А вы докажите, что мы вас бомбили!

Ник Романский
После заявлений главы Международного уголовного суда Луиса Морено Окампо о том, что обвиняться в военных преступлениях будет не только режим Каддафи, но и войска НАТО, в альянсе решили на всякий случай вообще не признавать факты гибели мирных жителей от ударов крылатых ракет и действий авиации.

Выступая 3 ноября на очередном пресс-брифинге генеральный секретарь НАТО Андрес Фог Расмуссен заявил, что "не располагает подтвержденными данными" о гибели мирных жителей в результате бомбардировок ливийской территории. По его словам войска альянса действовали "очень осторожно" и всячески старались свести к минимуму жертвы среди мирного населения и нанести наименьший ущерб гражданской инфраструктуре.

Пользуясь почти полной подконтрольностью мировых средств массовой информации Расмуссен занял позицию не признания многочисленных фактов гибели мирных жителей от ударов крылатых ракет и авиации НАТО. Любые видео- и фотоматериалы, доказывающие обратное, будут объявляться поддельными либо недостаточными для подтверждения виновности альянса. Однако даже если считать не подтвержденной информацию о десятках погибших от авиаударов в Злитене и Сурмане, сотен погибших под завалами домов в Триполи и Сирте, заявление Расмуссена все равно выглядит не очень последовательно.

В ходе военной кампании в Ливии НАТО несколько раз выражало "сожаление" по поводу гибели мирных жителей, не подтверждая, но в то же время и не опровергая своей причастности к этому. Кроме того, как минимум один раз представители альянса были вынуждены признать факт гибели гражданских лиц от удара крылатой ракеты в Триполи.

19 июня по Триполи и пригородам было выпущено 110 крылатых ракет. Одна из них отклонилась от курса и ударила в жилой трехэтажный дом в столичном районе Сук эль-Джума. В НАТО утверждали, что целью была ракетная установка. На следующий день восемь бомб были сброшены на жилой квартал в городе Сурман, где проживал бывший соратник Каддафи, пенсионер ***лди Хемиди. Погибли не менее 19 человек, включая жену Хемиди, восемь детей и троих внуков. Представители североатлантического альянса не признали факт гибели гражданских лиц, заявив, что дом Хемиди был "законной военной целью".

Таких "законных военных целей" и "командно-контрольных узлов", которым был признан дом Хемиди в официальном отчете НАТО, за время военной операции набралось несколько сотен. Особенно небрежно к гибели мирного населения альянс относился с августа, когда возникла угроза поражения мятежников. Тогда даже минимальные ограничения на удары по гражданским объектам были сняты. Во время боев в Сирте в сентябре-октябре все жилые дома стали "законными целями" в силу того, что оборонялось большинство населения. Чем больше жертвы, тем упорнее НАТО отрицает свою причастность к ним. Поэтому гибель мирного населения Сирта в альянсе не признают никогда.

Обозреватель Виктор Ильин