам" приводятся точные астрономические сведения о расстоянии между планетными системами вселенной, о местоположении горы Локалока, о перемещении Солнца, о расстоянии от Солнца до оболочки вселенной и от высшей планеты материального мира (Сатьялоки) до начала трансцендентных миров, а также многие, многие другие научные сведения, касающиеся устройства вселенной. В то же время нельзя не признать, что современная наука в своих попытках объяснить как устроена вселенная и каковы её размеры, имеет очень смутное представление не только о устройстве вселенной, но даже о устройстве той планеты, на которой мы живём.

Не имея доступа к сокровенному трансцендентному знанию, содержащемуся в древних Ведах, и потому не обладая достоверными научными знаниями о устройстве материального космоса, современные учёные могут лишь строить предположения или выдвигать различные гипотезы, как, например, утверждение, что каждая из звёзд, видимых в небе, является самостоятельным солнцем. На самом деле, из Ведических писаний известно, что звёзды не являются самостоятельными светилами -- они только отражают свет Солнца.

Или, к примеру, созданная современными учёными теория о том, что Луна покрыта пылью. "Шримад-Бхагаватам" описывает Луну (Кушадвипу) следующим образом: "Кушадвипа покрыта зарослями травы куша, от которой и произошло это название. Эта трава, сотворённая полубогами по воле Верховной Личности Бога, напоминает языки пламени, которые, однако, не обжигают, а, наоборот, создают приятную прохладу. Молодые побеги травы куша своим сиянием озаряют все стороны горизонта". Из данного описания следует, что на Луне, как и на Солнце, преобладает огненная стихия, однако лунный огонь, в отличие от солнечного, не обжигает, а, наоборот, несёт в себе приятную прохладу.

Принимая во внимание тот факт, что Луна расположена на 100 000 йоджан (1 300 000 км) выше Солнца, практически невозможно поверить сообщениям о полётах и посадке наших космонавтов на Луну. Луна находится на огромном расстоянии от Земли, и космическим кораблям, построенным на нашей планете, не по силам долететь туда. Поэтому авторитеты в ведическом знании считают, что космонавты ошибочно приняли за Луну планету Раху, которая расположена на 10 000 йоджан (130 000 км) ниже солнца, имеет в диаметре 30 000 йоджан (390 000 км) и движение которой подобно движению звёзд.

Из "Шримад-Бхагаватам" также известно, что миллионы планет и звёзд, таких, как Солнце, Луна, Венера и Марс, парят в космическом пространстве, никогда не сталкиваясь друг с другом. Современные науки объясняют этот факт независимо существующими в материальной природе законами, такими, к примеру, как воздействие гравитации. В действительности, у каждой звезды или планеты есть своя орбита, и все они совершают обороты в космическом пространстве по воле Высшего Разума -- Верховной Личности Бога: "Их вращение по орбите подобно работе машины, и полубоги, повелители различных планет и звёзд, управляют этой машиной".

В "Бхагавад-гите" сказано: "Верховная Личность Бога находится в сердце каждого и направляет скитания всех живых существ, которые словно сидят в машине, созданной материальной энергией". Все машины, созданные материальной природой -- будь то тела живых существ или планеты, движущиеся по своим орбитам, действуют, повинуясь воле Высшей Личности. Тот, кто не знает о верховной власти Личности Бога, может создавать сколько угодно теорий о причине движения планет в космосе. На самом деле причина одна -- Причина всех причин и Верховный Повелитель мироздания, по чьей высшей воле происходит управление всеми планетами и звёздами во вселенной.

Материальное творение Личности Бога состоит из бесчисленного множества вселенных, подобных той, в которой находимся мы, и в каждой из них -- сотни и тысячи планет, похожих на нашу. Все эти планеты материальны, и на какой бы из них не находилось живое существо, повсюду на него распространяются законы материальной природы: законы рождения, смерти, старости и болезней. Навсегда избавиться от страданий материального мира возможно лишь тем, кто достигает планет Личности Бога -- планет, которые расположены за пределами материальной Вселенной, на которых жизнь вечна и исполнена знания и наслаждения.


Древние Веды -- единственный совершенный источник знания о устройстве Вселенной и о духовных мирах, расположенных за пределами мира материального. В отличие от совершенной трансцендентной науки, содержащейся в Ведах, материальные науки представляют знание в несовершенном виде и потому не способны располагать исчерпывающей информацией даже о такой незначительной части творения, как наша Вселенная, о количестве звёзд и планет в ней и о условиях жизни на каждой из этих планет. Что же тогда говорить обо всём материальном творении и о расположенном за его пределами мире трансцендентном -- мире вечности?

Сотворённый материальный мир, состоящий из многих миллионов вселенных и представляющий собой лишь одну четверть творения Личности Бога, беспределен, и ни один смертный, даже если он, подобно Брахме, проживёт многие миллионы лет, не сможет досконально изучить этот мир и дать его полное описание: "Все обитатели материального мира несовершенны, а несовершенные существа, сколько бы предположений они не строили, не способны правильно объяснить устройство Вселенной".

Ведические писания являются тем единственным источником, который даёт достоверную информацию о устройстве вселенной и её размерах. Поскольку ведическое знание пришло из-за пределов нашей вселенной, из трансцендентного мира, от Личности Бога, оно совершенно и непогрешимо и содержит истину в чистом виде. Любознательный человек, обратившийся к "Веде Вед" -- "Шримад-Бхагаватам", получит совершенные ответы на все свои вопросы.

"Шримад-Бхагаватам" даёт научное описание устройства Вселенной и содержит полную информацию о количестве планетных систем в ней, о трёх уровнях, в которых расположены эти планетные системы, об отличительных признаках каждой из них, а также сообщает размеры планетных систем и их местоположение.

               


                ПЛАНЕТНЫЕ СИСТЕМЫ ВСЕЛЕННОЙ

Всего во вселенной существует четырнадцать планетных систем.

Каждая из четырнадцати расположена на одном из трёх уровней, и потому, соответственно, вся система планет материального космоса делится на три части (три уровня): высшие (райские), средние планеты и низшие.

Точка отсчёта высших и низших планетных систем -- планетная система земного типа, которая называется Бхурлока.

Высшие планетные системы:                Низшие планетные системы:

БХУР                АТАЛА
БХУВАР                ВИТАЛА
СВАР                СУТАЛА
МАХАР                РАСАТАЛА
ДЖАНА                МАХАТАЛА
ТАПА                ТАЛАТАЛА
САТЬЯ                ПАТАЛА

Небесные светила Солнце и Луна, которые также называют райскими планетами или местом обитания полубогов, находятся в самом центре вселенной. Над ними расположены планетные системы Свар, Махар, Джанас и Тапас, а над ними -- высшая планетная система Вселенной -- Брахмалока (Сатьялока), на которой обитают Вишну (Кширодакашайя Вишну), Брахма и Шива -- владыки нашей вселенной и повелители трёх гун материальной природы.

Деление планет вселенной на высшие, средние и низшие производится с учётом того, какие типы живых существ на них обитают. Высшие планеты населяют полубоги, мудрецы, гандхарвы и другие, находящиеся под влиянием гуны благости и наделённые присущими ей замечательными качествами. На средних планетах живут люди (на эти планеты попадают те, кто находится под влиянием гуны страсти). На низших планетных системах, куда опускаются те, кто пребывает под влиянием гуны невежества, обитают асуры (демоны).

                СЕМЬ ВЫСШИХ ПЛАНЕТНЫХ СИСТЕМ ВСЕЛЕННОЙ

Семь высших планетных систем Вселенной, окружённых семью различными океанами, в совокупности образуют планетную систему, которая называется БХУ-МАНДАЛА.

Вся Бху-Мандала освещена Солнцем, однако, за её пределами нет ни солнечного света, ни тепла. Эта планетная система заканчивается там, куда не проникает солнечный свет и тепло и откуда не видно ни Луны, ни звёзд.

Планетная система Бху-мандала по форме напоминает цветок лотоса, а семь её островов (в Ведических писаниях планеты и планетные системы, парящие в космическом океане, называют также островами) -- чашечку этого цветка. В середине этой чашечки расположен остров Джамбудвипа, диаметр которого равен 100 000 йоджан (1 300 000 км).

Джамбудвипа имеет круглую форму и похожа на лотосовый лист. Она состоит из девяти областей, протяжённость каждой из которых 9 000 йоджан (117 000 км). Центральная часть Джамбудвипы называется ИЛАВРИТА-ВАРША. Посреди Илаврита-варши высится гора СУМЕРУ, которая состоит из чистого золота. Гора Сумеру -- царь гор. Высота этой горы 100 000 йоджан (1 300 000 км). Из них 16 000 йоджан (208 000 км) находиться под землёй, а 84 000 йоджан (1 092 000 км) -- над поверхностью земли. Диаметр горы Сумеру -- 16 000 йоджан у подножия и 32 000 йоджан на вершине.

С четырёх сторон гору Сумеру опоясывают четыре горы: Мандара, Мерумандара, Супаршва и Кумуда. Протяжённость этих гор, так же как и их высота, равна 10 000 йоджан.

Между этими четырьмя горами находятся четыре огромных озера. Первое из них заполнено молоком, второе -- мёдом, третье -- соком сахарного тростника, а четвёртое озеро состоит из обычной, пресной воды. Обитатели этих мест -- сиддхи, чараны, гандхарвы и другие существа из числа полубогов -- пьют из этих озёр и омываются в них, отчего у обитателей рая сами собой развиваются мистические способности.

В долинах этих четырёх гор расположены также четыре райских сада: Нандана, Чайрарартха, Вайбхарджака и Сарватобхара. Избранные полубоги вместе со своими необыкновенно прекрасными жёнами встречаются в этих садах и весело проводят время, окружённые поющими им хвалу гандхарвами.

На райских планетах есть огромные залежи золота, которое называется джамбунада. Райские мастера делают из этого золота самые разнообразные украшения, которыми в избытке обеспечены все жители рая.

У всех живущих на райских планетных системах всегда достаточно молока, мёда, топлёного масла, патоки, зерна. У них много одежды и украшений и прекрасные условия для отдыха. Они в изобилии получают всё желаемое и живут, не ведая горя.

У обитателей райских планет не бывает седины и морщин, и они никогда не устают. Они не страдают от стужи и зноя и не знают ни старости, ни болезней, ни преждевременной смерти. Они всегда молоды и прекрасно выглядят. Все жители райских планетных систем очень счастливо, без всяких тревог, живут до самой смерти.

Обитателей небесного царства называют "амарами" -- бессмертными. Поскольку их продолжительность жизни намного превышает продолжительность жизни человека, людям кажется, что они бессмертны, хотя во Вселенной, которая является материальной, смертны все.

Бессмертны лишь те, кто живёт в трансцендентном мире, расположенном высоко в духовном небе, за пределами материальной Вселенной...



               

                ПРОДОЛЖЕНИЕ ОПИСАНИЯ УСТРОЙСТВА ВСЕЛЕННОЙ




В центре долины на вершине горы Сумеру расположен огромный город. Это город самого могущественного полубога вселенной и её повелителя -- Господа Брахмы. Город Брахмы называется Брахмапури. У этого города четыре стороны, каждая длиной в 10 000 йоджан (130 000 км). Город Брахмапури построен целиком из золота.

Вокруг города Брахмы, Брахмапури, расположены резиденции царя Индры и семи других главных правителей разных планетных систем. Их города по своим очертаниям похожи на Брахмапури, но каждый в четыре раза меньше его по размеру. Города подчинённых Брахме правителей Вселенной называются: Амаравати, Теджовати, Самьямани, Кришнангана, Шраддхавати, Гандхавати, Маходая, Яшовати. Эти города со всех сторон окружают Брахмапури, который находится в центре.

Жители высших планетных систем имеют в тысячи раз большие возможности для материального наслаждения, чем обитатели низших планет. Обитатели Брахмалоки не имеют грубых материальных тел, которые меняются во время смерти. Они трансформируют свои тонкие тела в духовные и в этих телах вступают в трансцендентный мир, расположенный за пределами материальной Вселенной. Во время полного уничтожения Вселенной Брахма вместе со всеми обитателями Брахмалоки отправляются на духовные планеты.

Обитатели высших планетных систем наделены от рождения восемью мистическими совершенствами, то есть, они способны: "уменьшится до размеров атома или стать легче невесомого пёрышка, достать всё, что угодно и откуда угодно, стать тяжелее самого тяжёлого, по своему желанию создать что-нибудь или уничтожить, управлять материальными элементами, исполнять любое своё желание или по своей воле принимать самые причудливые формы. Для того, чтобы путешествовать по Вселенной, им не обязательно иметь летательные аппараты (которые они имеют в неограниченном количестве), потому что в долю секунды они могут перенестись с одной планеты на другую". Что касается тех, кто занимается бхакти-йогой, то, благодаря преданному служению, аскезам, мистическим силам и трансцендентному знанию, они могут легко перемещаться не только по различным планетным системам нашей вселенной, включая высшие планетные системы, но и беспрепятственно достигать планет трансцендентного мира -- лучезарных Вайкунхолок и Голоки Вриндавана, которая является высшей планетой Мироздания.

"Шримад-Бхагаватам" содержит достаточное количество информации о высших (райских) планетных системах вселенной, которые находятся так далеко, что достичь их невозможно ни на каких космических аппаратах. Никакие грубые или тонкие материальные средства передвижения, существующие в наше время или изобретённые в будущем, не позволят человеку подняться выше Сварлоки или Джаналоки. Это утверждает "Шримад-Бхагаватам" и это подтверждают все авторитеты.

Современная материальная наука не имеет возможностей открыть человеку тайны космоса и вселенной, тогда как ведический путь постижения знания -- совершенен. Занимаясь бхакти-йогой и развивая духовное знание, каждый человек получает возможность воочию увидеть вселенную со всеми её многочисленными планетами и легко путешествовать по ним без всяких летательных аппаратов. "Те же, кто занят деятельностью ради наслаждения её плодами, то есть кармической деятельностью, лишены такой свободы передвижения".


ВАРШИ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДЖАМБУДВИПУ

Джамбудвипу образуют девять варш (областей): Илаврита-варша, Бхадрашва-варша, Хари-варша, Рамьяка-варша, Хиранмайя-варша, Уттаракуру-варша, Кимпуруша-варша и Бхарата-варша (Земля): "Одна из девяти варш -- Бхарата-варша -- представляет собой поле кармической деятельности. Великие мудрецы и святые утверждают, что остальные восемь варш предназначены для возвышенных праведников, которые вернулись с райских планет на Землю. В эти восьми земных варшах они пожинают оставшиеся плоды своих благих дел". В связи с данным текстом следует отметить, что места, где живым существам доступны райские наслаждения, подразделяются на три типа: высшие райские планеты, райские планеты Земли и низшие райские планеты (била-сварга).

Восемь из девяти варш, составляющие Джамбудвипу, относятся к райским планетам среднего уровня (то есть, к райским планетам Земли), тогда как в Бхарата-варше люди заняты кармической деятельностью.

Обитатели восьми райских планет Земли живут десять тысяч земных лет и почти во всём подобны полубогам. Эти люди очень сильны и красивы, всегда остаются молодыми и до конца жизни предаются разнообразным чувственным удовольствиям.
Они наслаждаются жизнью на берегах живописных озёр, воды которых покрыты зарослями молодых благоухающих лотосов, а также в прекрасных садах, где множество разнообразных плодов, цветов и раздаётся радостное пение птиц. Эти места нередко посещают ответственные правители вселенной -- видные полубоги со своими прекрасными сладострастными супругами. Окружённые множеством слуг, они наслаждаются жизнью в садах и у берегов озёр, и, очарованные прекрасными женщинами, проводят время в чувственных удовольствиях.

Жители всех варш, образующих Джамбудвипу, служат и поклоняются Шри Кришне, Верховной Личности Бога, в форме одного из Его воплощений.

В центральной части Джамбудвипы, которая называется Илаврита-варша, правит необычайно могущественный полубог -- Махадев Шива. Ему и его супруге -- богине Дурге -- постоянно служат миллионы служанок, которые выполняют все его желания.

Господь Шива и все обитатели Илаврита-варши поклоняются Шри Кришне, Верховной Личности Бога, в образе Санкаршаны. Погружённый в транс, Махадев Шива размышляет о Верховной Личности Бога, повторяя следующую мантру: "О, Верховный Господь! Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой, принявшим облик Санкаршаны. Ты -- Верховная Личность Бога, вместилище всех божественных качеств. Ты безграничен и вездесущ, однако непреданные не способны видеть Тебя. Ты один лишь достоин поклонения, ибо Ты -- владыка и источник всех совершенств. Твои лотосные стопы, дарующие избавление от всех бед -- единственное убежище для Твоих преданных слуг. Чтобы доставить им радость, Ты предстаёшь перед ними в различных обликах. Ты вызволяешь их из плена материальной жизни, тогда как непреданные по Твоей же воле остаются узниками этого мира. Так позволь мне быть Твоим вечным слугой. Все мы, обусловленные души, прикованы к материальному миру цепями иллюзорной энергии Верховного Господа. Не снискав благосклонности Господа, мы никогда не сможем понять, как освободиться от этих оков. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Ним, по чьей воле создаётся и уничтожается весь этот мир".

Таким образом, в каждой из девяти варш Джамбудвипы полубоги, их слуги и все жители этих варш занимаются бхакти-йогой, с любовью и преданностью поклоняясь Шри Кришне, Верховной Личности Бога.



БХАРАТА-ВАРША -- ЛУЧШАЯ ПЛАНЕТА ВО ВСЕЛЕННОЙ

Пятая Веда расскажет о том, что очень, очень давно, с тех пор, когда планетой, на которой мы живём, правил царь Набха, она называлась Аджанабха. А после того, как императором Земли стал Махараджа Бхарата, она получила название Бхарата-варши. Царь Бхарата, который правил нашей планетой, был великим преданным Верховной Личности Бога и обладал всеми возвышенными качествами. В его честь эту планету и стали называть Бхарата-варша: "В древние времена эту планету, Бхарата-варшу, называли также "Пунья-бхуми" -- благочестивой землёй. В настоящее время название "Бхарата-бхуми" или "Бхарата-варша" относится лишь к тому участку суши, который лежит между Гималаями и мысом Кумарами. Иногда этот полуостров называют "Пунья-бхуми".

Земля Бхарата-варши знаменита своими многочисленными местами паломничества, и в каждом из этих мест Личность Бога пребывает в одной из Своих трансцендентных форм, называемых "арча-мурти". Эти формы представляют собой формы Верховного Бога, доступные восприятию обыкновенных людей.

Верховного Бога невозможно увидеть материальными глазами и услышать материальными ушами. Только те, кто, занимаясь бхакти-йогой и развивая духовное знание, избавились от привязанности к материальному и обрели умиротворение, способны видеть трансцендентное тело Личности Бога и общаться с Ним. Тем же, кто ещё недостаточно продвинулся в науке бхакти-йоги, а также всем обыкновенным людям, неизменно милостивый Господь даёт увидеть Себя в форме арча-мурти, установленной в храме. Арча-мурти представляет собой одну из форм трансцендентного тела могущественного Господа и потому неотлична от Его изначального облика. В Ведах сказано: "Ни в коем случае нельзя считать Божество в храме изваянием из камня или металла, а духовного учителя обыкновенным человеком".

В настоящее время на нашей планете трансцендентные формы Верховной Личности Бога можно обнаружить лишь в Индии. Известно, что наша Земля разделена на семь островов, которые являются её семью континентами, и на каждом континенте есть трансцендентные формы Верховной Личности Бога, однако сегодня их местонахождение не известно. Тем не менее в Индии святые места, где находятся подобные формы, расположены повсюду. Например, в Матхуре Шри Кришна присутствует в форме Адикешавы, в Пури (Орисса) -- в форме Господа Джаганнатхи, в Аллахабаде (Праяге) Он пребывает в форме Бинду-мадхавы, а на горе Мандара -- в форме Мадхусуданы.

Шри Чайтанья Махапрабху -- самое милосердное воплощение Кришны -- явился на земле Бхарата-варши, в Навадвипе, которая находится в Бенгалии, в области под названием Надия. Поэтому в Пятой Веде сказано: "Лучшая планета во Вселенной -- Земля, лучшая страна на Земле -- Бхарата-варша, лучшая часть Бхарата-варши -- Бенгалия, лучшая область Бенгалии -- Надия, а лучшее место в Надии -- Навадвипа, потому что именно там явился Шри Чайтанья Махапрабху, положивший начало санкиртана-ягье -- повсеместному воспеванию святого имени Кришны в форме маха-мантры".

Из всех жертвоприношений, упоминаемых в Ведах, санкиртана-ягья (повторение маха-мантры Харе Кришна) является наивысшим. Сотни и тысячи других различных жертвоприношений не могут дать даже малой части тех благотворных для развития человеческой личности результатов, какие даёт мантра Харе Кришна. Ни один из видов благочестивой деятельности, ни соблюдение религиозных ритуалов, ни повторение других мантр, молитв, слов или других имён Бога не позволит человеку подняться на высший уровень духовного развития. Повторение маха-мантры Харе Кришна ведёт к абсолютному успеху в бхакти-йоге и к совершенству самоосознания.

Все жители Бхарата-варши имеют возможность заниматься преданным служением Шри Кришне, и за это их прославляют даже на райских планетах. Величие Бхарата-варши воспевают во всей вселенной, даже на Брахмалоке -- высшей планете материального мира: "Полубоги, жители райских планет, зная, что человеческая форма жизни наилучшим образом подходит для духовного самоосознания, говорят: Какая огромная удача выпала людям, родившимся в Бхарата-варше! Нет сомнений, что в прошлых жизнях они совершили много аскетических подвигов и других благочестивых поступков или даже добились благосклонности Самого Верховного Господа. Иначе как объяснить, что теперь они могут заниматься самыми разными видами преданного служения? Мы, полубоги, управляющие райскими планетами, можем лишь мечтать родиться людьми в Бхарата-варше, чтобы преданно служить Господу, тогда как её жители уже достигли этой цели. Мы потратили столько сил, совершая ведические обряды и жертвоприношения, подвергая себя аскезе, исполняя священные обеты и раздавая милостыню, и вот наконец мы получили право родиться на райских планетах. Но какой в этом смысл?"

Короткая жизнь в Бхарата-варше, составляющая самое большее сто лет, ценнее многих миллионов лет, прожитых на Брахмалоке, потому что даже поднявшись на Брахмалоку, душа будет вынуждена опять вернуться на Землю "и так по принципу вверх-вниз, вверх-вниз" продолжить своё существование в материальном мире, в бесконечном круговороте рождений и смертей. И хотя в Бхарата-варше человек живёт совсем недолго -- он может всего за одну жизнь достичь высшего совершенства, посвятив себя преданному служению Господу. Покинув тело, такая душа вознесётся на Вайкунтхалоку, где нет никаких тревог и где никто не рождается в материальном теле".



             

                ПРОДОЛЖЕНИЕ ОПИСАНИЯ УСТРОЙСТВА ВСЕЛЕННОЙ

Помимо Джамбудвипы, "Шримад-Бхагаватам" приводит также описание шести других островов, которые называются Плакшадвипа, Шалмалидвипа, Кушадвипа, Краунчадвипа, Шакадвипа и Пушкарадвипа. (В Ведической космологии островами называют планетные системы и планеты, расположенные в космическом океане).

Остров Джамбудвипа, который был описан в предыдущей статье, является центром всей планетной системы Бху-Мандала и составляет в ширину 100 000 йоджан (1 300 000 км). Джамбудвипу опоясывает солёный океан, который, в свою очередь, окружён островом Плакшадвипа. Ширина Плакшадвипы составляет 200 000 йоджан (2 600 000 км). Остров разделён на семь областей, в каждой из которых есть гора и большая река. Жители всех варш (областей) Плакшадвипы делятся на четыре сословия: хамсы, патанги, урхваяны и сатьянги. Все они обладают прекрасной внешностью, живут тысячу лет и зачинают детей так, так принято у полубогов. Обитатели Плакшадвипы обладают хорошо развитыми органами чувств, а также щедро наделены физической силой, выносливостью, храбростью, силой духа и разумом. В совершенстве исполняя описанные в Ведах религиозные обряды, они поклоняются личности Бога  в образа божества Солнца.

Второй остров называется Шалмалидвипа, и его ширина составляет 400 000 йоджан (5 200 000 км). Он разделён на семь варш (областей). Жители этих варш называются шрутадхары, вирьядхары, васундхары и ишандхары. Все они поклоняются Личности Бога в образе бога Луны.

Вокруг океана, которым окружён остров Шалмалидвипа расположен следующий остров -- Кушадвипа; его ширина -- 800 000 йоджан (10 400 000 км). Кушадвипа покрыта зарослями травы куша, от которой и произошло название острова. Жители Кушадвипы делятся на четыре сословия: кушалы, ковиды, абхиюды и кулаки. Искусно совершая ведические обряды, они поклоняются Личности Бога в образе бога огня.

Четвёртый остров называется Краунчадвипа, и ширина его составляет 1 600 000 йоджан (20 800 000 км) и он также состоит из семи варш. Жители Краунчадвипы делятся на четыре сословия: пуруши, ришабхи, дравины и деваки. Они поклоняются Личности Бога в образе полубога Варуны, чьё тело состоит целиком из воды.

Пятый остов -- Шакадвипа, имеющий в ширину 3 200 000 йоджан (41 600 000 км). Как и другие острова, он разделён на семь областей, а обитатели этих областей относятся к одному из четырёх сословий: ритавратов, сатьявратов, данавратов и анувратов. Они практикуют пранаяму и, войдя в мистический транс, поклоняются Личности Бога в образе полубога Ваю. При этом они повторяют такую молитву: "О, Верховная Личность Бога, Ты пребываешь в каждом теле как Сверхдуша и направляешь движение всех внутренних потоков воздуха (праны, апаны и т.д.), тем самым поддерживая жизнь всех существ. О Господь, о Сверхдуша каждого, о владыка вселенной, Ты повелеваешь всем сущим, так огради же нас от всех опасностей".

Шестой остров носит название Пушкардвипа, он в два раза шире предыдущего и окружён пресным океаном. Посреди этого острова возвышается огромная кольцеобразная гора Манасоттара, которая делит его на две части -- внешнюю и внутреннюю. Её ширина, так же как и высота, равна 10 000 йоджан (130 000 км). На этой горе расположены обители четырёх полубогов, в том числе Индры. Обитатели острова Пушкардвипа поклоняются Личности Бога в образе Господа Брахмы.



ЛОКАЛОКА.

За пресным океаном высится гигантская кольцеобразная гора Локалока. Она делит территорию, на которой расположены планетные системы, на две части, одна из которых всегда освещена Солнцем, а другая всегда погружена во тьму. Расстояние от Локалоки до края вселенной составляет 1 625 000 000 км.

Огромная гора Локалока получила такое название потому, что по одну сторону от неё находятся обитаемые миры, а по другую -- необитаемые: "Созданная по высшей воле Личности  Бога, гора Локалока служит внешней границей трёх миров -- Бхурлоки, Бхуварлоки и Сварлоки -- и преграждает путь солнечным лучам, не давая им рассеиваться по всей Вселенной. Все светила, от Солнца и до Дхрувалоки, могут освещать три мира только в пределах, установленных этой горой. Она необычайно высока -- даже выше Дхрувалоки, поэтому лучи светил никогда не выходят за образованные ею стены. Гора Локалока служит внешней границей всех лок. Её предназначение -- равномерно распределять свет Солнца и других светил по всей Вселенной". За Локалокой находится область, которая называется Алока-варша, а дальше, за Алока-варшей, расположена область, которая абсолютно чиста и свободна от влияния гун материальной природы. Туда попадают те, кто стремится к освобождению из сансары.

Между средними и райскими планетами находится область, которая называется антирикшей (космическим пространством), и в центре этой области находится Солнце: "Если смотреть по вертикали, Солнце расположено в середине Вселенной, в области между Бхурлокой и Бхуварлокой, которая называется антирикшей. Расстояние от Солнца до края Вселенной -- двадцать пять коти йоджан (3 250 000 000 км).

Солнце делит пространство Вселенной на стороны света. "Только благодаря тому, что светит Солнце, мы можем понять, что такое небо, что представляют собой высшие, средние и низшие планеты, какие миры уготованы тем, кто ищет материальных удовольствий, какие -- тем, кто стремится к освобождению, а какие относятся к подземным и адским".

Божество Солнца зовут Вайрадж, или Вивасван. Кроме того, он известен под именем Хираньягарбхи, так как получил своё материальное тело от Брахмы.

Теория, согласно которой на Солнце никто не живёт, является ошибочной. Это подтверждается всеми ведическими писаниями, в том числе "Шримад-Бхагаватам" -- Ведой Вед и "Бхагават-гитой", являющейся сутью всего ведического знания.

Солнце населено живыми существами, а управляет ими бог Солнца по имени Вивасван. В отличие от Земли, Солнце является огненной планетой, однако тела всех его обитателей прекрасно приспособлены для жизни в таких условиях. Солнце -- самая могущественная планета во Вселенной, тем не менее оно всегда подчиняется воле Личности Бога. Солнце является царём всех светил, давая тепло и свет всем небесным телам, начиная с Луны. Своими лучами оно согревает Вселенную и поддерживает в ней жизнь.

Солнце не стоит на месте. Точно так же, как другие планеты, оно находится в движении, и от его движения зависит продолжительность дня и ночи. Совершая оборот по своей орбите, пролегающей через Бху-Мандалу, Солнце проходит расстояние в 95 100 000 йоджан (1 236 300 000 км) со скоростью 2 000 йоджан и две кроши (26 006,5 км) в кшану. Бог Солнца, которого называют душой трёх миров, путешествует в космическом пространстве, обеспечивая все планеты теплом и светом и следит за сменой времён года. Его называют также Сурья-Нараяна, и он всегда находится в близких отношениях с Личностью Бога.

На 100 000 йоджан (1 300 000 км) выше Солнца расположена Луна. Скорость движения Луны намного превышает скорость, с которой движется Солнце. Луна источает живительную прохладу, которая благотворно влияет на посевы. Она также таит в себе неисчерпаемые запасы всех видов энергии и поэтому олицетворяет могущество Личности Бога. Луна -- источник жизненной силы всех живых существ. Она дарит счастье полубогам, питам, людям, зверям, птицам, пресмыкающимся, деревьям, травам и всем прочим.

На 300 000 йоджан (3 900 000 км) выше Луны находятся лунные созвездия. В этих созвездиях выделяются 28 звёзд, главная из которых -- Абхиджит.

На высоте 200 000 йоджан (2 600 000 км) от лунных созвездий находится планета Шукра-граха (Венера). Она движется с разной скоростью, и её движение почти совпадает с движением Солнца. Влияние Венеры считается благотворным для всех обитателей Вселенной.

На 200 00 йоджан (2 600 000 км) выше Венеры расположен Будха-граха (Меркурий), под влиянием которого могут происходить как благоприятные, так и неблагоприятные события.

На 200 000 йоджан (2 600 000 км) выше Меркурия находится Ангарка (Марс). Влияние этой планеты почти всегда неблагоприятно и вызывает засухи и другие несчастья.

На 200 000 йоджан выше Марса расположена планета Брихаспати-граха (Юпитер), которая всегда оказывает очень благотворное влияние на всех брахманов.

На 200 000 йоджан выше Юпитера находится зловещая планета Шанайшара (Сатурн), влияние которой всегда очень неблагоприятно сказывается на жизни во Вселенной.

На высоте 1 000 000 йоджан (и на 2 600 000 йоджан от Земли) находятся семь звёзд, на которых обитают семь великих мудрецов, которые постоянно заботятся о благополучии всей вселенной. Эти семь звёзд вращаются вокруг Полярной Звезды, которая называется также Дхрувалока.

В соответствии с информацией из "Вишну-пураны":

"Дхрувалока (Полярная звезда) расположена на 3 800 000 йоджан выше Солнца.

На 10 000 йоджан выше Дхрувалоки находится Махарлока, на 20 000 000 йоджан выше Махарлоки -- Джаналока, на 80 000 000 йоджан выше Джаналоки -- Таполока, а на 120 000 000 йоджан выше Таполоки -- Сатьялока.

Следовательно, расстояние от Солнца до Сатьялоки составляет 233 800 000 йоджан (3 039 400 000 км).

А на высоте 26 200 000 йоджан (340 600 000 км) над Сатьялокой начинаются планеты Вайкунтхи.

Таким образом, оболочка Вселенной находится на расстоянии 260 000 000 йоджан (3 380 000 000 км) от Солнца.

Расстояние от Солнца до Земли составляет 100 000 йоджан, а на 70 000 йоджан ниже Земли расположены семь низших планетных систем: Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала.

На 30 000 йоджан ниже этих планет начинается океан Габходака, глубина которого -- 249 800 000 йоджан.

Отсюда можно сделать вывод, что диаметр Вселенной равен примерно 500 000 000 йоджан, или 6 500 000 000 км".


            

               СЕМЬ ПЛАНЕТНЫХ СИСТЕМ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НИЖЕ ЗЕМЛИ


Семь планетных систем, расположенных в низших уровнях Вселенной начинаются на 70 000 йоджан (910 000 км) ниже Земли и расположены одна под другой в следующем порядке:

Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала. Интервал между этими планетными системами составляет 10 000 йоджан (130 000 км).

Эти семь планетных систем называют ПАТАЛА или "била-сваргой" (санскр.) -- райскими подземными планетами.



ОБИТАТЕЛИ ПЛАНЕТНЫХ СИСТЕМ БИЛА-СВАРГИ.

Планеты этих семи планетных систем имеют такие же размеры, как и Земля, а их обитателями являются дайтьи, данавы, ракшасы и наги. Эти низшие планетные системы называют подземными искусственными райскими мирами.

Великолепные города, дворцы, сады и парки подземных райских миров превосходят даже те, в которых наслаждаются полубоги на высших (райских) планетных системах Вселенной.

Почти все обитатели этих планетных систем ведут семейную жизнь, вместе со своими жёнами, детьми и друзьями предаваясь чувственным наслаждениям без всяких ограничений и беспрепятственно удовлетворяя своё половое желание, тогда как даже полубоги, проживающие на райских планетах Вселенной, не всегда могут так свободно наслаждаться.



ПРИРОДА И АРХИТЕКТУРА.

В этом царстве райских подземных планет живёт гениальный архитектор и художник -- знаменитый демон Майя Данава, о котором говорят, что он умеет в совершенстве создавать материальные удобства, а также возводить чудеса материальной архитектуры, обладающие удивительной сверхъестественной силой.

Около пяти тысячи лет назад, во времена правления Махараджи Юдхиштхиры, Майя Данава находился в лесу Кхандава -- заповедном лесу Индры, небесного царя. Шри Кришна, желая убить демона, преследовал его колесом и огнём. Когда в лесу начался пожар, демон Майя Данава попросил защиты у Арджуны, и Арджуна спас его. Тогда Майя из благодарности предложил Арджуне оказать ему какую-нибудь услугу, однако тот ничего не хотел у него брать. Узнав об этом, Шри Кришна, необычайно довольный тем, что демон попросил защиты у Его преданного, предложил Майе Данаве построить дворец собраний для царя Юдхиштхиры. Этот замечательный дворец собраний стал настоящим чудом архитектурного мастерства. Явившиеся во дворец собраний принцы всего государства ощущали сверхъестественное могущество Пандавов, и, несмотря на свою зависть по отношению к ним, без каких бы то ни было возражений подчинились царю Юдхиштхире и заплатили ему дань. Такие чудеса материальной архитектуры создаёт Майя Данава -- демон, обладающий необыкновенной сверхъестественной силой.

Майя Данава известен как царь демонов и учитель всех магов и чародеев. Он правит планетной системой Талаталой, пользуется покровительством Шивы и потому мнит себя неуязвимым даже для Сударшана-чакры -- оружия Верховной Личности Бога.

Не только архитектурные строения, но также сады, парки и водоёмы семи низших планетных систем Вселенной превосходят по своей красоте сады и водоёмы, расположенные на высших (райских) планетах вселенной. Деревья на планетных системах Патала необыкновенно красивы, их стволы и ветви увиты лианами и сгибаются под тяжестью плодов, а цветки источают нежный аромат. Так же необыкновенны прекрасны озёра и пруды этого подземного искусственного рая: они наполнены прозрачной водой, где весело плещутся рыбы и в изобилии растут лилии и лотосы.



ОБРАЗ ЖИЗНИ ОБИТАТЕЛЕЙ СЕМИ НИЗШИХ ПЛАНЕТНЫХ СИСТЕМ ВСЕЛЕННОЙ.

В эти планетные системы не проникает солнечный свет, поэтому время там не делится на дни и ночи, и живущим в этих подземных мирах не знаком страх, порождаемый ходом времени. Темноту этих подземных планетных систем освещает сияние драгоценных камней на головах у множества обитающих там змеев, поэтому на планетах била-сварги почти никогда не бывает темно.

Жители этих планетных систем пьют соки и эликсиры из чудодейственных целебных трав и купаются в них. Поэтому они не страдают ни от болезней физического тела, ни от болезней ума. Они не знают старости: у них не бывает седины и морщин, а кожа всегда сохраняет свою свежесть. Им не ведомо жалкое состояние, вызванное старением; до конца своих дней они бодры, крепки и не знают немощи, апатии и усталости.

Так живут обитатели планетных систем била-сварги -- подземных райских миров -- долго и счастливо, окружив себя всевозможными удобствами и предаваясь самым изысканным наслаждениям. Единственное, над чем они не властны -- это неумолимое время, которое является на планеты била-сварги в облике огненного сияния Сударшана-чакры -- оружия Верховной Личности Бога, несущего смерть жиелям этого искусственного рая: "Когда Сударшана пролетает по подземному царству, все беременные жёны демонов, завидев её сияние, разрешаются от бремени раньше срока".

В Ведах сказано, что планеты, куда не проникает солнечный свет, населены живыми существами, попавшими туда в наказание за свои прошлые неправедные поступки. Согласно "Бхагавад-гите", являющейся сутью всего ведического знания, эти существа называются демонами, и они всегда высокомерны и горды своей образованностью и богатством.

Движимые тщеславием, они желают, чтобы перед ними преклонялись и требуют уважения, хотя и не заслуживают этого. Демоны не знают, что можно делать, а чего нельзя. "Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который им управляет. Они заявляют, что мир возник из полового влечения и у него нет иной причины кроме вожделения".

Кичась своей образованностью, на самом деле демоны являются крайне невежественными. Они лишены разума и не умеют отличить хорошее от плохого. Их пагубная деятельность направлена на разрушение мира, а их богатства накоплены незаконными способами.

Исполненные ненависти и злонравия, демоны -- самые низкие и отвратительные среди всех живых существ. Свои демонические качества они получают ещё в утробе матери, и, вырастая, проявляют их в полной мере, а впоследствии награждают теми же демоническими качествами своих детей и последователей.

Такие демоны рождаются в различных демонических формах жизни снова и снова, из жизни в жизнь, опускаясь ниже и ниже, пока не достигают самых отвратительных форм жизни. Таким образом, демоны прокладывают себе дорогу в ад.

В "Шримад-Бхагаватам", где представлены обширные данные по Ведической Космологии, сообщается, что ниже самой последней из семи подземных планетных систем -- Паталы -- расположены планеты, называемые Наракалокой, или адскими подземными мирами, которые находятся над самым океаном Гарбходака.

Согласно информации из "Вишну-пураны" и "Шримад-Бхагаватам", расстояние между Паталой и океаном Гарбходака составляет 30 000 йоджан (390 000км).



АДСКИЕ ПЛАНЕТЫ.

Таким образом, ниже Земли расположены семь планетных систем, последняя из которых называется Патала.

Ниже Паталы расположены планеты, называемые адскими мирами. Их насчитывается двадцать восемь: Тамисра, Андхатамисра, Раурава, Махараурава, Кумбхипака, Каласутра, Аси-патравана, Сукарамукха, Андхакупа, Кримибходжана, Сандамша, Таптасурми, Ваджракантака-шалмалли, Вайтарани, Пуйода, Пранародха, Вишасана, Лалабхакша, Сарамеядана, Авичи, Аяхпана, Кшаракардама, Ракшогана-бходжана, Шулапрота, Дандашука, Аватанниродхана, Парьявартана и Сучимукха.

Каждая из этих планет является местом наказания живых существ.

Все адские планеты расположены между Паталой и океаном Гарбходака. Они находятся в южной части вселенной, ниже Бху-Мандалы, прямо над водами этого океана.

Там же, между низшими планетными системами и океаном Гарбходака расположена Питрилока -- планета питов, которой управляет полубог Ямараджа -- необычайно могущественный сын бога Солнца.

Ямараджа и его помощники (ямадуты) вершат справедливый суд над теми умирающими грешниками, которые не пожелали жить в соответствии с законами человеческой морали. Учитывая все совершённые такими людьми нарушения, Ямараджа, во владении которого находятся сотни тысяч адских планет, отправляет преступников на соответствующие планеты, где их подвергают заслуженному наказанию.

ЯМАРАДЖА -- не вымышленный персонаж и не мифический образ. Он -- реально существующая личность, необыкновенно могущественный полубог, живущий на своей планете, выполняющий волю Верховной Личности Бога и призванный следить, чтобы все люди жили в соответствии с установленными законами. Те же, кто пренебрегает пониманием совести и причиняет страдания другим, а также те, кто, не зная никаких разумных пределов, желает лишь предаваться материальным чувственным удовольствиям, не задумываясь о завтрашнем дне, вынуждены в конце жизни предстать перед справедливым судом Ямараджи.

Они попадают на одну из адских планет, являющихся местом наказания за определённые проступки, где вынуждены переносить невероятные муки  и страдания. Так, тот, кто, обманув человека, тайно прелюбодействовал с его женой или растлевал его детей, отправляется на адскую планету Андхатамисра. Злой и жестокий человек, причинявший страдания другим живым существам, отправляется после смерти в адские миры Раурава. Человек, который съедает свою еду, не поделившись с гостями, стариками и детьми, считается не лучше вороны. После смерти он попадает на самую отвратительную из всех адских планет -- Кримибходжану, на которой находится огромное озеро, шириной в 100 000 йоджан (1 300 000 км), кишащее червями. Там он становится червем, поедающим других червей, а те, в свою очередь, поедают его.

Человек, отнявший силой или укравший у другого золото, драгоценности или другую собственность, отправляется в ад Сандалиша. Человек, неразборчивый в половых связях и готовый совокупляться с кем угодно, даже с животными, попадает в адские миры, называемые Ваджракантака-шалмали. Низкий, порочный человек, который мнит себя великим и не оказывает должного почтения достойным людям, обладающим возвышенными качествами, ещё при жизни становится подобен мертвецу, а после смерти попадает на адскую планету Кшаракардама.

Хозяин дома, встречающий гостей или посетителей злобными, испепеляющими взглядами,  отправляется в адские миры Парьявартана. По ведическому обычаю, гостей следует всегда радушно встречать, и даже если в дом приходит недруг, надо принять его как лучшего друга. Так гласят ведические законы гостеприимства.......

Таковы адские планеты, существующие в соответствии с законами Личности Бога. Обусловленные души, которые пришли в материальный мир за чувственными наслаждениями, имеют право на эти наслаждения, но они должны придерживаться определённых ограничений и понимать где дозволенное, где недозволенное, что хорошо, а что плохо.




                (Из Пятой Веды)