На ошибках учатся?

Михаил Алексеевичъ
Говорят, на ошибках учатся. Некоторые учатся на чужих. А учатся ли? Есть ведь такое выражение – наступать на одни и те же грабли. Почему-то это человеку очень даже свойственно. А ещё есть такая пословица – горбатого могила исправит...
Вспомнилось это мне в связи с ИТР-овской юностью. Был у меня непосредственный начальник, который руководил сектором (я работал в секторе электроники). Великолепный специалист, легко разрабатывающий логические электронные схемы. Я в этом плане многому у него научился. Но была у него одна черта – авантюризм. В частности, он мог найти в другом отделе или даже заводском цеху человека, которого совершенно не знал, даже молодого специалиста, только что поступившего по распределению, и уговорить его перейти к себе в сектор. Очень скоро после этого выяснялось, что этот человек вовсе не соответствует его представлениям, некомпетентен или же полный разгильдяй. Затем начальник старался этого человека изгнать. Что было в то время непросто, особенно если дело касалось молодых специалистов. Ладно, если бы это был единичный случай. Ну или даже два. В конце концов, должна же жизнь чему-то учить. Но таких случаев было не один, и не два, и не три... Это меня поражало.
Когда я поступил на работу (слава Богу, меня не начальник нашёл), узнал об одном таком случае. Этот человек ушёл потом на завод и даже вроде как стал повыше в должности. Был ещё один, молодой специалист, им же (начальником) приведённый, совершенно безответственный, который даже не ходил на работу. По иронии судьбы оба носили одно и то же имя-отчество – Валерий Борисович. От второго начальник тоже пытался избавиться, но никак не мог, ему всё говорили, ты этого бездельника заставь работать! Правда, потом тот сам ушёл. При этом начальник не скрывал своей радости.
Через некоторое время к нам в объединение (причём не в наше СКБ, а на завод) по распределению поступили какие-то девицы, молодые специалистки. И вот мой начальник, вообще не зная, кто они и что, решил уговорить одну из них оформить перевод в СКБ, к нам в отдел... Ну кто сказал, что на ошибках учатся? А ведь даже по одному виду многое можно было понять. Ладно, что девица была полной бездарью. Так она ещё отличалась выдающейся наглостью и хамством, была, как сейчас говорят, отвязной (или отвязанной). Уходила с работы, когда хотела, демонстративно игнорировала указания начальника. А когда он попытался заставить её уйти (буквально месяц прошёл), написала на него кляузу. Как же, выгонишь молодого специалиста... В общем, она только трепала нервы, о работе и речи не было.
А тем временем у нас в секторе возник ещё один конфликт. Начальник вынудил уйти сотрудника, которого сам же переманил из цеха ещё до меня. Это был уже третий случай... Всё? Как бы не так! Вскоре после этого им изгоняется другая девица, которая хоть и работала в соседнем конструкторском секторе, но, говорят, была переманена откуда-то  моим начальником. Стало быть, уже четвёртый случай. Но была ещё та, отвязная, с которой он даже не разговаривал и видеть не мог. В итоге и от неё удалось избавиться (не помню подробности). Уже набралось пять человек. И одна и та же схема... Просто удивительно! И что, на ошибках учатся?! Правда, после этого прошло аж два года. И вот мой шеф, к тому времени возглавивший наш отдел, нашёл на заводе одного парня, который на заводе занимался вычислительными машинами (слово «компьютер» тогда ещё не полностью вошло в обиход). И уговорил его перевестись к нам ведущим инженером. Но как он его представлял нам! «Он сильнее меня раз в пять! И наверное, посильнее любого из вас.» «Вот придёт он, поднакидает идей!» Но я, зная картину, ещё тогда сказал нашим, вот, помяните моё слово, он сам его через некоторое время выгонит! Что касается его необычайной силы, то я, пообщавшись с ним, быстро понял, что он, может, и умеет обращаться со своими вычислительными машинами, но электроника – это не его, точно... А о том, что начальник сам же его изгонит, я потом ещё неоднократно говорил. И что вы думаете? Через год или чуть больше, начальник начал конфликтовать с ним, обвинял его в некомпетентности (а как  же сильнее раз в пять?), и в итоге этот человек ушёл. Схема была отработана... Я даже в душе возликовал, вот, мол, видите, что я говорил? Да, говорят, ты был прав... Шесть случаев. И все похожи друг на друга, как две капли воды. Чем это объяснить? Учатся ли действительно на ошибках? И какое из выражений, упомянутых вначале, тут более уместно?
Возможно, этот список был бы расширен, но вскоре, в связи с другими веяниями, наша работа утратила свою актуальность и её не стало. Начальник мой уехал, и с тех пор я о нём ничего не знаю. Надо сказать, что несмотря на авантюрные черты его характера, я остался ему благодарен. Относился он ко мне хорошо, ценил как специалиста. И с его помощью я постиг удивительную науку – электронику.