О том, как движение Окьюпай может оказаться без почвы, и о том, какие у него перспективы
4 ноября 2011 г.
CultureChange
Движение Окьюпай занято больше всего проблемой богатства, награбленного "на Уолл-стрит" , и находящегося в руках "1%". Хотя статистически верно то, что деньги находятся именно там, в конце концов для "99%" гораздо важнее доступ к здоровой земле, которая поддерживает жизнь и человеческое существование. Когда наступит всеобщий финансовый коллапс, будут важны не деньги на банковских счетах, а плодородные земли, в частном или общественном владении.
Власть, как многие догадываются, не на Уолл-стрит. И не в Вашингтоне. 20-е столетие учит: "политическая власть приходит из дула ружья." Но и это близорукий анализ, игнорирующий будущее: 7 млрд людей уже вышли на неуправляемую траекторию. Так где же сегодня реальная власть и богатство, и может ли равномерное распределение богатства – если таковое вообще возможно – действительно привести к положительным сдвигам?
Люди в "бедных"странах давно поняли, что их сила и выживание целиком зависят от того, владеют они землей или нет. Земельная реформа во многих частях нашего перенаселенного мира становится все более настоятельной проблемой. Многие борются и готовы умереть за право жить на земле предков. Массовое движение в США за конфискацию земель из рук горстки богачей неизбежно и набирает силу.
Лучше позже, чем никогда. Уже много лет, как важность проживания на земле отошла на задний план. Реальное богатство, земля, было разменено на зарплату и технологический образ жизни за счет дешевого топлива. Рост населения происходил так быстро, что у новых поколений не было времени сообразить, что они наследуют мир все менее свободный, с убывающими жизненно важными ресурсами ( т.н."экологическими услугами").
Но по мере того, как солнце опускается на систему накопленного фальшивого богатства и порожденное им насилие, природа захочет сначала грубо растормошить прежде чем люди в США потребуют земельной реформы. Если это так, то после социального и возможно экологического коллапса, когда население значительно сократится, у нас будет предостаточно земли для всех. Это уже происходило один раз в Европе в 14-м столетии, когда чума унесла миллионы. Однако, вряд ли надо надеяться на такие "решения".
"Оккупирование" центра города сегодня - знаменательное событие для мира искусственной среды обитания, материальной культуры и ценностей среднего класса. Но вместо оккупирования городов, движение должно быть за то, чтобы убежать из городов. Вместо оккупирования Уолл-стрит, убегайте от нее: оставьте ее, оставьте систему, оставьте потребление, почувствуйте дух простой жизни на земле. Это должно быть целью, а не завтрашнее паническое бегство. Или когда?
Вы можете спросить: «Зачем "убегать" и занимать земли? Многие экологически мыслящие люди и защитники среды поднимали проблему образа жизни в противовес фальшивому накоплению денег. Оставив в стороне пока соображения качества жизни и этические проблемы, связанные с тем, как мы живем: я приведу простой факт: города США кормятся за счет массивных вливаний нефти и продуктов питания, выращенных в среднем на расстоянии 1500 миль. Поэтому задача укрепить общественную экономику и солидарность с нашими соседями.
«Занимай Большую Нефть» (TransitionVoice.com) – это здоровый призыв. Он указывает на то, что миллиардные прибыли нефтяных компаний пристегнуты к Уолл-стрит. Но "убежать от Большой Нефти" – бойкотировать нефть – гораздо эффективней и радикальней, чем просто перераспределить богатство. Нет социальной справедливости на мертвой планете. Нельзя надеяться и на то, что со временем появиться в избытке чистая энергия для потребительской экономики. Требование заменить дешевую нефть альтернативной энергией – наивная позиция многих «оккупантов»: "Генеральная Ассамблея Нью-Йорка признает ведущую роль Большой Нефти в деятельности корпораций, которые 'продолжают препятствовать развитию альтернативных форм энергии, чтобы мы оставались у них в зависимости.'” (TransitionVoice.com, Oct. 31)
Другая проблема, перед которой стоит движение Окьюпай, это соперничество в реальности между "1%" и другим 1%. Другой 1% представляет собой некоторое количество интеллигентов, затерявшихся в "99%", которое участвует в протестах, и которое активно по сравнению сo средним потребителем. Треть населения США симпатизирует «оккупантам», что можно считать успехом. Американская революция проводилась приблизительно третью всех колонистов (активных и симпатизирующих). Но мы уже спрашивали в предыдущей статье: за что борются революционеры, знают ли они сами?
Относительно небольшое чисто протестующих у движения Окьюпай не самое страшное – гораздо страшнее его распыление и фрагментация. Например, движение за бойкотирование корпоративных продуктов может придать новый импульс и консолидировать движение. Сложнее принять более высокую планку и отказаться от использования автомобилей. В любом случае, занятие земли для выращивания продуктов – так, как это делали английские диггеры в 1649 г. *– гораздо более насущная задача сегодня для тех, кто отсоединен от природы и ее даров.
Говоря об элите, составляющей 1% населения , как насчет остальных, у кого меньше денег – скажем, верхних 5% – которым наплевать на остальные 95%? Ситуация такова, что верхним 10% или даже 25% процентам населения наплевать на остальные 90% или 75%.
К чему я это? К тому, что иллюзию материального богатства еще предстоит разбить. Солидарны ли между собой нижние 5%? По-видимому нет, хотя, возможно, и поддерживают усилия немногих фактически протестующих. Статистика пугает: в наше время экологического коллапса, за отказ от автомобилей среди населения США выступают лишь .01%. Что делать с остальными 99.99% -- очевидными загрязнителями среды, беспомощными потребителями?
Допустим, что мы - 1% экологически сознательных людей. Проснувшихся и активных.
Остается только, чтобы к нам присоединились остальные 98% – и даже вы, 1% на Уолл-стрит, с вашим фальшивым денежным богатством!
_____________________
* Читатель может ознакомиться с движением диггеров в статье "История английских диггеров" http://www.proza.ru/2007/12/21/241 - ВП