Дискриминация

Вечеслав Еленский
Дискриминация – выпад против самой идеи прав человека. Это систематический отказ в полном спектре прав отдельным лицам и целым категориям людей из-за того, кем они являются и какого мнения придерживаются. Человеку чрезвычайно просто отказать в правах, если считать его «недочеловеком».

Поэтому в основу международного права в области прав человека положен принцип запрета дискриминации. Авторы Всеобщей декларации прав человека чётко заявили, что считают принцип недопущения дискриминации основополагающей идеей документа.

Тем не менее дискриминация по таким признакам как расовая или этническая принадлежность, сословное положение, вероисповедание, пол, сексуальная ориентация, возраст и состояние здоровья, либо по ряду этих признаков, сохраняется во многих формах в каждой стране мира.
Мы и они: борьба с дискриминацией

Независимо от виновников дискриминации и обстоятельств, в которых она происходит, основу всех её форм составляют невежество и предрассудки. Случается, что дискриминация и репрессии имеют место в обществе в целом либо совершаются должностными лицами. Как бы то ни было, и то, и другое, а также безнаказанность, которой зачастую пользуются виновные, – это нарушение прав человека.

Власти некоторых стран открыто оправдывают отдельные формы дискриминации, ссылаясь на моральные, религиозные и идеологические соображения. Законодательно закреплённая дискриминация фактически лишает людей прав, например, в случаях, когда законы ограничивают основные свободы женщин либо не признают права коренных народов.

Жестоким проявлениям предубеждённости зачастую способствует бездействие должностных лиц. По причине дискриминации определённые группы населения оказываются лишены равной правовой защиты от насилия, например от нападений на расовой почве, домашнего насилия, целенаправленных нападений по причине действительного или мнимого вероисповедания и сексуальной ориентации.

При дискриминации в правоохранительной системе власти могут считать определённые категории людей «потенциальными преступниками», а значит им в большей мере грозит арест и тюремное заключение. Кроме того, в условиях системы уголовного судопроизводства эти лица, скорее всего, столкнутся с более суровым обращением, возможно, равносильным пыткам и другим видам жестокого обращения.

Личность человека и его положение также способны повлиять на характер и последствия жестокого обращения. Например, женщины-транссексуалы, содержащиеся под стражей вместе с мужчинами, особо подвержены изнасилованию и другим формам сексуального насилия.

Многие люди сталкиваются с дискриминацией по причине целого ряда особенностей, определяющих их личность. Например, представительницы коренных народов сталкиваются с дискриминацией, обусловленной не только их половой принадлежностью, но принадлежностью к коренным народам. Таким образом, сочетание разнообразных факторов определяет индивидуальный опыт дискриминации.
Ущемлённое достоинство

Акты расовой дискриминации свершаются ежедневно в каждом уголке мира. По данным исследований Amnesty International, многие лица (а возможно и большинство), пострадавшие от жестокости полиции в Европе и США, –чернокожие либо представители других национальных меньшинств. Государства обязаны предупреждать расовое насилие со стороны любого субъекта, а не только собственных должностных лиц.

Тем не менее во многих странах жестокое обращение на расовой почве питают такие факторы как распространение ксенофобных настроений по отношению к иммиграции, дискриминация в рамках системы уголовного судопроизводства и действия участников вооружённых конфликтов.

Насилие в отношении коренных народов, особенно в условиях земельных споров, – наследие, оставленное веками порабощения. Среди беднейших слоёв населения как в развитых, так и в развивающихся странах, несоразмерно большую часть составляют представители коренных народов.

Повсеместная нищета уходит корнями в историю колонизации. Кроме того, бедности способствуют непрерывная систематическая дискриминация и непризнание индивидуальных и коллективных прав коренных народов, включая лишение исконных земель, утрату контроля над природными ресурсами и потерю традиционных знаний, а также вынужденная ассимиляция в основном обществе и интеграция в рыночную экономику.

Существует множество законов и обычаев, ограничивающих основные свободы женщин, включая свободу передвижения и выражения мнения.

С младенческих лет к девочкам относятся хуже, чем к мальчикам, причём это отношение принимает такие формы, как избирательное недостаточное питание и отказ в равном образовании и медицинском обслуживании. Незамужние женщины сталкиваются с многочисленными препятствиями, например, при получении жилья и ссуд, причём в отдельных случаях закон приравнивает замужних женщин и вдов к несовершеннолетним.

Насилие применяется для устрашения женщин в семье, на работе, в местах содержания под стражей и в ходе конфликтов, когда изнасилование становится «орудием войны». В каких бы обстоятельствах оно ни применялось, насилие тесно связано с подчинённым положением женщин в обществе и ограничением их самостоятельности. В некоторых случаях насилие совершается должностными лицами. Нередко они оказываются причастны к насилию со стороны других субъектов, например, работодателей, религиозных или традиционных властей и родственников.

В десятках стран до сих пор сохраняются законы, предусматривающие уголовную ответственность за гомосексуализм. Эти дискриминирующие законы не только лишают прав целую категорию населения, но также могут служить мандатом на пытки и жестокое обращение с задержанными.

Узаконивая пытки, подобные правовые положения могут стать официальным стимулом к насилию над лесбиянками, геями, бисексуалами и транссексуалами в обществе в целом.

Вместе с тем подобные проблемы присущи не только странам, где гомосексуализм поставлен вне закона. По причине узаконенных предрассудков лесбиянки, бисексуалы, геи и транссексуалы, соприкоснувшиеся с законом по иным причинам, могут подвергаться целенаправленным злоупотреблениям.
Основные факты

Нормы международного права гарантируют права каждому человеку без каких бы то ни было различий, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Экспертные органы ООН подтвердили, что этот принцип охватывает дискриминацию по признаку сексуальной ориентации.

Идея в основе данного принципа такова, что лишение прав из-за особенности, которую человек не в силах изменить (например, расовая или этническая принадлежность), либо из-за особенности, которая является неотъемлемой частью его личности и не подлежит принудительному изменению (например, вероисповедание), представляет собой нарушение международных принципов в области прав человека.

Власти обязаны принимать необходимые меры, гарантирующие право каждого на защиту от дискриминации. Они должны отменить дискриминирующие положения законодательства, которые способствуют нарушениям прав человека и исключают доступность правосудия для каждого. Властям следует обеспечить эффективную защиту от насилия в обществе в целом. Законы и органы государства должны бороться с коренными причинами дискриминации, а не распространять и поощрять её в политических целях.

Прямая дискриминация – это менее благоприятное либо ущербное отношение к лицу или группе лиц на основании запрещённого признака либо на основании другой особенности, например, расы или пола.

Опосредованная дискриминация имеет место, когда обычай, правило, требование или условие, на первый взгляд нейтральные, на деле оказывают несоразмерно отрицательное воздействие на отдельных лиц или группы лиц, если этот обычай, правило, требование или условие не оправданы. Власти должны учитывать определённую разницу между группами населения, не допуская опосредованной дискриминации.
Что предпринимает Amnesty International

В Словакии дети-ромы лишены права на достойное образование в рамках системы, допускающей их систематическую дискриминацию. Огромное количество детей помещают в отдельные школы, где учатся только ромы, а других отдают в специальные школы, несмотря на отсутствие отклонений в умственном развитии и трудностей с обучением. В докладе Amnesty International 2007 года под названием Still separate, Still unequal – Violations of the right to education of Romani children in Slovakia («До сих пор разделены, до сих пор неравноправны: нарушения права на образование детей-ромов в Словакии», на английском языке) рассказывается о повсеместной, но предотвратимой дискриминации детей. Организация призывает словацкое правительство ликвидировать дискриминацию в сфере образования, упразднив отдельные школы для ромов, а Европейский союз – обеспечить необходимую финансовую и техническую помощь. Призываем к полноправному участию ромов в выработке и реализации политики и программ, влияющих на их жизнь.

Amnesty International проводит кампанию под названием «Остановим насилие над женщинами». Наш доклад 2007 года о неспособности правительства США защитить представительниц коренных народов от сексуального насилия послужил поводом для нескольких заседаний правительства. С его помощью удалось собрать средства на сохранение убежища для переживших сексуальное насилие и добиться того, что защитники прав женщин из числа коренных народов получили голос в СМИ США.

В 2006 году Amnesty International опубликовала доклад под названием Stonewalled – Still Demanding Respect. Police abuse and misconduct against lesbian, gay, bisexual and transgender people in the USA («За глухой стеной: требуем уважения. Злоупотребления и неправомерные действия полиции в отношении лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов в США», на английском языке). В докладе рассказывается о гендерном насилии, порой доходившем до пыток и жестокого обращения, с которым сталкиваются лесбиянки, геи, бисекcуалы и транссексуалы в США, даже после десятилетий борьбы за права человека.
Amnesty International сотрудничала с представителями коренных народов и неправительственными организациями, добиваясь принятия Декларации ООН о правах коренных народов. Работа над документом заняла более 20 лет, и в конечном итоге в сентябре 2007 года декларация была принята.

В докладе 2006 года под названием Migrant workers are also human beings («Трудящиеся-мигранты – тоже люди», на английском языке) организация демонстрирует, что в Южной Корее недобросовестные работодатели и власти нередко нарушают права трудящихся-мигрантов. Им отказывают в правах на рабочем месте, в свободе объединений и передвижения, а также ущемляют право на личную свободу и неприкосновенность. Amnesty International призывает правительство Южной Кореи поддерживать и соблюдать права всех трудящихся-мигрантов.

http://amnesty.org.ru