Я хочу петь

Виктория Колобова
Пожалуй, у многих при словах «детский дом» в ассоциации возникают такие слова, как «сострадание, боль, сиротство…»  И одно лишь упоминание о счастье относительно к этим детям может показаться кощунством.
- Изломанные судьбы, психические травмы, какое тут счастье!
- Настоящее. Когда загораются радостью глаза, когда хочется взлететь над землей и всех позвать в волшебный полет наяву.
Таня объездила с концертами чуть ли не весь мир. Москва, Америка, Санкт-Петербург… И, конечно, Таганрог. Ей 17 лет. Она заканчивает школу и хочет поступить на вокальное отделение Ростовского училища искусств. Поет с 12 лет – с тех пор как попала в детский дом. А недавно сама попросила отдать ей песню И. Николаева «Мам», написанную для Прядиной - тоже воспитанницы другого детского дома. Много шло споров о том, можно ли напоминать детям об их домах, родителях, многие из которых живы. Есть мама и у Тани. И у другой девочки с «золотым» голосом – Леночки Анистратенко. Неизвестно чем закончились бы споры, если бы Таня сама не разучила эту песню и не исполнила на концерте в детдоме. Многие плакали.
Искренность, с которой она пела о том, что было пережито самой, сильный красивый голос никого не могли оставить равнодушным.. И мольба, и затаенная надежда – все соединилось в этой песне. Педагогу А.И. Журавлеву трудно подыскивать песни для Тани. Веселая эстрадная легкая музыка – не ее амплуа. Тане ближе те песни, где не только приятная мелодия, но и смысл, который должен заставить задуматься, подняться над суетой повседневности.
Эта девочка, ставшая мамой своим младшим сестренкам и братьям, обрела в песне то душевное равновесие, которое одно только и дает возможность выжить, выстоять. Она любит побыть наедине с собой. А в детском доме найти тишину для сосредоточенного уединения не просто. Разве что, когда, готовясь к урокам по музыке, часами играет на фортепиано. В будни труднее, а по воскресеньям все классные комнаты свободны. И можно долго раз за разом проигрывать одно и то же произведение, вслушиваться в звучание, разгадывая смысл каждой музыкальной фразы. А о своей любимой книге она стесняется говорить. Боится, что кто-нибудь из сверстников будет смеяться над ней. Ведь ей уже так много лет, а она любит перечитывать сказки Г.-Х.Андерсена. Особенно «Русалочку».
Хочется верить, что ей хватит творческой воли и она сможет поступить в училище, пройти по конкурсу и продолжить обучение. В детском доме №3 города Таганрога дают музыкальное образование не хуже, чем в музыкальной школе.
Нельзя создавать таланты, но можно создать культуру, почву, на которой особенно успешно они произрастают. Их детдом давно стал культурным центром для людей, живущих рядом. Здесь, на окраине Таганрога, нет ни клуба, ни кинотеатра, а в детдоме почти каждую неделю концерт. Домашние дети с радостью идут на концерты, когда их приглашают. Но чаще дети страивают концерты сами для себя. Недавно провели конкурс на лучшее исполнение бального танца (в детдоме работает хореограф). Рома Анистратенко и его партнерша получили первое место единодушно.
Таня тоже любит танцевать, но на сцене никогда не танцует.
- Я выхожу, чтобы петь. Песню надо слушать, а не смотреть.
Педагоги детского дома помогли Тане Юрченко научиться музыкальной грамоте, пению. Но уже заканчивается детство. Как-то встретит ее наша взрослая жизнь?

Опубликовано в брошюре «Десять имен», Ростов-на-Дону, 1996 г.

PS. Таня окончила Таганрогский педагогический институт - учитель пения.