Бабушка, прости меня!

Дина Гаврилова
Бабушка, прости меня!



С внезапным «появлением»  нового папы у нас появилась ещё одна, третья по счёту бабушка. Бабушка Мария жила отдельно в собственном доме. Её домик, стоявший почти в самом центре деревни, напоминал игрушечный сказочный теремок. Высокое деревянное надраенное  крыльцо, сиявшее чистотой, как будто приглашало заглянуть на огонёк. Из  небольшого коридорчика дверь  вёла в  аккуратненькую кухню, где всё блестело чистотой, прохладой, пахло свежеиспечённым хлебом и булочками.

В красном углу большой комнаты, как и положено, у православных, висела икона святого Николая –угодника, в честь которого и был назван сын. Стены  зала были украшены репродукциями картин  Ильи Репина. Картина «Дети, спасающиеся от грозы» затронула моё воображение. Я долго разглядывала перепуганных детей, попавших в грозу, пытаясь представить себя на их месте.

Наша  новая бабушка была большая рукодельница и мастерица.  На кроватях красовались белоснежные накрахмаленные подзоры, подушки украшали вышитые наволочки. На окнах висели такие же белоснежные занавески ручной работы. А на полу лежали аккуратные коврики, тоже изготовленные собственноручно. Всё в доме дышало уютом, покоем.

Наша мама с первых же дней своего нового замужества обязала нас ходить к новой бабушке и помогать по дому.  Мы должны были мыть полы, приносить воду. Бабушка встречала нас на удивление очень радушно.  Она нас баловала, пекла к нашему приходу блины по особому рецепту, поила  чаем с вареньем. Говорила она негромко, была вся такая интеллигентная, у неё стояли полки с книгами. Чтение было самой сильной её страстью. Она перечитала все книги в местной библиотеке, а позже для неё выписывали журнал «Таван Атал», «Ялав » из Чувашии. Бабушка читала запоем в любую свободную минуту.

В начале мы ходили к бабушке Марии по обязанности, потом  эти походы превратились для нас в маленькие праздники, которые всегда заканчивались дружным просмотром телевизора. У  нас ещё не было своего телевизора.
Бабушка Мария  была совершенно не похожа на нашу суровую бабушку Евдокию и ничего общего не имела с самовлюблённой бабушкой Анисьей. Одна была железным диктатором, всех подминавшая под себя, а другая же всегда блюла только свои интересы. А бабушка Мария была тихой, скромной, незаметной, стараясь оставаться в тени.
 
Через год бабушка Мария переехала к нам окончательно....С её приходом наша жизнь кардинально изменилась. Она всех нас окружила теплом, уютом заботой. Бабушка никогда не сидела без дела. Утром вставала ни свет, ни заря, готовила завтрак родителям, они уходили на работу полпятого утра, кормила кур и поросят. Утром нас всегда ждал горячий завтрак, после уроков -накрытый стол. Бабушка сама кроила и вручную шила себе платья и фартуки. Неустанно чинила нам одежду, вязала варежки и носки, со скоростью вязального автомата. Носки у нас просто «горели» на ногах. Любила смотреть спектакли на башкирском языке. Она говорила на четырёх языках. Бабушка Мария учила нас с Лидой вышивать, штопать, вязать носки, приучала нас к опрятности.

На  Седьмое ноября  всегда забивали гусей, потом ощипывали в бане. Бабушка  Мария, вонзив «скальпель» в тушу жирненького гуся, сделала надрез и начала аккуратненько вынимать потроха.
- Самое главное для девушки - это умение потрошить кур и гусей, - рассуждала вслух бабушка. – Вот, например, Лизук с нашей улицы вышла замуж, и попросили молодуху курицу сварить. Она  её ощипала, а желчь не удалила, сварила суп, а он горький в рот не взять.

- Родители этой самой Лизук от стыда чуть не сгорели, - продолжала проповедь с тайным смыслом моя бабушка. - Вот ты Надя, если не научишься, кур и гусей потрошить, замужем со стыда сгоришь.
Я смотрела во все глаза, как бабушка ловко вываливает кишки из гусиной тушки, как надрезает желудочек и снимает внутренний слой,  изо всех сил стараясь одолеть хитрую науку потрошения кур и гусей, чтобы в будущем не опозорить честное имя бабушки Марии.

Только сейчас, когда её не стало, я оценила её благотворное влияние на нас. Нам очень повезло с бабушкой. Она всю жизнь заботилась о нас, но я своими капризами обижала её.

- Не буду, есть суп с лапшей! – капризничала я, отодвигая тарелку с кислой миной. - Он невкусный!

Бабушка  терпеливо уговаривала меня съесть хотя бы ложку, но я упорствовала, демонстрируя свой несносный характер.
 Бог есть! Теперь меня мучает дочь точно таким поведением. Бабушка, прости меня, пожалуйста, я всё поняла, но уже поздно. Наша милая,  добрая бабушка умерла 25 февраля 1985 года.