Клинок чародея. Глава 9

Александр Быков Ольга Кузьмина
Глава 9
Не рой другому яму - сам в нее попадешь.
Народная мудрость

- Что же это Черномор свирепствует? Извсти всех нас решил он, что ли, гадина? - сжал кулаки Добрыня. - Он сперва меня живьем в могилу свел, а теперь на Змея исполчается.
- Ну а рыцари-то все, как дети малые. Кабы я так с Добрыней иль с Алешенькой из-за каждой ерунды рядился-ратился... - Илья осуждающе покачал головой. - Ну да это все дело исправимое. Соберемся, наедем на рыцарей, да и... Не смотри на меня так, Аленушка. Убивать-то никого не буду я. И дубину возьму специальную, пуда на два, на три, не более. Шлемы, я гляжу, у них ха-рошие. Не помну, чай, им головы. Главное, чтоб они не успели опомниться, кладенцом бы в нас тыкать не начали.
- А если опомнятся? - засомневался Добрыня. - Ты же видел - они ребята шустрые. И неплохо владеют оружием... А вот обмануть их дело плевое. Только Черномор, боюсь, вмешается.
- Черномора надо нейтрализовать, - Лебедь решительно хлопнула ладонью по столу. - Пока он на свободе, мы не сможем отобрать у рыцарей меч. Риск слишком велик.
- Вызнать бы нам, где его логово. Ну а там уже дело нехитрое - оглоушим дубиной тихонечко и в мешок запихаем по-быстрому, - внес конструктивное предложение Алеша.
- А на шею камень, да и в озеро, - радостно докончил Добрыня.
Лебедь покачала головой.
- Убивать его бесполезно, даже опасно. Все равно скоро вернется. Не будет Яга долго держать его у себя в подземельях. На кой он ей сдался? Мало того, коли вы прибьете его ненароком, тут уж братцы за Черномора вступятся. Нам и одного Кощея бы хватило. А если еще и папочка мой полезет узнавать, по чьей милости его братец вдруг Яге в гости пожаловал...
- Жаль, - сокрушенно покачал головой Добрыня. -  Ну, можно я ему хотя бы руку сломаю, а?.. Ведь живьем меня в курган упрятал, гадина!..
- Надо отнять у Черномора ковер-самолет! - предложил Алеша. - Черномор же без ковра без этого, с места никуда не сможет сдвинуться. Даже если что и пронюхает, то уж не успеет, не вмешается.
- Ковер, говоришь? - сощурился Добрыня. - Ведь осталась у меня стрела огнЯная, колдовской работы Горыныча. Неужели не сшибу ковер я стрелочкой?
- Не мешало б увести коней у рыцарей, - вставил Илья. - Конным боем сильны они, соколики. А подай мне из них любого пешего, так его я отхожу своей дубинушкой... А потом отдадим, конечно, коников, когда меч-кладенец у нас окажется.
- Ладно, - подвела черту Лебедь. - Сперва надо куда-нибудь убрать Черномора. А потом я приму его облик и легко выманю у этих рыцарей меч-кладенец, - и она снова начала ворожить над кадкой.
В воде стала видна комната, стены которой были увешаны дорогими коврами. Посреди комнаты стоял Черномор и смотрел в лежащий перед ним на столе небольшой медный таз.
- Это его вилла в Лукоморье, - пояснила Лебедь. - Замок свой он так и не отстроил. Даже не брался еще. На вилле пока живет. Защита от чужой ворожбы там слабее, чем была в его замке, поэтому мы можем видеть, что у него внутри творится.
«Интересно может получится, - подумалось Алене. - Вот мы смотрим на Черномора. Он в это время смотрит в тазик на Ягу. Та, в это же время, глядит, к примеру, на Кощея. А Кощей на нас. И каждый думает, что это он один такой умный, подглядел за всеми... Ох, чую, не к добру мне вспомнился вдруг Кощей».
Тем временем Черномор, увидев что-то в своем тазу, встрепенулся, заметался заполошно по комнате, подхватил какой-то посох и пробкой выскочил вон.
- Замечательно! - Лебедь радостно хлопнула в ладоши. - Сейчас самый удачный момент, чтобы подстроить Черномору ловушку. Он, наверняка не ждет засады в своем кабинете... Я сейчас настроюсь. Должно получится. Кому-то из богатырей надо будет просто прыгнуть в кадку, чтобы очутиться там, в его комнате.
- Эт хорошо, - кивнул Илья и потер в предвкушении руки. - Шарахну его по голове чем-нибудь тяжелым... но мягким, чтобы череп не помялся. Правильно?
Лебедь и Алена одобрительно кивнули.
- А потом в мешок его и сюда, так? - продолжил Илья.
- Все верно, - кивнула Лебедь.
Накрутив на палец свой длинный золотистый волос она, зажмурившись, дернула. Волос остался в руке. Пошептав над ним немного, Лебедь протянула волос богатырю.
- Вот, Илья. Намотай себе на палец и я смогу увидеть тебя, где бы ты ни был. Когда будет необходимо, разорви волос, и я перекину тебя, и все, что будет у тебя в руках, к себе.
Илья кивнул. Лебедь простерла обе руки над кадкой и произнесла напевно несколько непонятных слов. На поверхности воды засверкали золотистые искорки. Богатырь взобрался на стол и, с размаху прыгнув в кадку, очутился в кабинете Черномора. Вода в кадке при этом даже не всколыхнулась. Только пробежала по поверхности мелкая золотистая рябь.
Илья осторожно огляделся. Высунул голову в коридор. Глянул в окно. Наконец, удостоверившись, что проник в логово волшебника незамеченным, поднял с пола небольшую, обитую бархатом скамеечку. Примерившись, удобно ли ею будет бить, Илья удовлетворенно хмыкнул, и положив скамейку у ног, поудобнее устроился в кресле.
«Интересно, что же так встревожило Черномора? - забеспокоилась Алена. - Если случилось что-то действительно важное, то это непременно должно найти отражение в книжке!»
Открыв книгу, Алена пробежала глазами последнюю страницу. Действительно, там появилось несколько абзацев нового текста.

---------
К вечеру, когда рыцари достигли Длинного озера, им было явлено некое знамение - холодный ветер освежил усталые лица, и с неба над озером посыпался белый снег. Соскочив с коней, друзья пали на колени и трижды произнесли «Отче наш».
- Видит бог, это место не зря отмечено знаком! - воскликнул, поднявшись с колен сэр Ланселот. - Остановимся здесь на ночлег!
- А что, место и верно неплохое, - согласился Персиваль. - Вода близко. Мошки не кусают. А там вон дичи настрелять можно, - и он указал на камыши, из которых доносилось кряканье уток.
- Вот и сходи, настреляй, - покровительственно похлопал его по плечу сэр Ивейн. - Да возьми кого-нибудь себе в помощь. Сэр Блэкмар не велел нам оставлять тебя одного, без присмотра.
Рыцари дружно засмеялись. Персиваль, нахмурившийся было в первый момент, рассмеялся вместе со всеми и отправился на пару с Гавейном на охоту.
Солнце уже опустилось за макушки деревьев, когда Персиваль и Гавейн мокрые и усталые, но довольные, принесли в лагерь трех подстреленных уток. Каково же было удивление рыцарей, занявшихся приготовлением пищи, когда из леса к ним вдруг неожиданно вышел добрый волшебник Блэкмар.
- Приветствую вас, благородные рыцари, - улыбнулся он. - Не удивляйтесь. Я же обещал иногда появляться и подсказывать вам, куда идти дальше... Но сегодня у нас есть еще одно важное дело. Я изготовил магический эликсир, смертоносный для любого дракона! Скорее дайте мне волшебный меч. Я немедля пропитаю его лезвие, чтобы вы могли уничтожить ужасного дракона одним ударом!
-----------------

На этом текст прерывался. Сердце Алены учащенно забилось.
«Какой еще, к чертям эликсир? Зачем ему на самом деле меч?.. Да Черномор ли это?»
- Лебедь! Посмотри, что там с рыцарями делается, - поспешила спросить Алена.
- Сейчас, - Лебедь провела над кадкой руками и перед ними предстала ошеломляющая картина.
На виду у совершенно растерявшихся рыцарей, один Черномор исступленно лупил посохом по голове другого Черномора - своего абсолютного двойника. Другой же, не обращая внимания на удары, деловито вырывал по волосу и без того куцую бородку первого Черномора, вопя при этом:
- Самозванец! Да у тебя и борода-то накладная!
- От самозванца слышу! - завизжал первый Черномор и шарахнул посохом так сильно, что тот переломился о голову второго Черномора.
Второй Черномор, охнув, присел. Зло сжал губы и с размаху ударил первого ногой в пах.
- Заморыш, падла! - прохрипел первый Черномор, сгибаясь пополам от боли. И вдруг, ударив двойника головой в живот, повалил его на землю и набросился на противника сверху.
Визжа, царапаясь и пинаясь оба Черномора покатились по склону к озеру и плюхнулись в воду. Какое-то время борьба шла под водой. Потом один из Черноморов выполз на берег и, торопливо поднявшись, вскинул над головой руки. Поверхность озера моментально сковал толстый слой льда, похоронивший под собой двойника. Облегченно вздохнув, Черномор отряхнулся и, радостно улыбаясь, повернулся к остолбеневшим рыцарям.
- Ну вот. Самозванцу конец. А теперь скорее отдайте мне меч.

- Да это же Кощей! - завизжала Алена, заставив вздрогнуть увлеченных зрелищем друзей. - Лебедь, что ты стоишь? Он же сейчас отберет у них кладенец!!!
Коротко кивнув, Лебедь с места нырнула в кадку с водой, на лету превращаясь в белую птицу.
На поляне перед озером Персиваль подал липовому Черномору меч. Тот уже протянул за ним руку, но в лицо ему вдруг кинулась сверху белая лебедь. Волшебник отскочил. Изрыгая проклятия поднял руки в угрожающем жесте и птица испуганно взмыла в небо. Кощей, заискивающе улыбаясь, вновь повернулся к Персивалю, чтобы взять меч. Но юноша уже не протягивал его, а сжимал в руке, изготовившись для боя. Остальные рыцари тоже вынули свои мечи и полукругом угрожающе придвинулись к Кощею.
- Да вы что, ребятки? - попятился Заморыш от направленного ему в грудь Кладенца. - Это же я, добрый волшебник Блэкмор!
- Это был знак Свыше! - с фанатичным блеском в глазах вскричал Ланселот. - Божья птица не дала тебе взять волшебный меч!
- Чем ты можешь доказать нам, что ты не самозванец? - с угрозой спросил колдуна сэр Ивейн.
- Вам мало этого? - Кощей театральным жестом показал на замерзшее озеро.
- Добрые волшебники так не поступают, - покачал головой Персиваль.
- Да что мы стоим? Давайте порубим его в капусту! - взмахнул мечом сэр Гавейн. - Ведь он только что убил нашего благодетеля, доброго волшебника Блэкмара!
- Подождите! - испуганно взвизгнул Кощей. - Одумайтесь! Это Я Блэкмар! Какие вам нужны доказательства?!
Рыцари озадаченно переглянулись.
- Помнится, добрый волшебник склеивал из черепков какую-то вазу, когда мы увидели его в первый раз, - вспомнил Персиваль. - Ваза была очень необычная. Я хорошо ее запомнил!
- Верно! Если ты настоящий Блэкмар, принеси и покажи нам эту вазу!
- Да легко! - расплылся Кощей в радостной улыбке. - Никуда не уходите! Я сейчас мигом слетаю за ней.
Обернувшись к озеру, он вновь простер руки и слой льда стал, кажется, еще толще. Потом Кощей торопливо вскочил на лежащий поблизости ковер-самолет Черномора. Некоторое время он что-то чуть слышно шептал, но ковер не трогался с места. Кощей плюнул с досады и с места  взмыл в небо, руками придерживая ковер под собой.


- Да ведь он полетел на виллу Черномора! Там же Илья!.. Что делать? - заметалась Алена.
- Зови Лебедь! - обернулся Добрыня к Алеше.
- Я зову, да она не откликается. Ото всех она, похоже спряталась. Ты же видел - Кощей чуть не убил ее!..
- На своих конях мы к Лукоморью только к завтрему доскачем, - вздохнул Добрыня.
- Побегу к Яге. А вы пока... Лебедь зовите! - крикнула им Алена и рванулась из дома.

До Глума она докричалась быстро, за пару минут. Потом была сумасшедшая беготня по лесу, потом  туго въезжающие в происходящее охранники-черепа. Наконец, Алена, задыхаясь, ворвалась в избушку Бабы-Яги.
- Что случилось, Аленушка? Опять с твоим Змеем беда?
- Нет, Бабушка, не с ним. Илья... Можешь найти его?
- Отчего ж не найти? Дело недолгое, - бабушка неторопливо сняла с полки блюдечко, положила на него яблочко, зеленое, с красным бочком и тихонько покатила его по кругу.
Илья не появлялся.
- Да что такое? - возмущенно всплеснула руками Яга. - С чего это вдруг богатыри твои повадку взяли прятаться?
- А вдруг он не спрятался? Вдруг он...
- Это вряд ли, - покачала Яга головой. - Илье смерть в бою не писана.
- А на Лукоморье можешь ты посмотреть? - спросила Алена.
На блюдечке тотчас появилось изображение глубоко вдающегося в море полуострова, покрытого зеленеющим лесом. В центре его, на высоком холме громоздились дымящиеся развалины.
- Да что ж вы все сразу на Черномора-то набросились? - запричитала Яга.
- Илья, - пошептала Алена чуть слышно... - Он там... В доме... Был... - последнее слово прозвучало уже как всхлип.
- Так... - Яга напрягла кисть, и яблочко на блюде остановило свой бег. - Нет, жив он. Иначе я бы почуяла... Да вот и на ножи глянь. Они, чай, все там же торчат?
Яблочко, резво сорвавшись с места, покатилось дальше и на блюдечке появилась одна из комнат заставы. Все три ножа были на месте - торчали в дверном косяке. С ножа Добрыни осыпалась почти вся ржавчина. А на двух других не было никаких следов беды.
- Ну? - Яга успокаивающе погладила Алену по голове. - Я говорю тебе - жив он!
Алена шмыгнула носом.
- А что там у рыцарей делается, можно мне посмотреть?..
- Да пожалуйста! - улыбнулась Яга. – Мне и самой интересно...


Возле берега лед треснул, и из образовавшейся полыньи высунулась тощая, покрытая гусиной кожей, рука. Потом из воды вынырнула седая голова с куцей, наполовину выщипанной бородкой. Минуту спустя, Черномор, подтянулся и лег брюхом на лед. Рыцари, подбежав, обступили его со всех сторон. Подхватив под руки, повели к костру.
Промокший и жалкий, Черномор, дрожа от холода, стянул с себя халат, явив миру синее от холода тело. Персиваль тут же укрыл его своим плащом, а Ивейн подбросил веток в костер.
- Ох и х-худо мне, дети мои, - прокряхтел карлик, стуча от холода зубами. - Д-давненько меня эдак-то морозом не били... Н-надеюсь, вы не отдали Заморышу меч-кладенец?
- Нет, сэр Блэкмар. Он у меня! - заверил его Персиваль, наполовину обнажив пульсирующий серебряным светом клинок.
- Вот и славно. А я уж думал, отдадут сейчас эти при... предобрейшие воины кладенец Заморышу...
- А кто он такой, этот Заморыш?
- Да брат мой, младшенький, - вздохнул Черномор. – Верно говорят, в семье не без урода
- Тоже великий волшебник? - настороженно спросил сэр Ивейн.
- Да какое там!.. Недоучка. Прямой конвергенции от обратной с трех шагов отличить не может, - небрежно махнул рукой Черномор. Но заметив, что рыцари подозрительно покосились на него, пояснил. - Силой-то он сейчас, конечно, меня превосходит. Оттого и одолеть сумел. Это он, гаденыш, да еще тот дракон, к которому вы едите, подстроили так, что вся моя волшебная сила обратилась в пепел. Мастерства-то у меня не убавилось. А вот сил теперь... - расстроено скривив губы, Черномор погладил остатки своей бороды. - Ну ничего. Я еще силушки-то наберу, братец. Ой, наберу! Еще поквитаемся, - и он погрозил кулаком медленно таявшему на озере льду.
Солнце, тем временем, окончательно закатилось. Подул прохладный ветер. Черномор снова застучал зубами, и Персиваль подал ему кружку теплого, только что разогретого на костре вина.
- Заморыш всегда меня ненавидел, - начал рассказ Черномор, осушив кружку. - Помню, когда я был еще совсем маленьким, он специально...


- Ну все, - вздохнула Алена. - Теперь Черномор в глазах рыцарей настоящий мученик... Совсем мозги им запудрит.
- Там мозгов-то энтих, - пренебрежительно махнула рукой Яга. - И так уж они служили ему. Так что никакого нового вреда тут нет.
- Да, за трех ворон тебе спасибо! - вспомнила Алена. - Чуть было рыцари меж собой не передрались.
- Я смотрела... И на ту еще картинку смотрела, когда два Черномора друг друга лупили, - Яга, улыбнувшись, довольно сощурилась. - Такого я уж да-вно не видала. Бывалча только сызмальства, когда и тот и другой пешком под стол ходили... Да. Отвлеклась я что-то. Это хорошо, что вы не дали Кощею кладенец захватить.
- Слушай, - оживилась Алена. - А Кощея ты можешь увидеть? Может, хоть у него узнаем, что с Ильей-то стало?
- Отчего не мочь-то? Могу. Только ведь и он меня увидит... Да мне-то что? Я от взглядов его, чай, не усохну. А ты спрячься-ка, Алена. Иль хоть отойди в сторонку от блюдца.
Алена испуганно отшатнулась от стола.
- Так и сойдет, - кивнула Яга. - А я туману-то напущу, чтобы он не прознал, что гости у меня... Кощей! Эй, братец!.. Ох ты, ми-лай! Да кто ж тебя так? - с неподдельной жалостью в голосе нараспев произнесла Яга и всплеснула руками.
Краем глаза Алена увидела в блюдце лицо Кощея и зажала себе ладошкой рот, чтобы не рассмеяться. На лбу Заморыша красовалась немалых размеров шишка. Кощей, шипя сквозь зубы, прикладывал к шишке сковороду.
- Известно кто... Черномор, скотина!
- Это что же он, посохом тебя что ли так приласкал? Ить преломил же его прям об твою головушку!
- Видела? - неприязненно проворчал Кощей. - Ничего. Я ему хорошо-о накостылял. И еще накостыляю! - и он погрозил кулаком в пространство. - Он еще увидит у меня, как раки зимуют!
- Эх, мальчики... Что ж вы все ругаетесь?! Угомона на вас нет, - вздохнула Яга. - Ну вот скажи мне, зачем ты Черномору дом спалил?
- Не «зачем», а «за что»!
- Ну и за что?
- Да чтоб он, собака, таких заклятий в своих кабинетах не ставил, которые первого входящего по голове скамейками бьют! - взвился Кощей.
От сдавленного смеха Алена чуть не свалилась на пол. А Яга, округлив удивленно глаза, переспросила Кощея.
- Чем бьют?
- Скамейками!.. Я к нему, может, в гости зашел. А оно ка-ак хряпнет. Аж в глазах потемнело... Ну, я как очухался, вскочил. А там - озоном пахнет, и скамейка валяется. Пополам, между прочим, треснула от удара! Ну, я по злобе и...
- И дурак, - покачала Яга головой. - Не спросясь, небось, зашел в кабинет-та?
- Да какая разница?
- Не спрося-ась, - Бабушка укоризненно пригрозила ему пальцем. - Братец твой, небось, вовсе и не на тебя заклинанию ставил, а так, на всякого проходимца, который не спросясь в его кабинет полезет... А получилось, что ты - тот самый проходимец и есть!.. Сам себя ты, выходит, по лбу скамейкой огрел. А потом, по злобе еще и дом брату спалил... И в кого ты такой дурак-то, Кощеюшка?
- Не трави душу, Яга. Я и сам уже жалею. Была в его доме одна штука... Нужная мне очень. Да где теперь эти черепки-то найдешь, среди песка да щебня?
- А коли жалеешь, так поди, да извинись, - посоветовала Бабушка.
- Это перед Черномором-то? - возмущенно взмахнул сковородкой Кощей. - Да он... Да я его!..
- А, - Бабушка махнула рукой, и изображение Кощея в блюдечке пропало. - Бесполезно с ним говорить. Ох, нарвется когда-нибудь... Ты что это со смеху то давишься?
- Это не колдовство... Это Илья был, - простонала, едва отдышавшись, Алена. - Он, небось, и не знал, что это Кощей идет.
- Ох, - погрозила ей пальцем Яга. - Нехорошее вы дело снова затеяли.
- А Змея убивать - хорошее дело? - сверкнула Алена глазами. - А Добрыню заживо в кургане хоронить тоже хорошее?!
- Ну, ты не заводись так-то сразу... Я просто чего сказать хотела... Вы там поаккуратнее как-нибудь. Чтобы не вышло, как прошлый раз...



Когда Алена вернулась на заставу, все были уже там. Илья, самодовольно улыбаясь, рассказывал, как он приласкал Кощея по лбу скамейкой. Богатыри одобрительно хлопали его по плечам. И только Лебедь выглядела встревоженной.
- Что-то не так вышло? - тихонько спросила ее Алена.
Лебедь кивнула.
- Заморыш таких вещей не прощает. Илья теперь его враг навеки.
- Тоже мне, испугала, - усмехнулся богатырь. - А то прежде мы с Кощеем были друзья!..
- Кощей не понял, кто это его приложил. Когда я была у Яги, он говорил с ней. Жаловался. Во-от такенная шишка у него, между прочим, - Алена показала на пальцах размер шишки и богатыри радостно захохотали. - Кощей думает, что это было охранное заклинание Черномора.
- Слава Роду, - облегченно вздохнула Лебедь.
- Ну, не знает, и пес с ним, - отсмеявшись, безразлично махнул рукой Илья.
- А отчего это Яга не могла тебя увидеть, Илья? - поинтересовалась Алена.
- Не могла? - Лебедь чуть не подпрыгнула от радости. - Значит, я даже от Яги закрыться могу!.. Когда я Кощею помешала взять меч, он чуть не пришиб меня заклинанием. Пришлось скрыться, создать вокруг себя эдакую непроницаемую защиту... . Притаилась я, значит, за ивами, над озерцем. А тут вдруг Илья волос мой рвет. Ну, я удивилась. Чего это, думаю, он? Черномор-то еще из-подо льда не выбрался. Но, на всякий случай, к себе его дернула. Прямо под ивы, под защитный купол. Поэтому Яга и не увидела его.
- Теперь Черномор, наверное, дальше с рыцарями поедет, - предположил Алеша. - Ведь ковра-самолета у него уже нет.
- И мне выдать себя за Черномора, чтобы забрать у них кладенец, теперь не получится, - Лебедь вздохнула. - А ведь могло получиться!.. Жаль, Кощей раньше нас влез, да так бестолково.
Добрыня озабоченно подпер подбородок.
- Зато теперь мы знаем, что за кладенцом следят и Черномор и Кощей... А Кощей, к тому же, знает, что ты, Лебедь, зачем-то хотела ему помешать.
- Да, - кивнула Лебедь. - Он наверняка меня узнал... Нам теперь надо какой-то другой план придумывать. Такой, чтобы обмануть и рыцарей, и Кощея, и Черномора.