Философские тетради. Часть 1

Валерий Шпинев
Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Философские тетради. Часть I.

Сварупа Дамодара Даса «Научная основа сознания Кришны», 1990 г. Краткие тезисы.

Ученый должен сознавать свою собственную ограниченность и стараться преодолевать ее.

Ньютон сравнивал себя с малым ребенком, играющим на берегу великого неизведанного океана истины.

Очищенное сознание – духовная наука Бхакти-йога.

Генетики заявляют, что в будущем создадут человеческие существа в соответствии с потребностью (Том Паскаль «Вмешательство в Божественное устройство», 1971 г.).

Демоны (ученые, отрицающие Бога) дают демоническое знание, и в результате воспитываются только демоны.
Места современного обучения (школы, институты, университеты) превращаются в дьявольскую мастерскую. Результат современного воспитания – уничтожение индивидуальной независимости.

Бхагавад-гита: «Воплощенные существа сбиты с толку, потому что их истинное знание покрыто невежеством».

Кришна: «Сбитая с толку влиянием трех гунн материальной природы духовная душа думает, что она самостоятельно совершает действия, которые в действительности выполняет природа».

Сознание Кришны – «процесс возвращения в духовный мир». В мире все действует под контролем высшего разума. За каждым действием стоит причина.
За всеми естественными физическими законами стоит совершенный разум.

Солнце – ближайшая к нам звезда, ее диаметр равен 100 диаметров земного шара, а расстояние от Земли – 93 млн. миль.
Энергия Солнца, излучаемая в одну секунду, превышает количество всей энергии, которую израсходовало человечество во всех сферах за всю свою историю.

Кришна создает гигантские космические корабли в виде планет и звезд, которые оснащены и поддерживаются совершенным образом.

Бхагавад-гита: «Нужно медитировать на Верховную личность, как на Того, кто все знает, наидревнейшего, Того, кто является контроллером (хозяином), кто меньше мельчайшего, кто поддерживает все, кто выше всех материальных представлений, непостижимого, и Того, кто всегда остается личностью. Он сияет, подобно Солнцу, и, будучи трансцендентным, выше материальной природы».

Попытки постичь безграничное знание, которое превышает наши возможности, просто бесполезная трата времени и сил. Все эти знания уже даны в священных писаниях – Ведах. Человек просто должен принять это знание от высшего авторитета, Кришны.

Подробности создания этой материальной вселенной и живых существ, таких как полубоги, люди и другие, даны в Шримад-Бхагаватам, стихи 1-5, гл. 3, песнь 1.
Описание материальных и духовных вселенных полностью дано в Брахма-самхите, гл. 1, а из Бхагавад-гиты мы получаем ясную информацию о том, что вся материальная вселденная – это лишь ; часть творческой энергии Верховного Господа, Шри Кришны. Другие ;  творческой энергии Господа проявлены в духовном небе, называемом Вайкншхалокой.

Господь Шри Чайтанйа Махапрабху, инкарнация Верховной Личности Бога, Шри Кришны, ясно описал природу этих вселенных: материальные вселенные имеют ограниченную длину и ширину, тогда как никто не может измерить длину и ширину всех планет Вайкунтхи.

Кришналока – подлинное вечное место пребывания Господа, Шри Кришны. Другие Вайкунтхи населяют постоянные обитатели, исполненные 6 качеств: богатства, силы, знания, красоты, славы и отречения.

Кришна: «Я есть изначальное семя всего сущего, разум разумных и доблесть могущественных людей. Нет истины, выше Меня».
«Те негодяи, которые совершенно глупы, низшие среди человечества, чьи знания похищены иллюзией, и которые прониклись атеистической природой демонов, не предаются Мне».

Ничто не принадлежит нам. Все принадлежит Кришне.
«Каждый должен принимать только те необходимые ему вещи, которые выделены ему, как его доля, и не принимать других вещей, хорошо зная, кому они принадлежат».

Атомы способны делиться далее на основные частицы, такие как электроны, протоны и нейтроны. Некоторые атомы могут излучать альфа и бета частицы, образуя таким образом новые атомы.
Механика Ньютона не в состоянии объяснить движение этих частиц. Чтобы объяснить это явление, была разработана квантовая механика.

Живые существа являются фрагментарными вечными душами.

Кришна: «Живые существа в этом обусловленном мире – Мои вечные фрагментарные частицы. Из-за обусловленной жизни они ведут жестокую борьбу с шестью чувствами, которые включают и ум».

Сознание – явный признак присутствия души. Даже мельчайший микроорганизм, такой как бактерия, обладает сознанием. Когда сознание входит в материальное тело, мы называем его живым телом. Когда в теле сознания нет, когда духовная душа уходит из тела, остается просто груда материи. Это явление мы называем смертью. Духовная душа никогда не умирает и никогда не рождается. Она вечна. Смерть – смена материальных тел, замена старых тел новыми. Живое существо в материальном мире переносит свои различные представления о жизни из одного тела в другое, как воздух переносит аромат. Рождение, смерть, старость и болезни – сигналы смены материального тела.

Кришна: «Для души не существует ни рождения, ни смерти. Уже существующая, она никогда не перестает быть. Она не рожденная, вечная, всегда существующая, неумирающая и изначальная. Она не погибает, когда убивают тело».

Размеры души: «Если кончик волоса разделить на 100 частей и каждую такую часть снова разделить на 100 частей, то величина каждой такой части будет равна величине духовной души» (Шветашватара Упанишад, 5.9).

Закон сохранения энергии – энергия не может быть ни создана, ни разрушена. Живые существа – это высшая энергия Всевышнего Господа, Шри Кришны, следовательно, душа вечна.

Бхагавад-гита: «То, что пронизывает все тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить нетленную душу».

Природа вечной души подробно описана во второй и тринадцатой главах Бхагават-гиты.

Дарвин не знал о природе вечной души.

Полные и совершенные сведения об эволюции очень подробно даны в ведической литературе.

Брахма-вайварта Пурана: «Каждый достигает человеческой формы жизни после трансмиграции через 8400000 видов жизни в процессе эволюции».

Падма-Пурана: «Существует 900000 видов жизни, обитающих в воде; 2000000 видов растений и деревьев; 1100000 видов насекомых; 1000000 видов птиц; 3000000 видов зверей и 400000 видов человеческой жизни».

Биологи говорят, что все человеческие существа относятся к одному виду. Ведическая литература указывает 400000 видов. Существует 400000 категорий человеческих существ, обладающих различным уровнем сознания.

Процесс эволюции через 8400000 видов жизни идет с незапамятных времен. Духовная душа никогда не умирает и никогда не рождается; она вечна. Она трансмигрирует из одного тела в другое.

Кришна: «Душа принимает новое материальное тело, оставляя старое и бесполезное» (Бхагавад-гита, 2.22).

Брахма-вайварта Пурана: «Наиболее важный вид жизни – человеческое существо».

Веданта-сутра, 1.1.1: «В человеческой форме жизни время спрашивать о духовной реализации».

Умножение чувственных наслаждений – создание все больших и больших способов деградации.

Бхагавад-гита, 16,16: «Ошеломленный разного рода тревогами и запутавшийся в сетях иллюзий (при постоянном наращивании чувственных наслаждений) человек слишком привязывается к чувственным удовольствиям и падает вниз, в ад».

Низшие формы жизни, такие как животные, птицы и растения, не страдают от греховной деятельности, потому что они никогда не нарушают законов природы.

Когда духовная душа достигает уровня человеческой жизни, живое существо пожинает плоды своей деятельности (карма-пхала).
Если духовная душа хочет оставить свое материальное тело и получить духовное, с человеческой платформы она может это сделать; в противном случае во время смерти она может перейти в один из 8400000 видов жизни, согласно желаниям и уровню своего сознания.

Кришна: «Какое состояние жизни человек помнит, покидая свое тело, такое он, безусловно, и обретет» (Бхагавад-гита, 8.6).

С человеческой платформы духовная душа может вырваться из жалкого круговорота рождений и смерти, развив сознание Кришны.
«И тот, кто в момент кончины, покидая свое тело, помнит Меня одного, сразу достигает Моей природы» (Бхагавад-гита, 8.5). Такова эволюция с материального уровня на духовную платформу.

Низшие формы жизни (животные, птицы, растения…) находятся в неблагоприятном для принятия сознания Кришны положении, потому что они недостаточно разумны, чтобы понять эту великую науку.

Существуют полубоги, которые более возвышенны, чем люди, но и их положение также неблагоприятно для принятия сознания Кришны, потому что они слишком богаты материально. Излишнее материальное богатство – препятствие для принятия сознания Кришны.

«В умах тех, кто слишком привязан к чувственным удовольствиям и материальному богатству, и кто введен в заблуждение такими вещами, нет места для твердой решимости заняться преданным служением Всевышнему Господу» (Бхагавад-гита, 2.44).

Бедность абсолютно необходима для всех здравомыслящих людей, чтобы принять сознание Кришны на этой человеческой платформе, которая является промежуточным рождением между полубогами и низшими формами жизни. Иначе драгоценная человеческая форма жизни будет просто растрачена попусту.

Шастры – авторитетная библия – это высшее суждение. Полное и совершенное знание дано в ведической литературе.

Ведические знания – шрути (учение воспринимается через слух). Ведическое знание должно быть принято от Высшего Авторитета в процессе слушания (шраванам).

В прежние века люди были очень разумны, а память их была чрезвычайно острой. Послушав духовного учителя всего один раз, ученики могли запомнить все.

Люди в нынешний век Кали, век ссор и недоразумений, живя среди беспокоящего гомона науки и техники, будут менее разумными, и память их будет гораздо слабее.

Веда – знание. Веданта – конечное знание, цель которого – познание Верховной Личности Бога, Шри Кришны. Бхагавад-гита – квинтэссенция всех ведических знаний.

Шримад-Бхагаватам – зрелый плод всей ведической литературы. Это суммум бонум жизни, олицетворение Господа Шри Кришны. Описывает безграничные трансцендентальные качества Господа.
«Шримад-Бхагаватам – воплощение Всевышнего Господа, Шри Кришны, в звуке. Как безграничен Кришна, так и каждое слово, каждая буква Шримад-Бхагаватам имеет неограниченные значения, и человек может понять их, общаясь с бхактами (преданными)» (Прабхупада «Учение Господа Чаитанйи», с. 151).

Кришна: «Я расположен в сердце каждого, и из Меня исходят память, знание и забывчивость. Меня следует познавать через все Веды» (Бхагавад-гита, 15.15).

Ребенок может не быть совершенным, но знания, которые он показывает, - совершенны, потому что он получил их от авторитета.

Коровий навоз чист, другие испражнения нечисты. Коровий навоз обладает различными антисептическими свойствами.

Обусловленной душе присущи 4 принципиальных недостатка:  несовершенные чувства, склонность к обману, неизбежное совершение ошибок и подверженность иллюзии.

Обусловленная душа совершенно не годится для того, чтобы устанавливать какие-либо законы и правила. Мы должны беспрекословно принять высший авторитет. Только демоны не поверили бы священным предписаниям.

«Они говорят, что мир нереален, что он не имеет первопричины и что нет Бога, управляющего им. Он порождается сексуальным желанием и не имеет другой причины, кроме вожделения.
Демонические натуры, которые потеряли себя и не имеют разума, заняты нечестивым страшным делом, направленным на разрушение мира (Бхагавад-гита, 16.8-9). Большинство современных ученых и политиков относятся к этой группе.

Кришна: «Тот, кто отбрасывает священные писания и действует по собственной прихоти, не достигает ни совершенства, ни счастья, ни высшего предназначения» (Бхагавад-гита, 16.23).

«Невежественные и неверующие люди, сомневающиеся в священных писаниях, не достигают сознания Бога. Для сомневающейся души нет счастья ни в этом мире, ни в следующем» (Бхагавад-гита, 4.40).

Любая искренняя душа, ищущая духовных знаний, должна найти истинного духовного Учителя в ученической преемственности (парампаре). Господь Шри Кришна – изначальный духовный учитель.

Отличительные черты истинного гуру (духовного учителя) и преданного описаны в Падма Пуране: «Человек, имеющий квалификацию брахмана и в то же время обладающий всеми качествами бхакти, может стать духовным учителем всех классов людей, и такого бхакту и духовного учителя следует почитать, как Самого Господа. Но человек, даже если он родился в семье брахмана, не может стать истинным духовным учителем, если он не предан Господу» (Свами Прабхупада «»чение Господа Чайтанйи»).
«Кем бы человек ни был, какое бы положение он ни занимал, если он полностью сведущ в науке Кришны, сознании Кришны, он может стать истинным духовным учителем, посвящающим (инициирующим) или обучающим этой науке. Это не зависит от происхождения или особого положения в обществе».

Качества истинного духовного учителя описаны также в Шримад-Бхагаватам, песнь 11: «В материальном мире счастья нет. Повсюду лишь жалкие условия и ничего больше. Человек, желающий достичь счастья, должен искать истинного духовного учителя и принять убежище у него с помощью инициации. Духовный учитель должен посредством размышлений и доказательств реализовать заключение священных писаний и быть способным убеждать в этих выводах других. Такие великие личности, принявшие убежище у Всевышнего Господа, отбрасывая в сторону все материальные соображения, должны быть признаны как истинные духовные учителя. Каждый должен найти такого истинного духовного учителя, чтобы выполнить миссию своей жизни – перенестись в место духовного блаженства» (Свами Прабхупада «Нектар преданности», стр. 58).

«Ученик должен принять духовного учителя не только как духовного наставника, но и как представителя Верховной Личности Бога и Сверхдуши. Ученик должен принять духовного учителя как Бога, потому что он – внешнее проявление Кришны».

Этот мир – огромный океан страданий и невзгод, и волны майи (иллюзии) постоянно бьют живые существа.

Кришна: «Осознавшая себя душа может посвятить тебя в знание, ибо она видит истину» (Бхагавад-гита, 4.34).

«Всевышний Господь пребывает в сердце каждого и руководит странствиями живых существ, которые усаживаются в машину, созданную из материальной энергии» (Бхагавад-гита, 18.61). Когда Всевышний Господь, пребывающий в сердце, видит искренность обусловленной души, он милостиво дает все возможности для избавления павшей души.

«Из сострадания к ним Я, пребывая в их сердцах, светом знания рассеиваю тьму, порождаемую неведением» (Бхагавад-гита, 10.11).

«Когда человек просвещается, получая знание, которое разрушает невежество, это знание открывает ему все, как все озаряется солнечным светом» (Бхагавад-гита, 5.16).

Материальное тело может кончить свое существование в любой момент. Поэтому каждый должен подготовиться к неизбежной смерти.

«Тот, кто утверждает, что он Мой преданный, не является им. Только тот, кто объявляет себя преданным Моего преданного, - действительно Мой преданный» (Свами Прабхупада «Нектар преданности»).

Долг ученика – всегда думать о духовном учителе и делать все для его удовлетворения, при любых обстоятельствах. Следует выполнять наказы духовного учителя на все 100%, без малейшего оттенка личных мотивов.

«Йога предназначена для реализации Кришны. Вся плодотворная деятельность, в конечном счете, вознаграждается только им. Он – высшее знание и все суровые аскезы совершаются для познания Его. Религия (Дхарма) – это любовное служение Ему. Он является высшей целью жизни» (Шримад Бхагаватам», 1.2.28-29).

«Без жертвы никто не может жить счастливо на этой планете или в этой жизни, что уж говорить о следующей» Бхагавад-гита, 4.31).

«В этот век Кали люди, наделенные достаточным разумом, будут поклоняться Господу, которого сопровождают Его последователи, совершая санкиртана-йаджну – повторение и воспевание имен Бога» (Шримад Бхагаватам, 11.5.32).

«В этот век Кали единственное средство освобождения – воспевание святых имен Господа Хари, Кришны. Нет иного пути» (Брихан-Нарауийа Пурана, 18.126).

Этот метод Хари – Киртана – пение Маха-мантры (великой песни освобождения): Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

«Святое имя – это не материальная вибрация, не имеет оно и какого-либо материального загрязнения» (Падма Пурана).

«Святое имя Господа можно воспевать в смиренном состоянии ума, считая себя ничтожнее соломинки на улице, надо быть терпеливее, чем дерево, быть свободным от всякого чувства ложного престижа, и надо быть готовым оказывать почтение другим. В таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно» (Шри Кришна Чайтанйа Махапрабху «Шикшаштака», стих 3).

Маха-мантра очистит ваше сердце от скопившейся пыли и приведет к пониманию Сознания Кришны – высшей, абсолютной науки, конечной цели жизни.

Ведическая литература – писания о совершенном духовном знании.

Наше истинное «Я» есть духовная душа, неотъемлемая составная частица Верховного Господа Кришны.

Тело и ум – это лишь покрытия духовной души.

Знание о душе – атма-джнана.

По мере изменения тела личность развивает иное сознание. Но духовная душа, личность – та же самая. Она действует сообразно своему телу, т.е. в соответствии с обстоятельствами. Духовная душа, когда у нее тело ребенка, действует, как ребенок. Когда у нее другое тело, та же душа действует, как мужчина.
Собака также духовная душа, но поскольку у нее тело собаки, она живет и действует, как собака.
Действия могут меняться в соответствии с обстоятельствами, но личность остается той же самой.

«Когда тело умирает, душа оставляет его и принимает другое тело» (Бхагавад-гита, 2.13).

Когда духовная душа вводится во чрево женщины, она формирует маленькое тело. Постепенно, благодаря присутствию духовной души, путем эмульгирования секреций тело развивается до размеров горошины. Постепенно тело развивает 9 отверстий – глаза, уши, рот, ноздри, гениталии и анальное отверстие. Тело завершает свое развитие к 7 месяцам. Затем появляется сознание. Ребенок хочет выйти наружу. Ему там очень неудобно, он молится Богу, чтобы Тот милостиво освободил его из заточения. Он обещает стать преданным Бога, когда выйдет наружу. Через 10 месяцев он выходит из чрева. Но если его родители – не преданные, то он забывает о Боге. Только если его отец и мать преданные, он продолжает сознавать Бога.
Дети таких родителей духовно превосходят детей других родителей. Они получают возможность обучиться у отца и матери.

Каждый, кто понимает Кришну «оставив это тело не рождается снова в материальном мире, но достигает вечной обители Бога» (Бхагавад-гита, 4.9).

Живые существа в соответствии со своей кармой получают возможность занимать одну из этих форм. Существует и эволюция. Следующая после рыбы стадия – эволюция к жизни растения. Из растительной формы живое существо может попасть в тело насекомого. После тела насекомого – в птицу, затем - в зверя и наконец – в человека.
А от человеческой формы, если оно обрело подходящие качества, оно может продвинуться дальше. Иначе оно снова должно попасть в эволюционный цикл.
Человеческая форма жизни является важным связующим звеном в эволюционном развитии живого существа.

«Те, кто поклоняется полубогам, родятся среди полубогов; но, кто поклоняется духам и призракам, родятся среди таких существ; те, кто поклоняется предкам – отправятся к предкам; те, кто поклоняется Мне, будут жить со Мной».

Есть разные локи, планетные системы, и вы можете отправиться на высшие планетные системы, где живут полубоги, и получить тело там, или вы можете отправиться к Питам, где живут предки. Вы можете получить тело на Бхулоке, земной планетной системе, или вы можете отправиться на планету Бога, Кришналоку. Вы можете достичь всего, чего бы ни хотели. Этот метод перенесения себя в момент смерти на любую выбранную вами планету называется «йога».
Существует физический процесс йоги, философский процесс йоги и преданный процесс йоги. Преданные могут отправиться непосредственно на планету, где живет Кришна.

В человеческой форме жизни в каждом дремлет сознание Бога. Его необходимо развить путем правильного обучения.
Жизнь, особенно человеческая, предназначена для постижения Бога.

Главная причина – Кали-Юга. Люди не очень разумны, поэтому они пытаются уклониться от этой области знаний, самого важного раздела знаний. Они занимаются тем, что знают и животные. Прогресс в знании – еда, сон, совокупление и оборона.
Если вы поймете, кто вы, то вы поймете и другие вещи. Это называется атма-таттва, атма-джнана, знание сущности.

Я есть духовная душа и я прохожу через множество видов жизни. Я не хочу умирать, потому что боюсь менять тело. Поэтому я боюсь смерти. Я не хочу несчастий, но несчастья приходят. Я не хочу смерти, но смерть приходит. Я не хочу болеть, но болезни приходят. Почему это происходит против моей воли, хотя я хочу обратного? Если меня вынуждают силой, то почему я подвластен этой силе? Кто мне это навязывает? Изучите самого себя.

Я не хочу страдать. Почему это неизбежно? Это наследие законов природы. Мы крадем у Кришны, пытаясь наслаждаться независимо от Кришны. Поэтому нас наказывают по законам природы. Это необходимо, чтобы изменить наш характер. Законы природы проводятся в жизнь полубогами, как представителями Кришны. Каждый должен подчиниться, иначе он будет наказан.

Почему все это происходит? Чего мы хотим достичь? Почему мы претерпеваем столько страданий? Потому, что мы не поднимаемся выше телесной концепции жизни. Мы просто продвигаемся от одного страдания к другому. Если мы хотим избавиться от страданий, то нам следует принять сознание Кришны и предаться Кришне. Настоящее счастье, настоящий экстаз, непрерывный экстаз, есть в духовном мире, где нет страданий. Это материальное счастье называется майя, или иллюзия. В действительности же люди несчастны.

Если вы хотите чему-то научиться, вам надо обратиться к учителю, а если учитель совершенен, то и ваше знание будет совершенно. Если учитель – мошенник, то любое знание, которое он вам даст, бесполезно. Учитель должен быть совершенен: он должен обладать настоящим знанием. Тогда он сможет учить. Метод заключается в том, чтобы найти совершенного учителя. Если у вас есть такой совершенный учитель, то вы сможете узнать все. Если вы обратитесь к учителю, который слеп, как и вы, то вы ничему не научитесь. Совершенный учитель – это тот, кто обучился у совершенного учителя.

В Индии ведической цивилизацией руководят ведические учителя. Все эти ведические учителя принимают Кришну, как высшего учителя. Каждый, кто принимает Кришну, как совершенного учителя, также совершенный учитель, поскольку он учит только тому, чему учил Кришна, и все. Сами они могут быть несовершенны, но все, что они говорят, совершенно.

Материальная наука глупа.

«Совершенная цель прогресса в знании: аскезы, изучение Вед, жертвоприношения, пение гимнов и благотворительность – достигает кульминации в трансцендентальных описаниях Господа, определения которому дают в изысканной поэзии» (Наради Муни).

Вы не имеете духовной цены. Вы ноль. Кришна подобен единице, и если вы признаете Кришну, то ваша ценность немедленно превратится в 10, т.е. безгранично возрастет. Привнесите Кришну во все, и Он умножит ценность этих вещей.

Ведическое знание называется трути («то, что услышано»). Изучать не относительную истину, но Абсолютную истину – задача человеческой формы жизни.

Кришна: «Я есть семя». Я – исходное семя всего сущего (Бхагавад-гита, 7.10). Видя семя, мы видим Кришну. Мы видим тайну мира.

Кришна: «Я – свет Солнца и Луны» (Бхагавад-гита, 7.10). Когда вы видите солнечное сияние, вы видите Кришну.
Надо принять это на веру, слепо, поскольку наш ум несовершенен.
Главная задача человеческой жизни – понять Кришну. Тогда человеческое общество будет совершенным.

«Мы» - означает тело. Тело – это продукт вселенной, а вселенная – это продукт Кришны. Вселенная неотделима от Кришны. Вселенная – это тоже Кришна. Вселенная – это одна из энергий Кришны, материальная энергия. Мы, живые существа – соединение энергии жизни с материальной энергией – вот что такое вселенная. Изучать вселенную – изучать Кришну.
Пока вы не пришли к пониманию Кришны, ваше знание несовершенно.

Во вселенной существует сознание.

Согласно древнеиндийским Ведам, 4 первоэлемента – воздух, огонь, вода, земля – обязаны своим происхождением «аката» - первородному «пространству», или мировому эфиру.